При укладке трубопровода выполняются следующие виды работ:
- рытье траншеи,
- извлечение труб,
- углубление и подчистка дна траншеи,
- укладка труб в траншею,
- монтаж колодцев,
- частичная засыпка,
- предварительное испытание,
- полная засыпка с трамбованием,
- окончательное испытание,
- промывка с хлорированием.
При поточном ведении строительства ведущим процессом может быть как рытье траншеи экскаватором, так и укладка труб краном.
Для выявления ведущего процесса определю сколько метров траншеи или трубопровода за сутки могут сделать соответственно экскаватор и кран. Для экскаватора длину этого участка определю по формуле:
Пч * tэ - Vк 76.1 * 8.2 - 2
l = ¾¾¾¾¾ = ¾¾¾¾¾¾ = 36.9 м,
F 33.75
где Пч - часовая производительность выбранного экскаватора,м3/ч;
tэ - число часов работы экскаватора в сутки;
Vк - объем уширений траншеи в месте установки колодцев;
F - площадь поперечного сечения траншеи, м2.
То же, для укладочного крана
tк 8.2 * 2
l = ¾ = ¾¾¾ = 34.2 м,
t1м 0.48
где tк - число часов работы крана в сутки;
t1м - время на укладку 1 пм трубопровода, ч.
Величина t1м получена, исходя из нормы времени на укладку 1 пм трубопровода и состава звена, предусмотренных ЕНиР:
Норма времени, чел.-ч на 1 пм трубопровода 2.4
t1м = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾ = ¾¾ = 0.48 ч.
Количество рабочих в звене 5
Ведущим процессом в данном случае будет укладка труб краном. Длина участка для укладки труб краном принята в качестве захватки lз и все остальные работы комплекса выполняются в том же ритме.
Количество захваток m определяется как частное от деления длины участка L на длину захватки lз:
L 3715
m = ¾ = ¾¾ = 109 дн.
lз 34.2
Срок производства работ Т на участке L:
T = (m + n - p - 1) * a + åt = (109 + 4 - 3 - 1) * 1 + 10 = 119 дн.,
где m - количество захваток;
а - ритм потока (а = 1);
n - количество циклов работ;
р - количество технологических перерывов;
åt - суммарное время всех технологических перерывов.
Для проектирования циклограммы составлена таблица.
Ведомость подсчета затрат труда и машинного времени.
#ЕНиР | Вид работы | Ед. | К-во | Наим. | Норма времени | Маши- | Трудо- | ||
изм. | машин | м. - ч | чел. - ч | ноемк. | емк. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
ЕНиР #2-1-7 | Рытье траншеи | 100 м3 | 11.5 | ОМ-201 | 2.8 | 3.4 | 32.2 | 39.1 | |
ЕНиР #10-4 | Извлечение труб | 1 пм | 34.2 | КС-5363 | ¾ | 0.26 | ¾ | 8.9 | |
ЕНиР #2-1-46 | Подчистка дна траншеи | 100 м3 | 0.75 | ¾ | ¾ | 8.4 | ¾ | 6.3 | |
ЕНиР #2-1-31 | Рытье приямков | 1 м3 | 1 | ¾ | ¾ | 1.25 | ¾ | 1.3 | |
ЕНиР #10-2 | Укладка труб | 1 пм | 34.2 | КС-5363 | ¾ | 2.4 | ¾ | 82.1 | |
ЕНиР #10-27 | Монтаж колодцев | 1 кол. | 0.5 | ¾ | ¾ | 9.5 | ¾ | 4.8 | |
ЕНиР #2-1-44 | Частичная засыпка | 1 м3 | 115.4 | ¾ | ¾ | 0.58 | ¾ | 66.9 | |
ЕНиР #10-6 | Предва-рительное испытание | 1 пм | 34.2 | ¾ | ¾ | 1.05 | ¾ | 35.9 | |
ЕНиР #2-1-21 | Полная засыпка | 100 м3 | 10.4 | Д493 | 0.72 | 0.72 | 7.5 | 7.5 | |
ЕНиР #2-1-45 | Трамбование | 100 м2 | 3.5 | пневматич. трамбовка | ¾ | 2.4 | ¾ | 8.4 | |
ЕНиР #10-6 | Окончател. гидравлич. испытание | 1 пм | 34.2 | ¾ | ¾ | 1.05 | ¾ | 35.9 |
Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
Тема: ’’Расчет водоснабжения и организация водоотведения на пункте обеззараживания подвижного состава.’’
Исходные данные: На железнодорожной станции, для которой проектируется водоотведение ведутся работы по подготовке пункта обеззараживания подвижного состава (ПОПС).
Пропускная способность ПОПС и его размеры приведены в таблице:
Показатели | |
Общая пропускная способность, ваг/сут | 260 |
в том числе крытые порожние | 120 |
то же груженые | 60 |
полувагоны | 40 |
пассажирские ЦМВ | 40 |
площадь ПОПС, тыс.м2. | 18 |
длина железнодорожных путей, м | 1110 |
В данной главе изложены требования к пункту обеззараживания подвижного состава, определена потребность воды для обеспечения работы пункта, принято решение на организацию водоотведения зараженной воды и ее дезактивацию.
1. Требования к пункту обеззараживания подвижного состава.
Поскольку из трех видов обеззараживания (дезактивация, дегазация, дезинфекция) наибольшее количество воды требуют работы по удалению с подвижного состава радионуклидов, все расчеты выполняются применительно к дезактивации.
Полную дезактивацию зараженного подвижного состава производят путем смывания радиоактивной пыли струями моющих растворов, холодной или горячей воды с помощью моечных установок и машин. Обмывку производят при давлении на выходе струи не менее 10 кгс/см2, а при обмывке из брандспойтов - не менее 2 кгс/см2.
При полной дезактивации в случае необходимости производят дополнительную обработку отдельных частей вагонов и локомотивов посредством протирания щетками, ветошью или другими способами.
Дезактивацию порожних составов или групп вагонов производят в такой последовательности:
- проверка степени заражения наружных поверхностей;
- наружная обмывка вагонов;
- очистка крытых и изотермических вагонов, платформ и полувагонов от мусора и остатков ранее перевозимых грузов;
- промывка внутренних поверхностей крытых и изотермических вагонов (обработка внутренних поверхностей кузова полувагона, пола и бортов платформ осуществляется одновременно с их наружной обмывкой);
- дообработка внутренних поверхностей вагонов;
- дозиметрический контроль;
- дообработка отдельных частей и деталей наружных поверхностей вагонов с последующим дозиметрическим контролем.
Дезактивацию груженых поездов или отдельных вагонов производят в такой последовательности:
- проверка степени заражения наружных поверхностей вагонов;
- обмывка наружных поверхностей вагонов и грузов, находящихся на открытом подвижном составе;
- дообработка отдельных частей и деталей наружных поверхностей вагонов;
- дозиметрический контроль обработанного подвижного состава.
При дезактивации пассажирского состава последовательность выполнения операций принимают ту же, что и при обработке порожнего состава (с предварительной высадкой людей).
Стационарные пункты обеззараживания подвижного состава, организуемые на базе существующих на железных дорогах различных предприятий для подготовки вагонов и перевозкам, должны иметь:
- пути для обработки подвижного состава;
- бетонированные и асфальтированные площадки;
- водоснабжение;
- энергоснабжение и наружное освещение территории;
- горячее водоснабжение;
- санитарные пропускники;
- наружную и внутреннюю канализацию с очистными устройствами,
а также в случае необходимости:
- станцию перекачки;
- помещение для обслуживающего персонала;
- лабораторию;
- медпункт;
- оборудование для приготовления обеззараживающих растворов;
- вспомогательные помещения, площадки и устройства (кладовые для инвентаря, материалов и т.п.);
- места для уничтожения или захоронения отходов.
При дезактивации вагонов на пунктах комплексной подготовки используют следующие устройства и сооружения:
- установки для наружной обмывки вагонов;
- машины для внутренней промывки;
- устройства для механизированного удаления мусора при очистке вагонов;
- насосные станции и установки для подогрева воды;
- служебно-бытовые и производственные помещения.
К техническим средствам, используемым для полного обеззараживания объектов железнодорожного транспорта, относятся установки с устройствами для нанесения моющих, дегазирующих и дезинфицирующих растворов, для наружной обмывки и внутренней промывки вагонов, машины для поливки пути и уборки платформ, уборочные и поливочные машины для дорог, строительные и ремонтные машины и оборудование и др. Кроме того, в эту категорию технических средств входят унивесальные подвижные установки, оснащенные несколькими видами оборудования, пригодного для обработки подвижного состава, а также устройства для очистки и сушки вагонов.
На железных дорогах применяют различные виды моечных установок для подвижного состава.
Установка для наружной обмывки вагонов конструкции Харгипротранса.
Обмывочный контур работает от насоса, создающего напор 17 кгс/см2, а у насадок до 15 кгс/см2. Контур раствора действует от насоса, создающего напор 6 кгс/см2 и 3-5кгс/см2.
На обмывочном контуре установлено 34 насадки, а на растворном - 21 насадка.
Расход воды и растворов на выходе из насадок зависит от длины трубопроводов, связывающих насосы с установкой.
Дегазирующие растворы, подаваемые на растворный контур, готовят в специальном помещении, оборудованном емкостями и механическими мешалками.
Установка ВНИИЖТ.
Данная установка для наружной обмывки и специальной обработки подвижного состава принята для размещения на стационарных пунктах, которые могут быть использованы при необходимости для проведения обеззараживания подвижного состава.
Использование высоких давлений (30 кгс/см2) при обмывке поверхностей в сочитании со специальными насадками, а также определенных режимов обработки растворами позволяет снизить стоимость обработки вагонов, не ухудшая ее эффективности. Для приготовления растворов установка имеет два бака-смесителя и два отстойника вместимостью по 5 м3 каждый.
Для обеззараживания подвижного состава могут использоваться и другие устройства, существующие на транспорте, например установка, разработанная ПКБЦВМПС, предназначенная для обмывки полувагонов при подготовке их к ремонту. Полувагон захватывается толкателями транспортного конвейера челночного типа и с установочной скоростью продвигается через установку. Одновременно с конвейером включаются приводы и насосы установок. Вся площадь вагона подвергается обмывке по мере прохождения через установку. При необходимости в указанной установке могут использоваться дезактивирующие и другие растворы.
Для внутренней промывки крытых грузовых вагонов на некоторых пунктах применяют полумеханизированные устройства, позволяющие управлять моечной установкой снаружи вагона. Эти устройства пригодны также для целей обеззараживания. Для механизированной обработки внутренних поверхностей грузовых вагонов при их дезактивации и дезинфекции используют вагономоечные машины типа ВММ-3 конструкции Харгипротранса, имеющиеся на многих пунктах комплексной подготовки вагонов к перевозкам. Основой конструкции машины являются две консоли из труб, позволяющие подавать через дверной проем вагона приборы типа ОК-ЦНИИ с разведением их внутри до середины каждой половины вагона. Управление машиной осуществляется из кабины оператора с помощью пульта.
Для ускорения специальной обработки вагонов применяется искусственная сушка с температурой подаваемого воздуха 120-150°С.
Для сушки вагонов рекомендуется использовать топочно-вентиляционный агрегат ТПЖ-50, а также калориферные сушильные агрегаты.
Сушку вагонов на пунктах, имеющих свое теплоснабжение, рекомендуется выполнять сушильным агрегатом Харгипротранса.
Основным требованием, предъявляемым к ПОПС, является устойчивое снабжение его достаточным количеством воды, а также сбор и дезактивация воды, зараженной радиоактивными веществами.
2. Расчет потребности воды для обеспечения работы пункта обеззараживания подвижного состава.
Суточная потребность воды определяется как сумма расхода воды на дезактивацию заданного количества вагонов, расхода воды на санитарную обработку персонала ПОПС (при трехсменной работе 70-90 человек), расхода на технические нужды и непредвиденные операции (10% от расхода на технологические нужды).
В отдельные сутки расход воды увеличивается в связи с необходимостью периодической дезактивации железнодорожных путей и территории ПОПС. Расчет потребности воды ведется на эти сутки.
При определении потребности воды на дезактивацию учтены следующие операции:
- обмывка наружных поверхностей крытых вагонов;
- то же пассажирских вагонов;
- обмывка наружных и внутренних поверхностей полувагонов;
- внутренняя промывка порожних крытых вагонов;
- обмывка горячей водой ходовых частей, замасленных и загрязненных мест крытых, полувагонов и пассажирских вагонов (расход воды 15 л/м2);
- дообработка (повторная дезактивация) отдельных вагонов и отдельных мест при недостаточной эффективности дезактивации (25% от общего расхода воды).
Объем дезактивации вагона, в м2, определяется исходя из его линейных размеров.
Род вагона | Размеры, мм | Площадь ходовых | |||
длина | ширина | высота | частей, м2 | ||
4-х осный крытый | 14730 | 2760 | 2790 | 82 | |
то же полувагон | 13920 | 2850 | 2770 | 82 | |
пассажирский ЦМВ | 24540 | 2900 | 2780 | 145 |
Таблица расходов на нужды ПОПС.
Операции на ПОПС | Объемы дезактивации | Расход воды | |||
кол-во единиц | площадь вагона, м2 | норма, л/м2. | общая потребность, м2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1.Обмывка наружных поверхностей крытых вагонов | 180 | 130.5 | 4 | 94 | |
2.То же пассажирских ЦМВ. | 40 | 215.7 | 4 | 34.5 | |
3.Обмывка наружных и внутренних поверхностей полувагонов | 40 | 249.4 | 4 | 39.9 | |
4.Внутренняя промывка порожних крытых вагонов | 120 | 130.5 | 4 | 62.6 | |
5.Обмывка горячей водой ходовых частей, замасленных и загрязненных мест крытых, полувагонов и пассажирских вагонов | 180+40+40 | 82+82+145 | 15 | 357.6 | |
Всего: | 588.6 | ||||
6.Дообработка (повторная дезактивация) отдельных вагонов и отдельных мест при недостаточной эффективности дезактивации (25% от общего расхода воды) | ¾ | ¾ | ¾ | 147.2 | |
Всего 1-6 п.п.: | 735.8 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7.Дезактивация железнодорожного пути ПОПС | 1110м´30м | ¾ | 8 | 266.4 |
8.Дезактивация асфальтированных (бетонных) территорий ПОПС. | 18000 м2 | ¾ | 2 | 36 |
9.Сан.обработка персонала ПОПС (время обработки 15 мин.) | 90 чел. | ¾ | 8.4 л/мин на чел | 11.3 |
Всего с 1 по 9 п.п.: | 1049.5 | |||
10.Технические нужды на непредвиденные операции (10% от расхода на технологические нужды) | ¾ | ¾ | ¾ | 105 |
Общий расход: | 1154.5 | |||
Пересчет на условия мирного времени (увеличиваю общий расход в 2 р.): | 2309 |
Перевод суточного расхода в часовой: qчас = Qсут/24 = 2309/24 = 96.2 м3/ч.
3. Организация водоотведения зараженной воды и ее дезактивация.
Радиоактивные вещества, находящиеся в воде во взвешенном состоянии в виде механических взвесей и частично в коллоидном состоянии могут удаляться отстаиванием и фильтрованием воды.
Отстаивание - вода наливается в бочки, резервуары и хранится продолжительное время (от 10-15 ч. до нескольких суток). Процесс ускоряется с добавлением коагулянтов. Пригодность воды определяется дозиметрическим контролем проб воды, взятых через определенные интервалы времени.
Фильтрование - более надежный способ, чем отстаивание. Типы фильтров различные с использованием песка, гравия, угля и др. материалов.
Труднее удаляются растворенные изотопы (молекулярная и ионная формы). Их носителями чаще всего являются соли кальция и магния. Для их удаления используют умягчение воды, хотя оно не дает полной дезактивации.
Более полная очистка достигается опреснением или обессоливанием.
Эффективное умягчение воды производится на катионитовых фильтрах, заполненных ионообменными смолами и пластмассами - эспатит, глауконитовые пески, сульфоуголь и др. В процессе дезактивации сами фильтры загрязняются, поэтому за ними должен быть установлен дозиметрический контроль.
Существует и сейчас широко применяется термический метод опреснения воды, путем ее выпаривания и последующего конденсирования. Этот способ наиболее эффективный, но и самый дорогой.
При всех способах дезактивации воды обязателен дозиметрический контроль.
Для определения радиоактивной зараженности воды берут пробы, которые направляют в лабораторию для исследования.
Из открытых водоемов пробы берут в тех местах и на той глубине, где производится забор воды. Вода, в количестве не менее 500 мл, забирается батометрами. Со дна водоема отбирают пробу ила в количестве 10-15 г.
При необходимости, для определения влияния загрязненных стоков на заражаемость воды, из реки берут 3 пробы: одну - выше, другую - в месте впадения и третью - ниже источника загрязнения.
Пробы из бочек, бидонов и др. емкостей берут трубкой или сифоном. Перед этим воду перемешивают.
На водопроводных станциях пробы берут в местах водозабора, в отстойниках (после фильтрации) и в резервуарах чистой воды.
В результате радиометрического анализа по специальным методикам и инструкциям устанавливают удельную бета-активность пробы в соответствующих единицах активности.
Сбросу сточных вод в канализацию должна предшествовать их очистка от заражения.
В целях ускорения развертывания пункта обеззараживания в системе водоочистки применяются устройства заводского изготовления:
железнодорожные цистерны для сбора и отстаивания стока;
флотаторы конструкции ЦНИИ-10 и ЦНИИ-20;
стандартные стальные фильтры.
Приведенное на схеме количество конструктивных элементов соответствует производительности 96.2 м3/ч и позволяет осуществлять возврат очищенной воды для повторного использования в устройствах обеззараживания, что существенно экономит общие расходы воды.
В узле водообработки предусматривается наличие устройств реагентного хозяйства, включающего емкости для приготовления растворов реагентов (по СНИП 2.04.02-84) и насосы-дозаторы типа НД исходя из следующей потребности в реагентах:
перед флотаторами: 200 г/м3 хлорного железа и 150-200 г/м3 окиси кальция (известковое молоко);
перед цистернами-отстойниками: 1-2 кг/м3 глин (каолиновых или бентонитовых), 200-300 г/м3 сернокислого алюминия и 150-200 г/м3 окиси кальция.
В качестве сорбционно-фильтрующих материалов, загружаемых в фильтры, рекомендуется использовать активированный уголь марки АГ-3 илди клиноптилолиты Закарпатья.
Для возможности сбора и удаления осадка, скапливающегося в буферных цистернах и цистернах-отстойниках, их необходимо устанавливать с уклоном в сторону иловых насосов (ГНОМ-10, ГНОМ-50 и др.). Сбор осадка следует производить периодически в стальные или полиэтиленовые емкости для захоронения в специально отведенном месте.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБРАБОТКИ СТОКОВ. 1-Буферные цистерны; 2-Флотаторы; 3-Цистерны-отстойники; 4-Фильтры; 5-Цистерны-сборники; 6-Блок реагентного хозяйства. |
|
Общие выводы.
Из 89 субъектов Российской Федерации в 25 имеются районы, зараженные радиоактивными веществами. Обследование сети железных дорог, произведенное МПС в 1991/92 годах, выявило наличие целого ряда станций и перегонов зараженных радиоактивными веществами.
В условиях военного времени масштаб радиоактивного заражения может быть значительно больше.
Учитывая это, на железных дорогах ведется подготовка ПОПС. Основу работы пункта составляет обеспечение его достаточным количеством воды и последующим ее водоотведением и обеззараживанием.
Произведенные в этой главе расчеты позволяют обеспечить подготовку пункта обеззараживания на железной дороге.