Сущность, объект, предмет, задачи и основные цели управленческого учета

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности, необходимой управленческому персоналу для управления деятельностью организации.

Управленческий учет – это связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием.

Предметом управленческого учета выступает производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений (центров ответственности).

Содержание предмета управленческого учета раскрывают его объекты.

К объектам управленческого учета относятся:

1. производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд в процессе хозяйственной деятельности предприятия (в состав производственных ресурсов входят основные фонды, нематериальные активы, материальные ресурсы);

2.  хозяйственные процессы и их результаты. В состав хозяйственных процессов относятся следующие виды деятельности:

- снабженческо-заготовительная – приобретение, хранение, обеспечение материальным и производственным оборудованием, а также маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими процессами;

- производственная – процессы производства продукции, в соответствии с технологией производства;

- финансово-сбытовая – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции и сбытовые операции (упаковка продукции, транспортировка, реклама и другие);

- организационная – создание организационной структуры хозяйственного субъекта, формирование функциональных отделов, цехов, участков, с функциями планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования, операции координирования действий внутренних исполнителей на выполнение основной цели предприятия.

Метод управленческого учета – совокупность приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия.

Основными элементами метода управленческого учета являются: документация, инвентаризация, группировка и обобщение, нормирование,  бюджетирование, анализ и контроль.

Развитие управленческого учета произошло на базе производственного калькуляционного учета. Поэтому основное его содержание составляет учет затрат на производство и калькулирование. Современный производственный учет призван наблюдать за затратами производства, анализировать причины перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, прогнозами, стандартами и выявлять возможные резервы снижения затрат. Производственный учет включает в себя учет издержек по видам, по местам их возникновения, по носителям. Следовательно, важнейшими целями управленческого учета являются:

- оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;

- контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия;

- обеспечение базы для ценообразования;

- выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

Управленческий учет представляет собой систему, в которой собирается, измеряется, регистрируется, обрабатывается и передается информация, необходимая для принятия соответствующих управленческих решений или решений, связанных со стратегией организации на рынке.

Учет производственных затрат и калькуляция себестоимости продукции обособлены в составе бухгалтерского управленческого (производственного) учета. Данные управленческого учета обеспечивают администрацию информацией, необходимой для управления организацией, планирования и контроля производственной деятельности.[34, с.339] Основными задачами управленческого учета являются:

 -  своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и реализацию продукции;

 - исчисление показателей себестоимости продукции (плановых, нормативных, фактических);

 - контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

 - получение оценочных данных по различным моделям хозяйствования;

 - определение финансовых результатов деятельности структурных подразделений.

На основе данных управленческого учета принимаются управленческие решения о внедрении современной техники и технологии в производство, применении новых форм организации труда, выявлении резервов экономии материальных и трудовых ресурсов с целью снижения себестоимости и увеличения рентабельности. [34, с.387]

Управленческий учет характеризуется:

1) отсутствием стандартизации — способы и формы ведения управленческого учета не ограничены нормативным регулированием; формы представления отчетных данных могут быть любыми; применяемые термины могут использоваться в различных смыслах, удобных для внутренних целей;

2) конфиденциальностью — информация управленческого учета предназначена исключительно для внутреннего потребления;

3) плановым характером — управленческий учет призван давать прогнозы по различным аспектам деятельности организации (объему реализации, эксплуатационным расходам, расходам на персонал и пр.);

4) измерением показателей, как в денежном, так и в натурально-вещественном выражении, например, измерение количества производственных запасов в штуках, погонных метрах, тоннах и т.д. Подобное измерение применяется и в аналитическом учете;

5) актуальностью предоставленной информации (за счет использования приблизительных оценок, неполного набора данных). Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, декаду и пр. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами производства и реализации продукции;

6) гибко определяемой, индивидуальной периодичностью отчетов;

7) расширенным составом объектов учета — в качестве объектов учета могут выступать отдельные изделия, виды деятельности, центры ответственности.[23, с.71]

Изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что он служит для:

- предоставления необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;

- исчисления фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, смет;

- определения финансовых результатов по реализованным изде­лиям или их группам, новым технологическим решениям, центрам ответ­ственности и другим позициям.

Планирование производственной деятельности предприятия

Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа. Она определяет не обходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту качеству требованиям плана продаж.

Кроме того, производственная программа обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность материально-сырьевых ресурсах, численности персонала транспорте. Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.

Производственная программа состоит из двух разделов план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении и  план производства в стоимостном выражении.

План производства продукции в натуральном вы­ражении содержит показатели выпуска продукции опре­деленной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для измерения объемов производ­ства в натуральном выражении используются такие пока­затели, как штуки, тонны, квадратные, погонные и куби­ческие метры. На отдельных предприятиях применяются двойные измерители. Например, производство тканей мо­жет планироваться в погонных и квадратных метрах; бума­ги — в тоннах и квадратных метрах, труб — в тоннах и погонных метрах. Применение двойных измерителей позво­ляет в плане более полно охарактеризовать физический объем производства и потребительские свойства продукции. При планировании одинаковых по назначению видов продукции, имеющих разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения.

На предприятиях, изготовляющих один вид продукции, различающейся мощностью, габаритами или трудоемкос­тью, также используются условные и условно-натураль­ные измерители. Так, на турбиностроительных заводах про­дукция измеряется в киловаттах мощности турбин; произ­водство паровых котлов в штуках, тысячах тонн пара в час и квадратных метрах поверхности нагрева; выпуск шин определяется в штуках и километрах их пробега; грузовых автомобилей — в штуках и грузоподъемности.

Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать вы­пуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребнос­тью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном вы­ражении содержит следующие показатели: реализованная, продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция.

Основным стоимостным показателем этого раздела плана является реализованная продукция (валовой доход). Реали­зованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией. Ее объем исчисляется как стоимость, предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ; и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с xoзяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть.

Реализованная продукция характеризует валовой до­ход предприятия в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг).

Кроме валового дохода в плане может также преду­сматриваться средний доход. Это величина денежных средств, получаемых предприятием от продажи одной еди­ницы продукции или услуги. Величина среднего дохода определяется отношением общей выручки от реализации i- ro вида продукции на количество проданных единиц из­делий.

В условиях, когда в планируемом периоде предусмат­ривается изменение отпускных цен, средний доход пред­ставляет собой не что иное, как среднюю цену.

Товарная продукция включает стоимость: запланиро­ванных к выпуску готовых изделий (принятых отделом тех­нического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комп­лектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовлен­ных для капитального ремонта, капитального строитель­ства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного про­изводства.

Товарная продукция выражается в оптовых ценах пред­приятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вто­рые - для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.

Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства.

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она, обычно, оценивается в сопоставимых ценах.

Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле

Пв =Пт+(Нк - Н н) + (Ик - Ин),

где Нк, Нн—остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового пе­риода соответственно;

Ик, Ин — остатки инструментов и приспособлений соб­ственного производства на конец и начало планового пери­ода

Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде,  но сравнению с отчетным, снятии с производства отдель­ных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью про­изводственного цикла.

На предприятиях, у которых отсутствует внутри­хозяйственный оборот и незавершенное производство, на­пример в пищевой промышленности по своему составу ва­ловая продукция совпадает с товарной. Валовую продук­цию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделе­ний:

Показатели товарной и валовой продукции, хотя и по­лучили широкое распространение в планировании хозяй­ственной деятельности предприятий, имеют один общий недостаток. Они дают искаженное представление о собствен­ном вкладе предприятия в конечный результат деятельно­сти. Это объясняется тем, что в их состав включается сто­имость материальных затрат, достигающая на некоторых предприятиях 80—90% от величины издержек. Более объек­тивную картину о масштабах производства дают показате­ли чистой и условно-чистой продукции.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входят издержки пред­приятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, вклю­чаемые в себестоимость продукции.

В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия.

Плановый объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам:

Пч = Пр - МЗ - Оа

Пч = ЗП + Пб

где МЗ— материальные затраты, включаемые в себес­тоимость продукции;

Оа — амортизационные отчисления на полное восста­новление основных фондов;

ЗП — заработная плата с начислениями на нее;

Пб — прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам:

Пу = Пр + МЗ

Пу = ЗП+ п6 + оа

Показатели чистой и условно-чистой продукции слу­жат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что про­изводственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.

Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность. Поэтому если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то имеет место полное использование (недогрузка) мощности, что, в свою, очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции.

Если же производственная мощность, на­оборот, будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо умень­шать объем продаж. В этой связи производственная про­грамма служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприя­тия в планируемом периоде.

Производственная программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделе­ний предприятия. При расчете планов производства струк­турных подразделений (цехов, корпусов, производств, уча­стков, поточных линий) помимо объемов товарной продук­ции, необходимой для обеспечения плана продаж, учиты­вается также необходимость изменения межцеховых и внут­рицеховых заделов незавершенной производственным про­цессом продукции.

Задания по выпуску конечной продукции финишным цехам, как правило, устанавливаются на уровне производ­ственной программы предприятия. Что касается заданий промежуточным цехам, участвующим в изготовлении ко­нечной продукции, то они могут быть больше показателей производственной программы, в случае если планируется увеличение межцеховых заделов, или менее производствен­ной программы, если предусматривается их уменьшение. Поэтому планирование производственной программы основ­ными подразделениями предприятия производится обратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости од­ного изделия или по планово-расчетным внутрипроизвод­ственным ценам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: