Сами Рерихи цели и задачи экспедиции описывали следующим образом:
«Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне». (Н.К. Рерих)
"Главной целью экспедиции было создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии. Пятьсот полотен Н.К. Рериха <...> являются одним из самых больших её достижений. Вторая задача экспедиции состояла в проведении археологической разведки, с тем, чтобы подготовить основу для дальнейших серьёзных исследований этих малоизученных районов Внутренней Азии. И наконец, большой значение мы предавали сбору этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона." (Ю.Н. Рерих).
Версия об исключительно художественных и этнографических целях Центрально-Азиатской экспедиции Рериха описана в работах Л. В. Шапошниковой и П. Ф. Беликова, который написал биографию Рериха в 1972 году, когда ещё не были доступны дополнительные источники об экспедиции.
|
|
Согласно этой версии, возможность совершить научную экспедицию по Центральной Азии Рериху обеспечили продажа картин, гонорары за оформление театральных постановок, публикации многочисленных статей, доходы от деятельности американских общественных культурно-просветительских организаций.
Поиск Шамбалы
По одной из версий, Рерихи отправились в Центрально-Азиатскую экспедицию, чтобы найти Шамбалу, а не изучать растения, этнологию и языки. Предполагается также, что миссией Рериха было возвращение в Шамбалу таинственного камня чинтамани (санскр. «драгоценность, исполняющая желания»), вверенного ему Лигой Наций. Члены экспедиции были уверены, что Алтай — великий духовный центр, неким образом связанный с Шамбалой.
Предполагается, что Рериха на поиски Шамбалы вдохновил перевод «Путеводителя по Шамбале», написанного в середине XVIII века Третьим Панчен-ламой (1738—1780). Там описывалось, что путешествие в Шамбалу представляет собой внутренний духовный поиск. Однако это объяснение не удержало Рерихов от попыток достичь Шамбалы, попросту добравшись туда пешком или верхом.
В работе «Шамбала: в поисках новой эры» (1930) Рерих описал Шамбалу как святой город к северу от Индии, где его правитель проповедует учения Будды Майтреи ради вселенского мира. Рерих также намекал на сходство между Шамбалой и Туле — страной, скрытой на Северном полюсе, которая вдохновила немцев на поиски тайной земли. Он также упомянул о связи Шамбалы с подземным городом Агарти, в который можно попасть через подземный тоннель под Гималаями.
|
|
Результатом экспедиции явилось написание около 500 полотен Н.К. Рерихом, а также богатый этнографический и лингвистический материал. Собранный материал был настолько обширен, что 12 июля 1928г. Рерихи основывают Институт гималайский исследований "Урусвати": "Институт является прямым результатом Центрально-Азиатской экспедиции Рериха..." (Ю.Н. Рерих - первый директор института)
Тибетские экспедиции Аненербе
Не обошли Тибет своим внимание и тайные общества Третьего рейха. Специалистов из Аненербе (Ahnenerbe) всегда привлекали труднодоступные уголки земного шара. Немцы искали возможность установления контактов с древнейшими цивилизациями. В 1938 году под эгидой Аненербе (Ahnenerbe) в Тибет отправляется экспедиция под руководством Э.Шеффера, бывал в Тибете и ранее в 1931 и 1935 годах. Когда речь зашла о составе, то упрямый и несговорчивый Шеффер был сильно недоволен списком участников. Особенно он протестовал против кандидатуры Кисса - антрополога и расиста. После долгих разбирательств, приводивших в ярость высшие чины СС, состав участников были определен. Несмотря на противодействие Шеффера, он все же вынужден был взять Бруно Бергера, одного из ставленников СС. Состав экспедиции был следующим: Шеффер Эрнст - руководитель экспедиции, Бергер Бруно - антрополог, Краузе Эрнст - оператор, Карл Винерт - геофизик, Эдмонт Гир- технический руководитель.
Были определены цели экспедиции:
· классификация рас в Тибете;
· выделение остаточных признаков нордических черт;
· поиски мистической страны Шамбалы;
· установление дипломатических контактов.
Экспедиция Шеффера без особых проблем, собирая по пути нужный этнографический материал добралась до Лхасы. Экспедиция пробыла в Тибете свыше двух месяцев и посетила священное место Тибета – Ярлинг. Помимо строений Лхасы и Ярлинга на пленку были запечатлены многочисленные ритуалы и магические практики. С помощью гуру вызывались злые духи, медиумы входили в транс, истерические танцы монахов бонцев - все это было запечатлено бесстрастным немецким оператором. Интересно, что немцев интересовал не столько буддизм, сколько религия бон.
Религию Бон исповедовали в Тибете еще до прихода буддизма. Эта религия основана на верованиях в злых духов (анимических - т.е. природных) и способах борьбы с ними. Среди адептов этой религии много колдунов и магов. В Тибете, где предрассудки имеют главенствующую роль над разумом адептов религии бон, считают лучшими в сношениях с потусторонними силами. Именно аспекты этой религии больше всего интересовали немцев. Многочисленные мантры, древние тексты не ускользнули от их внимания. Считается, что эффект мантр, произносимых в трансе, достигается акустическим резонансом. Именно звуки этих частот, по мнению тибетцев способны настроить на лад, нужный для общения с тем или иным духом. [2]
Экспедиция работала над этими загадками не покладая рук, но приближение второй мировой войны заставило магов из СС поспешно возвратиться домой. Сношения с Лхасой продолжались до 1943 года.