IPO как способ привлечения финансовых ресурсов

 

Основной целью при проведении IPO является привлечение дополнительного финансирования на долгосрочной основе для развития бизнеса компании. При этом IPO считается одним из самых дорогих способов привлечения финансирования, т.к. помимо расходов на проведение эмиссии выпуска акций эмитент несет расходы на привлечение юридических консультантов и аудиторов, на выплату комиссионных инвестиционным банкам, что, как правило, в несколько раз превышает затраты на осуществление облигационных займов. 

Проведению IPO должна предшествовать разработка и поэтапная реализация долгосрочной стратегии развития компании, направленной на достижение максимальной стоимости бизнеса. При этом одним из важных является вопрос осуществления контроля над компанией: при проведении публичной эмиссии акций нынешние акционеры должны быть готовы к тому, что в результате уменьшится объем их влияния на решения, принимаемые компанией, им придется учитывать интересы новых акционеров.

Кроме того, в результате приобретения компанией публичного статуса ее стоимость будет зависеть не только от деятельности самой компании, но также и от ситуации на фондовом рынке, который будет влиять на политику компании относительно выплаты дивидендов. Кроме того, в силу публичности компании, ее внутренние проблемы получат огласку и будут открыто обсуждаться на общих собраниях акционеров[7].

Несмотря на то, что основная цель проведения IPO – это привлечение существенного финансового капитала на долгосрочной основе, при осуществлении публичного размещения акций компания имеет возможность достичь также следующих целей:

1) обретение объективной рыночной оценки компании (рыночной капитализации), создание механизма формирования рыночных цен на акции компании;

2) улучшение финансового состояния компании, повышение финансовой устойчивости;

3) улучшение имиджа и повышение престижа компании, позиционирование компании как публичного института, т.к. первичное размещение акций подтверждает, что корпоративное управление в компании соответствует принятому стандарту, достигнута информационная прозрачность и компания обладает долгосрочной стратегией развития бизнеса;

4) привлечение стратегических инвесторов, расширение круга кредиторов и контрагентов;

5) повышение эффективности контроля и управления, и др.

Однако в связи с проведением IPO компания несет определенные издержки. Так, высшему руководству компании необходимо разработать стратегию ее долгосрочного развития компании, определить размер и объем продаж, потенциал роста и др., т.к. инвесторы ожидают от публичной компании более высокого уровня дохода на ее акции, чем от средней компании, чьи акции не котируются на фондовом рынке. Компании придется показывать показатели несколько выше чем средние по отрасли, чтобы стимулировать спрос на свои акции, а также придется выполнять требования листинга биржи – предоставлять подробную финансовую отчетность, на основании которой аналитики будут делать свои выводы и прогнозы, а также раскрывать достоверную информацию о своей деятельности, составе акционеров, аффилированных лицах.

В настоящее время в России существует значительное число компаний, достигших необходимого уровня развития для проведения IPO. При этом для успешного выхода на фондовый рынок компания должна удовлетворять определенным требованиям:

- иметь устойчивую позицию на рынке, занимать значительную рыночную долю, иметь сильные конкурентные позиции;

- иметь достаточный размер бизнеса;

- иметь оптимальную структуру финансирования;

- рентабельность бизнеса должна быть не ниже средней по отрасли;

- иметь современную организацию системы управления, в том числе соблюдать принципы корпоративного управления, раскрытия информации, реализовывать дивидендную политику;

- составлять финансовую отчетность по международным стандартам;

- иметь четкую стратегию развития.

Перед тем как планировать проведение IPO, компании необходимо оценить существующую структуру капитала, чтобы определить, готова ли компания к выходу на фондовый рынок. Так, у нормально функционирующей компании, в соответствии с западной практикой, коэффициент соотношения заемных и собственных средств составляет от 1 до 3, при этом соотношение собственных средств к общим активам должно превышать 25 %. В противном случае компания становится уязвимой к изменениям конъюнктуры финансового рынка. С другой стороны, соотношение заемных и собственных средств менее 1 считается, как правило, слишком консервативным.

При подготовке к IPO необходимо учитывать также внешние условия:

- экономическую ситуацию: в настоящее время России присвоены инвестиционные рейтинги ведущих рейтинговых агентств, а высокие цены на нефть формируют приток финансовых ресурсов в страну, что создает благоприятный климат для планирования размещений;

- текущее состояние фондового рынка: российский фондовый рынок является развивающимся, достаточно волатильным, характеризуется довольно низким уровнем капитализации и долей акций, находящихся в свободном обращении;

- существующую инфраструктуру фондового рынка: прогрессивные биржевые технологии, развитая сеть депозитариев, регистраторов, инвестиционных банков[8].

К наиболее перспективным секторам экономики, в которых наиболее вероятен высокий интерес компаний к проведению IPO, следует выделить такие отрасли, как металлургия, химическая промышленность, машиностроение, высокие технологии, строительство, торговые сети, и др.[9]

Предпосылками к повышению роли первичных размещений как способу привлечения финансовых ресурсов стали как изменения в российском законодательстве[10], так и существенные улучшения в практике корпоративного управления компаний, повышение прозрачности, раскрытие реальных собственников, сокращение числа нарушений прав миноритарных акционеров[11].  В масштабах экономики IPO дает возможность перераспределения временно свободных денежный ресурсов через рынок ценных бумаг в отрасли, нуждающиеся в инвестициях в производство.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: