Типология внутрисемейных отношений

 Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, поскольку семья как определенная социальная общность выступает, прежде всего, как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. По определению, внутрисемейные отношения- сложные социальные образования, куда входят понятия родительской любви, родительской установки, позиции, родительского отношения, роли занимаемой ребёнком в семье, стилей воспитания. [1]

 Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.). Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные "подсистемы". Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Внутрисемейные отношения играют огромную роль в жизни ребёнка. Они являются первымобразцом межличностных отношений. Вот почему ребёнок переносит и на другие жизненные ситуации тот стиль общения, который усвоил в семье, который ему продемонстрировали родители. То, как ребёнок будет общаться с другими людьми, со своим будущим супругом или супругой, во многом зависит именно от семьи. Необходимо помнить, что тактику наших внутрисемейных взаимоотношений ребёнок начинает понимать очень и очень рано. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уже в семь месяцев ребёнок понимает характер внутрисемейных отношений. Он интуитивно чувствует, как и с кем нужно себя вести. Прекрасным примером является разница в поведении детей в присутствии бабушек и дедушек, старших братьев и сестёр, мамы и папы. Всё это ещё и ещё раз подтверждает то огромное влияние, которое оказывает на ребёнка поведение его родителей.

 Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье – проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. По мнению многих исследователей, ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Следовательно, определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка одновременно является и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Это позволило педагогам и психологам вывести довольно чёткую зависимость- успешность формирования личности обуславливается, прежде всего, влиянием семьи. В связи с этим, чем лучше семья оказывает влияние на саму личность, тем выше будут результаты физического, нравственного и умственного развития личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью, какова семья, таков и выросший в ней человек. И эта зависимость давно используется на практике. [14;27]

 Не всякая семья имеет положительный опыт взаимодействия с ребёнком и зачастую неумение родителей правильно воспитывать своё дитя- одна из причин возникновения жестокости. На первый взгляд, эта проблема решается легко, достаточно просто объяснить родителям, как воспитывать ребёнка. Проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений. В разных семьях внешне одинаковое поведение, скажем ребёнка или мамы, имеет разные причины. Важно увидеть причины, ведущие к усилению или ослаблению проблемного поведения. Например, ребёнок ведёт себя «ужасно», потому что мама с папой всё время ссорятся, а ребёнок своим поведением пытается объединить их «против себя», тем самым сохраняя семью. И несмотря на свою болезненность, она часто становится в чём- то выгодной для всех членов семьи, и потому так трудно порой изменить поведение и установки членов семьи: им так удобно, привычно, понятно. Но, к сожалению, истоки неправильного воспитания иногда лежат гораздо глубже- в родительских мотивах: желание иметь в своём распоряжении объект для манипулирования, бессознательная потребность перенести на малыша унижение, которому подвергались когда- то сами, страх и неприятие каких- то проявлений в своих детях, потребность найти выход для подавленных чувств и т. д, причина может быть в сложившейся системе взаимоотношений в семье. Как ни прискорбно звучит, но маме может быть «выгоден» больной ребёнок, чтобы удержать в семье мужа, папа может быть заинтересован (бессознательно) в неуспехах ребёнка, чтобы иметь оправдание своим запоям и так далее. Учёт этих сложнейших механизмов функционирования семьи осуществляется с помощью системного подхода.

Системный подход формирует объёмный, многомерный взгляд на семью и внутрисемейные проблемы, указывает на неоднозначность нарушения, на его комплексность. [35]. А значит, простого совета, как изменить ситуацию, быть не может. Семья как любая система- самоорганизующаяся. Иначе говоря, семья представляет собой некую целостность, где изменение одного члена семьи ведёт к изменению всей системы. И стремясь сохранить свою целостность, встречается с требованиями общества в виде правил, норм. Семья может создать о себе любой миф, для окружающих, чтобы сохранить иллюзию целостности, от которой страдают сами члены семьи, и особенно- дети

Семья в своём развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию развития предъявляет ко всем её членам новые требования. И если семья не справляется, возникает риск её дисгармонии. Такая семья становится дисфункциональной, то есть не справляющейся со своими функциями.

Системный подход означает, что семья - не просто сумма её членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребёнка, например, влияет на другие семейные проблемы и одновременно само объясняется их влиянием. Благодаря системному подходу специалисты научились помогать изменять взгляды и взаимодействия в семье таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пессимистичными, агрессивными, и обучать членов семьи ответственности за свои слова.

 С помощью системного подхода при описании разных уровней семейной системы, в структуре семьи выделяют две подсистемы: подсистему родителей и подсистему детей. Выделение этих подсистем позволяет более чётко обозначить их внутренние и внешние связи. А эти связи характеризуют структуру семьи с позиции её границ. Термин граница используется нами для описания взаимоотношений между семьёй и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи [21]. Границы регулируют отношение между подсистемами, а вместе с тем и внутри семьи. Внешние границы - это границы между семьёй и социальным окружением. Они проявляют себя посредствам того факта, что члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и внешним окружением. Внутренние границы создаются посредствам разницы в поведении членов различных подсистем. В рамках самой семьи встречаются три типа границ: четкие, ригидные и диффузные. Четкие границы улучшают коммуникацию между подсистемами, облегчают приспособление и согласование. К тому же четкие границы позволяют родителям и детям почувствовать взаимозависимость, но в тоже время не мешают проявлению их индивидуального своеобразия. Ригидные же границы изолируют членов семьи от общества и друг от друга. Дети приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования. Именно поэтому семьи с ригидными границами ищут помощи за пределами своей семейной группы. Диффузные границы своеобразно противостоят ригидным чертам. В таких семьях не ясны функции подсистем. В этом случае дети уверены в родителях и неуверенны в себе. Поэтому им трудно устанавливать отношения за пределами семьи, и не легко создавать свою собственную семью. Дисфункцию семьи как системы задают крайние варианты границ. В случае жёстких границ между поколениями не происходит обмена опытом, что отрицательным образом влияет на рост и развитие семьи и отдельных её членов. Если внешние границы слишком жёсткие, то обмен между семьей и социальным окружением мал, наступает застой в системе. Если границы слишком слабые, то у членов семьи много связей с внешней средой и мало между собой. Такие ситуации очень осложняют внутрисемейные отношения.

 Взаимоотношения родителей и детей трансформировались на протяжении истории. Впоследствии, в истории психологии семьи выделились шесть стилей отношений к детям:

 Инфантицидный- детоубийство, насилие (с древности до IV в. н. э.).

 Бросающий- ребёнка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV- XVII вв.).

Амбивалентный- дети не считаются полноправными членами семьи, или отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят по образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывали (XIV- XVII вв.).

Навязчивый- ребёнок становится ближе с родителями, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).

Социализирующий- усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребёнок для них объект воспитания и обучения (XIX- начало XX в.).

Помогающий- родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребёнка с учётом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в.- настоящее время). [38; 22]

Обращение к истории и первоначальному выделению стилей отношений к детям, подтолкнуло исследователей и специалистов в области изучения семьи, к идее расширения и обогащения современных теоретических знаний по проблемам семьи и внутрисемейных отношений, новыми подходами и концепциями. И в настоящее время, взаимоотношения родителей и детей носят более свободный характер.

 На основе изучения работ А.И. Антонова, Г.М. Андреевой, И.В. Гребенникова, Б. Н. Никитина [26;27], а также результатов исследования видится целесообразным выделение таких важнейших задач семьи, как:

– создание максимально благоприятных условий для роста и гармоничного развития ребенка;

– обеспечение духовно-нравственного формирования, социально-экономической и психологической поддержки и защиты личности;

– передача опыта прошлых поколений о ценностях семьи и значимости сохранения семьи, воспитания в ней детей;

– обучение детей полезным прикладным навыкам и умениям, включая самообслуживание и помощь близким;

– воспитание у детей чувства человеческого достоинства, ценностного отношения к собственному «Я»;

– поддержка национальных обрядов, культурных обычаев, сохранение и развитие семейных традиций;

– воспитание уважительного отношения к представителям генеалогического дерева, к старшему поколению.

Рассмотрение основных задач семьи определяет необходимость раскрытия типов семей. Особое значение для развития семьи имеют ее экономическое положение и социальный статус. И специфика и динамика развития внутрисемейных отношений во многом зависят от типа семейной группы. Кроме того различные типы семьи по – разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Использование разных типологий помогает получить более полную, многоцветную картину важнейших характеристик семьи в социальном и научном плане. На сегодняшний день учёным пока не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. Как известно, нет семьи вообще. Есть семьи конкретные: городские и сельские, молодые и пожилые и т.д. Важность выделения определенных типов семей объясняется также тем, что несмотря на общность внутренних отношений, в них имеется своя специфика, обусловленная национальными, культурными, религиозными, возрастными, профессиональными, и другими различиями. Чем больше таких групп удаётся выделить, тем более обстоятельно и научно обоснованно исследуются внутрисемейные отношения, что, в свою очередь, позволяет людям избегать многих ошибок в построении взаимоотношений и семейной жизни, делать её психологически комфортной. [41]

 Исходя из этого, можно говорить о многообразии подходов к классификации типов семей. Традиционно подошёл к рассмотрению типов И. В. Гребенников в своей работе, в которой он выделяет два типа семей: благополучные и неблагополучные семьи, с присущим им благоприятным и неблагоприятным психологическим климатом. Психологический климат И. В. Гребенников [8], определяет как устойчивый эмоциональный комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи, который является следствием семейной коммуникации. Значит, психологический климат неразрывно связан с идейно- нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений. Психологический климат не является чем- то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи. А от того, какими будут показатели психологического климата, будет зависеть характер формирования и развития внутрисемейных отношений. Многолетние наблюдения показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат. На психологическую атмосферу в сильной степени влияет внутрисемейное общение, которое весьма специфично. Это обуславливает, прежде всего многоаспектность семейных отношений, их естественность, постоянство, взаимозаинтересованность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи. Поэтому общение имеет всесторонние воздействие. Но дело в том, что процесс этот очень сложен и распознать результаты этого воздействия чрезвычайно трудно.

 Вопрос о типологических особенностях семьи является достаточно сложным и нельзя говорить о существовании единой, четкой классификации. И тем не менее, И. П. Подласый, в своей статье выделил пять типичных моделей отношений между взрослыми и детьми в семьях. [26] В основу анализа положено видоизменение отношений как одной из фундаментальных характеристик межличностных отношений. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на детей.

Семьи, уважающие детей. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети в них растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и лети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи- порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существуют определённая дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться.

  Материально - ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле слова. Отношения с родителями, лишённые духовной основы, могут развиваться непредсказуемо. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают. Но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления.

  Враждебные семьи. Дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители. При всей правоте родителей им полезно знать, что существуют психологические барьеры общения: неприемлемые навыки общения, взаимного восприятия, различие характеров, противоборствующие желания, отрицательные эмоции.

  Антисоциальные семьи. Влияние таких семей крайне негативное, в 30 % случаев ведёт к антиобщественным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства. Что происходит в таких семьях нетрудно понять. Родители, как правило, занимают конфликтную позицию. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Острые конфликты могут возникать из- за эмоциональной глухоты родителей. Дети особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъёма, возвышенных устремлений, непонятных взрослым. Непонимание и неприятие таких переживаний взрослыми ведёт к обоюдному отчуждению. Обе стороны утрачивают способность слушать и понимать друг друга.

 Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняется теми типами семейных отношений и механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются их взаимодействия. Так, психологами и педагогами были определены типы семейных отношений, и механизмы социализации, с помощью которых ребёнок приобщается к социальной действительности, становится её самостоятельным участником. Т. А. Куликова описывает три таких механизма социализации и четыре типа семейных отношений. [14]

 Типы семейных отношений:

1. Такой тип семейных отношений как диктат характеризуется введением правил и требований в жизнь ребёнка через приказы, насилие, жестокие меры.

2. Опека – явление того же порядка, в силу добрых побуждений, родителя через навязывание присваивают детям собственные мнения и решения.

3. Мирное сосуществование – тип отношение основанный на принципе невмешательства, в результате наблюдается отчуждение родителей и детей друг от друга, эмоциональная автономия.

4. Сотрудничество – отношения, построенные на балансе любви, уважения и требовательности к ребенку.

В итоге диктат и опека ломают волю ребенка, задерживают развитие личности, интересы крайне ограничены. Мирное сосуществование влечет появление чувства внутренней пустоты, притупляет чувства взаимопомощи и ответственности. Оптимальным вариантом является сотрудничество, которое внушает ребёнку веру в собственные силы, способствует формированию духовной сферы ребенка.

 Говоря о механизмах социализации, можно говорить не об объективном, а о субъективном содержании приобретаемого в процессе домашнего воспитания опыта, его обусловленности всей атмосферой родительского дома.

1. Так, подкрепление – формирование родителями типа поведения, отвечающего ценностным представлением семьи о правилах и нормах жизнедеятельности в обществе. Это есть внедрение системы норм и правил.

2. Ребенок подсознательно ориентируется на формы поведения взаимодействия родителей с окружающим миром. И этому способствует механизм идентификации.

3. Понимание – механизм социализации содействующий формированию самосознания ребенка.

Сами по себе рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи.

 В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. Связи «родитель- ребёнок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, её актуального состояния и направлений будущего развития. Влияние родителей на психическое развитие ребёнка пристально изучается, начиная с 20- х гг. XX в. Родительская любовь имеет врождённые биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно- исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско- родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. Представим их в виде «идеальных» моделей правильных, успешных взаимоотношений родителей и детей. Мы выделили по крайней мере три группы моделей, которые условно назвали: психоаналитическая, бихевиористическая, гуманистическая модели. «Психоаналитическая» модель взаимодействия. [27]

Основу модели составляет классический психоанализ З. Фрейда, где влиянию родителей на психическое развитие ребёнка отводится центральное место. В первые годы жизни ребёнка родители- это те лица, с которыми связаны самые важные ранние переживания. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребёнком имеют важный психологический эффект. Особое значение для складывания структуры личности, для возникновения суперэго имеет характер отношений с родителями в трёх- шестилетнем возрасте. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации проявляются характерными проблемами во взрослом возрасте. Американский психолог Э. Эриксон, рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти. При этом в ранние годы человек испытывает существенное влияние со стороны семьи, а позже – со стороны более широкого социального окружения. Основы формирования здоровой личности- базовое чувство доверия к миру, автономность, инициативность складываются в условиях грамотной родительской позиции и увеличения контролируемого самим ребёнком психологического пространства. Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на роль материи и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. Материнская любовь безусловна и её не нужно добиваться. Отцовская любовь по большей части- это обусловленная любовь, её нужно и, что важно, можно заслужить достижениями, соответствие ожиданиям, дисциплиной. Иное отношение к личности ребёнка, представлено у Ф. Дольто, представительницы парижской школы фрейдизма. Основную трудность в прохождении детьми этапов становления личности Дольто видит не в детях, а в родителях. Трудные родители- гиперопекающие, авторитарные, насильно удерживающие взрослеющих детей. В работах педагога- психоаналитика Д. В. Винникота главное внимание отводится профилактической работе с родителями, выработке у них правильных базисных установок. Д. В. Винникот обсуждает такие препятствия во взаимоотношениях с детьми, как периодическое раздражение на ребёнка и последующее чувство вины из- за этого. В качестве конкретных методов психолог обращает внимание на соотношение взаимодействия в базисе «да» и в базисе «нет», между которыми должен быть найден оптимальный баланс. Представитель психоаналитической педагогики К. Бютнер рассматривает не только традиционную для психоанализа сферу семейного воспитания, но соотношение семейного и институционального воспитания, в частотности растущее влияние видеофильмов, мультфильмов, игр, индустрии игрушек и т. п. Корни трансактного анализа, разработанного Э. Бёрном, уходят в психоаналитические теории личности. Так, он различает три состояния «я»: ребёнок, взрослый и родитель. Все три начала в личности человека, по Бёрну, развиваются постепенно и во взаимодействии с окружающей социальной средой. Автор подчёркивает, что ключ к изменению поведения ребёнка лежит в изменении взаимоотношений между ребёнком и родителями, в изменении образа жизни семьи.

 «Бихевиорисиская» модель взаимодействия.

Представители этой модели, Дж. Уотсон и другие бихевиористы пришли к выводу о том, что психика человека имеет минимум врождённых компонентов, её развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой. Внешние, средовые воздействия определяют содержание поведения ребёнка, характер его развития. Отсюда главное- особая организация окружения ребёнка. По мнению радикального представителя бихевиоризма Б. Скиннера, свободы воли личности не существует, поведение отдельного человека находится под контролем социального окружения. Р. Сирс использовал психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) и принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребёнка. А. Бандура- небихевиорист, представитель социально- когнитивного направления в изучении личности, отвечая на вопрос о механизмах социализации, особую роль отводил научению посредством наблюдения, подражания, имитации, идентификации и путём моделирования. Поэтому, чтобы модифицировать поведенческие реакции ребёнка, надо научиться анализировать поведение в терминах стимулы, последствия, подкрепления, опираться на обусловленное проявление любви к ребёнку. Представители бихевиористского направления полагают, что проявление родителями тёплых и нежных чувств к ребёнку должно быть обусловленным. Однако критики считают, что поскольку ребёнок учится действовать только за вознаграждение, это становится его системой ценностей, и желательные формы поведения он демонстрирует только тогда, когда это выгодно.

 «Гуманистическая» модель взаимодействия.

Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности, которая иногда рассматривается как предшественник гуманистической психологии. По А. Адлеру, человек- существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. В теории личности, разработанной А. Адлером, подчёркивается, что у каждого человека есть врождённое чувство общности, или социальный интерес, в котором реализуется уникальность личности и творческие свойства человеческого «я». Последователем А. Адлера был педагог Р. Дрейкурс, который развил и конкретизировал взгляды учёного, внедрил практику консультаций и лекций для родителей. В русле представлений Адлера и Дрейкурса находится программа выработки позитивной дисциплины детей, которую разработали педагоги Д. Нельсон, Л. Лотт и Х. С. Глени.

Особое внимание авторы обращают на то, что негативное поведение детей является следствием ошибочных целей. В США и в других странах популярна модель семейного взаимодействия Т. Гордона, получившая название «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР). На её основе созданы авторские варианты психотренингов, например, американскими психологами Дж. Байярд и Р. Байярд, российскими учёными- Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Рахматшаевой.

Основу взглядов Т. Гордона составляет феноменологическая теория личности К. Роджерса, который верил в изначальную способность человека к добру и совершенству. По мнению К. Роджерса, для позитивного взаимодействия с детьми родителям необходимы три основных умения: слышать, что ребёнок хочет сказать родителям; выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребёнка; благополучно разрешать спорные вопросы, так чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны. Ю. Б. Гиппенрейтер представила модификацию модели Т. Гордона с учётом закономерностей психического развития, открытых в российской психологии. Центральные идеи и ключевые понятия модели разработанные Х. Джайноттом ориентированы прежде всего на практическую помощь родителям, на выработку их уверенности в собственных силах В. Горянина шаг за шагом ведёт родителей от авторитарности как принципа воспитания к доверию и взаимопониманию, к ответственному поведению детей. Созвучные идеи высказываются А. Фромм: родитель должен контролировать в первую очередь собственное поведение; воспитывать ребёнка, не подавляя его личность; стремиться понять причину поведения ребёнка; передать ребёнку убеждение, что его любят и готовы всегда помочь.

Главные идеи семейного психотерапевта В. Сатир связаны с пониманием семьи как центра формирования новых людей. По мнению В. Сатир, родительско- детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения. Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребёнка общим способам самостоятельного разрешения проблем.

Таким образом, проблема внутрисемейных отношений у разных авторов приобретает разное звучание. Это может быть проблема детско- родительских отношений, когда на первом месте- личность ребёнка, испытываемые им влияния, внутренние переживания и «характерообразующие» последствия. В других случаях в центре внимания исследователя- фигура родителя, его ведущая роль во взаимодействии, возникающие у него трудности. В «психоаналитических» и «бихевиористских» моделях ребёнок представляется скорее как объект приложения родительских усилий, как существо, которое нужно социализировать, дисциплинировать, адаптировать к жизни в обществе. «Гуманистическая» модель подразумевает прежде всего помощь родителей в индивидуальном становление ребёнка. Внутрисемейные отношения рассматриваются зарубежными и отечественными авторами как взаимодействие, взаимная деятельность по изменению обстоятельств жизни.

Отправной доминантой, обуславливающей и инициирующей все другие характеристики понятия внутрисемейные отношения, являются определённые внутригрупповые процессы и явления. И так как, межличностные внутрисемейные отношения- это сложные социальные образования, следовательно понятийный аппарат детско- родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки; родительские позиции; типы родительского отношения; стили воспитания детей; семейные роли детей и т. п. [41; 38]

Одни и те же члены семьи в различных характерных для нее системах отношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутрисемейных отношений психологи пользуются понятиями “позиция”, “статус”, “внутренняя установка” и “роль”.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребёнка. Родительское отношение включает в себя субъективно- оценочное, сознательно- избирательное представление о ребёнке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приёмов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческие компоненты.

Позиция же – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. В семье она определяется связями данного человека с остальными членами семьи. От позиции, занимаемой человеком в семье, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов семьи.

В отличие от позиции статус человека в семье – это реальная характеристика его положения в системе внутрисистемных отношений, степень действительной авторитетности для остальных членов семьи.

Внутренняя установка человека в системе внутрисемейных отношений – это личное, субъективное восприятие или своею соответственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень внимания на остальные члены семьи. Действительный статус и его восприятие человеком могут расходиться.

Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательностью принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка- менее однозначна. В связи с этим исследователи, педагоги и психологи выделяют различные варианты родительских позиций, установок, родительского отношения.

А. Я. Варга, описывает следующий вариант: Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник»). [5]

В. Н. Дружинин выделил такую классификацию: поддержка, разрешение, приспособление к потребностям ребёнка, формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребёнку, непоследовательное поведение. [10]

Иной вариант предложил А. С. Макаренко: сотрудничество, авторитет доброты, любви, уважения, авторитет подавления, расстояния, педантизма, подкупа.

В. Сатир предложил позитивную модель поведения, которую определил как гибкую или уравновешенную, где различные приёмы используются не автоматически, а сознательно, с учётом последствий своих действий. Характер и степень влияния на ребёнка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия: пол, возраст, темперамент и особенности характера родителя, религиозность, национально- культурная принадлежность, социальное положение, профессиональная принадлежность, уровень и педагогической культуры.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, их описывают через те роли, которые выполняет ребёнок. В социальной психологии роль определяется как нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего определенную позицию. Войдя в определенную роль в семье, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены семьи начинают ожидать от него поведение, соответствующего роли. Принятия на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека системе внутрисемейных отношений. По мнению А. С. Спиваковской [27], роль ребёнка можно чётко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль- это набор шаблонов поведения по отношению к ребёнку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребёнку взрослым. В. Н. Дружинин выделил, наиболее типичные четыре роли: «козёл отпущения», «любимчик», «примиритель», «бэби». «Козёл отпущения»- это объект для проявления взаимного недовольства супругов- родителей. «Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребёнок раз и навсегда остаётся в семье только ребёнком, «Бэби» с очень ограниченными правами. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семье. Выделяются и другие роли: «ребёнок- обуза», «ребёнок- раб», «ребенок- любовник» (одинокая, как правило, мать настаивает на «отношений для двоих», закрепощает ребёнка в узах свой любви), «ребёнок как оружие» в борьбе с супругом, «ребёнок- заместитель мужа» (от него требует постоянного внимания, заботы, чтобы он был рядом и делился своей личной жизнью).

Нарушение семейной среды, семейной атмосферы можно классифицировать с точки зрения удовлетворения важнейших по мнению З. Матейчика, человеческих потребностей- в активном контакте внешней действительности. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым. При этом параметре контроля варьирует от обособлённости до зависимости.

1. Ультраустойчивая эмоционально- безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, не заинтересованность, аутизацию, задержку речевого и психического развития.

2. Изменчивая эмоционально – безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечёт за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхность контактов и чувств ребёнка.

Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребёнку: симпатия- антипатия, уважение- пренебрежение, близость- дальностью. Согласно классификации предложенной А. С. Спиваковской, сочетание этих аспектов отношений позволяют описать некоторые типы родительской любви.

Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). «Хочу, чтобы мой ребёнок был счастлив, и я буду помогать ему в этом».

Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребёнком). «Смотрите, какой у меня прекрасный ребёнок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним».

Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). «Мой ребёнок не такой как все. Хотя мой ребёнок недостаточно умён и физически развит, но всё равно это мой ребёнок и я его люблю».

Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, не уважение, большая межличностная дистанция). «Нельзя винить моего ребёнка в том, что он недостаточно умён и физически развит».

Отвержение (антипатия, не уважение, большая межличностная дистанция). «Этот ребёнок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело».

Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь, беспредельно страдаю оттого, что мой ребёнок так неразвит, неумён, упрям, труслив, неприятен другим людям».

Преследование (антипатия, неуважение, близость). «Мой ребёнок негодяй, и я докажу ему это!».

Отказ (антипатия, большая межличностная дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим ребёнком».

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трём главным требованиям: адекватности, гибкости, прогностичности. Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребёнка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребёнка. Знание и учёт его возможностей и склонностей- важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способа воздействия на ребёнка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая» позиция ведёт к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность выражается в её ориентации на «зону ближайшего развития» ребёнка и на задачи завтрашнего дня; это оперяющая инициатива взрослого, направления на изменение общего подхода к ребёнку с учётом перспектив его развития.

Одним из основных психолого- педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально- психологическая понятие, стиль обозначает совокупность способов и приёмов общения по отношению к партнёру. Различают общий, характерный и конкретный стили общения. Родительский стиль- это обобщенные, характерные, ситуационно- неспецифические способы общения данного родителя с данным ребёнком, это образ действий по отношению к ребёнку. Чаще всего в психолого- педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используется два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребёнку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая- с большим количеством ограничений, запрещений; низкая- с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учёт сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Г. Крайг выделил четыре основные стиля воспитания:

1. Авторитетный (тёплое отношение, высокий уровень контроля)

2. Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля)

3. Либеральный (тёплые отношения, низкий уровень контроля)

4. Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

Наиболее активна проблема связи стилей воспитания, нарушений родительского отношения и отклонений в психическом развитии и даже развития детей исследуется с клинико- психологических позиций.

При помощи разработанного Э. Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье. Также, можно выделить типы негармоничного семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение ребёнка, жестокое обращение, гипоппротекция. [35]

 Таким образом, внутрисемейные отношения представляют собой сложный механизм социальной действительности, который выступает фактором развития семьи. Инновационным подходом к проблеме внутрисемейных отношений является - системный подход. Который позволяет учитывать все механизмы функционирования семьи, и сформировать многомерный взгляд на семью. Семья в своём развитие проходит разные стадии. Динамику развития семьи позволяют проследить её типологические особенности, стиль воспитания поддерживаемый в семьи, роль занимаемая ребёнком в системе отношений, родительское отношение, позиции и установки родителей. Влияние родителей на психическое развитие ребёнка пристально изучается психологами и педагогами. Взаимоотношения родителей и детей представляет собой культурно- исторический феномен, исторически изменчивое явление, которые трансформировались на протяжении истории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: