История цивилизаций Тибета

Первый царь Тибета Ньяти-цзанпо (Gnya'-khri-btsan-po) спустился с неба или прибыл из Индии и почитался как божество. Он всё время поддерживал контакт с небом с помощью верёвки и не умер, а вернулся по верёвке на небо.
Легендарный царь Дигум-цзанпо (Dri-gum-brtsan-po) спровоцировал своего конюха на драку, во время которой его небесный шнурок оборвался, и он был убит. Дигум-цзанпо и все последующие цари умирали как обычные люди и их кремировали.

Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры -Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически изолирован от них. Нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским, можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов. Тем не менее, все исторические свидетельства начинаются со времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей. Возраст самых древних артефактов, найденных на территории Тибета (Тингри), датируется в 50 тыс. лет, и они представлены каменными рубилами и скребками. Неолит датируется VI тыс. до н.э. и представлен керамикой, следами скотоводства и мотыжного земледелия (Каруй - близ Чамду). Культура Чойгун маркирует собой начало бронзового века.

На плато Чангтанг были найдены доисторические укрепления на холмах железного века и погребения, но пока нет убедительного объяснения их происхождения. Согласно тибетским текстам, изначально тут располагалась культура Шангшунг, от которой началась религия бон.

В конце VI-го и начале VII-го века поднявшееся Ярлунгская династия постепенно подчинила себе соседние племена и создало царство Тубо. Между тибетскими правителями и танским Китаем были заключены царственные браки, благодаря им, а также благодаря неофициальным обменам между населением Китая и Тибета политические, хозяйственные и культурные связи внутреннего Китая с Тибетом получили дальнейшее развитие. Во второй половине IX-го века царство Тубо пришло в упадок. В тибетской истории предшествовавший этому период называется периодом правления «гамбо», а последующие 300 лет — периодом раскола. В период раскола в силу вошли местные родовые правители, враждовавшие друг с другом. В Китае это время также было смутным (Эпоха "пяти Династий и Десяти царств" и последующая династия Сун), когда в стране то и дело менялась власть и шли нескончаемые войны. В середине XIII века Тибет попал в зависимость от Монгольской империи. После того, как Китай вышел из состава Монгольской империи, китайская империя Мин безуспешно требовала от Тибета установить порядок назначения высших тибетских религиозных вождей и районной администрации.

Согласно некоторым тибетским историческим сочинениям, начало тибетскому народу положил бодхисаттва Авалокитешвара в облике обезьяны, вступивший в брак с горной демоницей, чтобы укротить её жестокий нрав. Потомками этого союза были первые тибетцы.

Первый царь Тибета Ньяти-цэнпо (Gnya'-khri-btsan-po) спустился с неба или прибыл из Индии и почитался как божество. Он всё время поддерживал контакт с небом с помощью верёвки и не умер, а вернулся по верёвке на небо. Легендарный царь Дигум-цэнпо (Dri-gum-brtsan-po) спровоцировал своего конюха на драку, во время которой его небесный шнурок оборвался, и он был убит. Дигум-цзанпо и все последующие цари умирали как обычные люди, и их кремировали.

В правление Лхатотори Ньянцэна (Lha tho-tho-ti gnyan-btsan) с небес упали священные тексты tsinta ma ni’i gzungs («Чинтамани-дхарани») и spang bkong phyag rgya ma. В Синей Летописи указано, что, возможно, это было придумано для бонцев, которые почитали священное небо, а на самом деле тексты были привезены Буддхаракшитой (Лосэмцо) и переводчиком Литэсэ.

Тибетцы противостояли в большей степени Китаю, чем Индии, по причине труднопроходимости Гималаев.


Глава 2.  ЭКСПЕДИЦИИ НА ТИБЕТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: