Художественные и этнографические цели

Сами Рерихи цели и задачи экспедиции описывали следующим образом:

«Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне». (Н.К. Рерих)

"Главной целью экспедиции было создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии. Пятьсот полотен Н.К. Рериха <...> являются одним из самых больших её достижений. Вторая задача экспедиции состояла в проведении археологической разведки, с тем, чтобы подготовить основу для дальнейших серьёзных исследований этих малоизученных районов Внутренней Азии. И наконец, большой значение мы предавали сбору этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона." (Ю.Н. Рерих).

Версия об исключительно художественных и этнографических целях Центрально-Азиатской экспедиции Рериха описана в работах Л. В. Шапошниковой и П. Ф. Беликова, который написал биографию Рериха в 1972 году, когда ещё не были доступны дополнительные источники об экспедиции.

Согласно этой версии, возможность совершить научную экспедицию по Центральной Азии Рериху обеспечили продажа картин, гонорары за оформление театральных постановок, публикации многочисленных статей, доходы от деятельности американских общественных культурно-просветительских организаций.

Поиск Шамбалы

По одной из версий, Рерихи отправились в Центрально-Азиатскую экспедицию, чтобы найти Шамбалу, а не изучать растения, этнологию и языки. Предполагается также, что миссией Рериха было возвращение в Шамбалу таинственного камня чинтамани (санскр. «драгоценность, исполняющая желания»), вверенного ему Лигой Наций. Члены экспедиции были уверены, что Алтай — великий духовный центр, неким образом связанный с Шамбалой.

Предполагается, что Рериха на поиски Шамбалы вдохновил перевод «Путеводителя по Шамбале», написанного в середине XVIII века Третьим Панчен-ламой (1738—1780). Там описывалось, что путешествие в Шамбалу представляет собой внутренний духовный поиск. Однако это объяснение не удержало Рерихов от попыток достичь Шамбалы, попросту добравшись туда пешком или верхом.

В работе «Шамбала: в поисках новой эры» (1930) Рерих описал Шамбалу как святой город к северу от Индии, где его правитель проповедует учения Будды Майтреи ради вселенского мира. Рерих также намекал на сходство между Шамбалой и Туле — страной, скрытой на Северном полюсе, которая вдохновила немцев на поиски тайной земли. Он также упомянул о связи Шамбалы с подземным городом Агарти, в который можно попасть через подземный тоннель под Гималаями.

Результатом экспедиции явилось написание около 500 полотен Н.К. Рерихом, а также богатый этнографический и лингвистический материал. Собранный материал был настолько обширен, что 12 июля 1928г. Рерихи основывают Институт гималайский исследований "Урусвати": "Институт является прямым результатом Центрально-Азиатской экспедиции Рериха..." (Ю.Н. Рерих - первый директор института)

Тибетские экспедиции Аненербе

 Не обошли Тибет своим внимание и тайные общества Третьего рейха. Специалистов из Аненербе (Ahnenerbe) всегда привлекали труднодоступные уголки земного шара. Немцы искали возможность установления контактов с древнейшими цивилизациями. В 1938 году под эгидой Аненербе (Ahnenerbe) в Тибет отправляется экспедиция под руководством Э.Шеффера, бывал в Тибете и ранее в 1931 и 1935 годах. Когда речь зашла о составе, то упрямый и несговорчивый Шеффер был сильно недоволен списком участников. Особенно он протестовал против кандидатуры Кисса - антрополога и расиста. После долгих разбирательств, приводивших в ярость высшие чины СС, состав участников были определен. Несмотря на противодействие Шеффера, он все же вынужден был взять Бруно Бергера, одного из ставленников СС. Состав экспедиции был следующим: Шеффер Эрнст - руководитель экспедиции, Бергер Бруно - антрополог, Краузе Эрнст - оператор, Карл Винерт - геофизик, Эдмонт Гир- технический руководитель.

Были определены цели экспедиции:

· классификация рас в Тибете;

· выделение остаточных признаков нордических черт;

· поиски мистической страны Шамбалы;

· установление дипломатических контактов.

Экспедиция Шеффера без особых проблем, собирая по пути нужный этнографический материал добралась до Лхасы. Экспедиция пробыла в Тибете свыше двух месяцев и посетила священное место Тибета – Ярлинг.  Помимо строений Лхасы и Ярлинга на пленку были запечатлены многочисленные ритуалы и магические практики. С помощью гуру вызывались злые духи, медиумы входили в транс, истерические танцы монахов бонцев - все это было запечатлено бесстрастным немецким оператором. Интересно, что немцев интересовал не столько буддизм, сколько религия бон.

Религию Бон исповедовали в Тибете еще до прихода буддизма. Эта религия основана на верованиях в злых духов (анимических - т.е. природных) и способах борьбы с ними. Среди адептов этой религии много колдунов и магов. В Тибете, где предрассудки имеют главенствующую роль над разумом адептов религии бон, считают лучшими в сношениях с потусторонними силами. Именно аспекты этой религии больше всего интересовали немцев. Многочисленные мантры, древние тексты не ускользнули от их внимания. Считается, что эффект мантр, произносимых в трансе, достигается акустическим резонансом. Именно звуки этих частот, по мнению тибетцев способны настроить на лад, нужный для общения с тем или иным духом. [2]

Экспедиция работала над этими загадками не покладая рук, но приближение второй мировой войны заставило магов из СС поспешно возвратиться домой. Сношения с Лхасой продолжались до 1943 года.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: