Организация работы Правительства

Основными формами организации работы Правительства являются: подготовка и проведение заседаний Правительства; распределение функциональных обязанностей между руководством Правительства и его членами; разработка и принятие нормативных актов; организация работы аппарата Правительства.

1.Заседания Правительства проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Подготовка заседаний Правительства осуществляется его аппаратом, а также заинтересованными министерствами и ведомствами.

На заседаниях Правительство рассматривает:

- программу своей деятельности и заявления общеполитического характера;

- проекты концепций, прогнозов и стратегий социально-экономического развития страны;

- проекты программ государственного значения;

- проекты государственного бюджета и бюджета государственного социального страхования, законодательные предложения и поправки, влекущие за собой увеличение или сокращение бюджетных доходов или займов, а также увеличение или уменьшение бюджетных расходов;

- отчеты об исполнении государственного бюджета, бюджета государственного социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования;

- отчет Правительства о его деятельности, представляемый для рассмотрения Парламенту;

- проекты законов и заключения по законодательным предложениям;

- принятие постановлений и ордонансов;

- утверждение структуры и регламентов министерств, других центральных административных органов при Правительстве и иных подведомственных ему органов и учреждений;

- утверждение Регламента Правительства;

- назначение судей в Конституционный суд;

- назначение на государственные должности согласно компетенции;

- вопросы, связанные с отставкой Правительства;

- другие важные вопросы внутренней и внешней политики.

На заседаниях Правительства председательствует премьер-министр или один из заместителей премьер-министра. Заседания правомочны в случае присутствия на них большинства членов Правительства. Постановления принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства, а ордонансы - большинством голосов членов Правительства. Заседания Правительства являются открытыми. В них могут принимать участие и другие лица в соответствии с законодательством. По решению премьер-министра заседания могут быть закрытыми.

Правительство обеспечивает гласность своей деятельности. С этой целью Правительство по собственной инициативе или по требованию принимает постановление об опубликовании в средствах массовой информации (в том числе электронных) отдельных проектов законодательных актов и проектов актов Правительства, стенограмм открытых заседаний и других актов, касающихся деятельности исполнительного органа, в зависимости от их значения для общества. При необходимости тем же постановлением Правительство определяет порядок публичного обсуждения проектов законодательных актов и проектов актов Правительства, сбора, рассмотрения и обсуждения представленных в связи с ними предложений.

2.Для организации внутренней деятельности Правительства образуется Президиум Правительства в составе премьер-министра, первого заместителя, заместителей премьер-министра и министра юстиции.

Премьер-министр руководит Правительством и координирует деятельность его членов с учетом предоставленных им полномочий.  В этих целях он:

* председательствует на заседаниях Правительства и его Президиума;

* в экстренных случаях принимает решения по вопросам управления Республики Молдова в пределах компетенции Правительства и информирует об этом Правительство на его очередном заседании;

* обеспечивает коллегиальность в работе Правительства;

* формирует Правительство и представляет его состав в установленном порядке;

* предоставляет полномочия для ведения переговоров и подписания международных договоров Республики Молдова;

* вносит на рассмотрение Президиума Правительства или ставит перед Президентом Республики Молдова вопрос о поощрении или наложении на члена Правительства дисциплинарного взыскания; в случае, когда кто-либо из министров не выполняет своих обязанностей в соответствии с законодательством, вправе внести предложение Президенту Республики Молдова об освобождении этого министра от должности;

* информирует Президента Республики Молдова по вопросам, имеющим важное значение для страны.

 

В случае, когда премьер-министр не в состоянии исполнять свои обязанности, Президент Республики Молдова назначает другого члена Правительства временно исполняющим обязанности премьер-министра. Временное исполнение обязанностей премьер-министра прекращается, если премьер-министр возобновляет работу в Правительстве.

Министр, временно исполняющий обязанности премьер-министра, выполняет те же функции, что и премьер-министр, за исключением:

* принятия постановления об отставке Правительства или премьер- министра;

* формирования и представления состава Правительства;

* внесения предложений о назначении на должность и освобождении от должности министров;

* назначения на должность и освобождения от должности руководителей подведомственных Правительству органов и учреждений.

 

Первый заместитель и заместители премьер-министра Республики Молдова осуществляют в соответствии с распределением обязанностей координацию деятельности министерств, других центральных административных органов и иных подведомственных Правительству органов, контроль за их работой и дают им в оперативном порядке указания по обеспечению выполнения постановлений, ордонансов и распоряжений Правительства и по другим вопросам их деятельности; предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений, ордонансов и распоряжений, вносимые в Правительство.

Члены правительства:

- несут ответственность за порученные им сферы деятельности и за деятельность Правительства в целом;

- принимают участие в рассмотрении вопросов на заседаниях Правительства и его Президиума;

- могут вносить в Правительство предложения о рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию, выступать с инициативой разработки постановлений и ордонансов Правительства;

Министр не вправе:

- занимать любую другую должность в центральных и местных органах публичной власти;

- входить в состав руководящих органов коммерческих организаций;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через третьих лиц;

- заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научно-педагогической.

 

3. Основной и самой ответственной формой организации работы Правительства является процедура подготовки и принятия нормативных актов, как разновидности управленческих решений.

Ордонансы являются нормативными актами, обладающими силой ординарных законов, принятыми в определенный срок и в областях, не являющихся предметом органических законов. Они принимаются только на основании делегированных законодательных полномочий. На основании ст. 106/2 Конституции в целях реализации программы деятельности Правительства Парламент по предложению Правительства может принят специальный закон, уполномочивающий Правительство издавать ордонансы. Уполномочивающий Закон устанавливает в обязательном порядке область и дату, до которых могут издаваться ордонансы. Они подписываются премьер-министром и контрассигнуются министрами в порядке, установленном Законом о Правительстве в статье 30. Ордонансы публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова. Вступают в силу в порядке со дня опубликования и не подлежат промульгации   (ч. (3) ст. 106/2 Конституции). В случаях, предусмотренных уполномочивающим Законом (ч. (4) ст.106/2 Конституции), ордонансы подлежат утверждению Парламентом. В этих случаях проект закона об утверждении ордонансов представляется в срок, установленный уполномочивающим законом. Несоблюдение этого срока влечет недействительность ордонанса. Если Парламент не отклоняет проект закона об утверждении ордонансов, последние остаются в силу. После истечения срока, устанавливающего право Правительства для издания ордонансов, они могут быть признаны утратившими силу, приостановлены или изменены только законом.

Для осуществления конституционных и вытекающих из Закона о Правительстве полномочий, а также для организации исполнения законов Правительство принимает постановления.

Распоряжения издаются премьер-министром для организации внутренней деятельности Правительства.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются премьер-министром. Некоторые постановления контрассигнуются министрами, в обязанность которых входит введение их в действие:

- постановления по вопросам исполнения бюджета, использования внутренних и внешних займов и кредитов, проведения финансово-экономических и социальных реформ, управления публичной собственностью - соответственно министром финансов, министром экономики;

- постановления по вопросам обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, обороноспособности, деятельности Вооруженных сил - соответственно министром внутренних дел и министром обороны;

- постановления по вопросам внешней политики - министром иностранных дел;

- постановления по вопросам осуществления Правительством права экономической инициативы, разработки программ законодательной деятельности, одобрения проектов законов и представления их Парламенту на рассмотрение - соответственно министром юстиции;

- постановления комплексного характера, регламентирующие функционирование различных отраслей национальной экономики, контрассигнуются по решению премьер-министра министром, ответственным за введение их в действие.

Постановления и распоряжения Правительства, за исключением содержащих государственную тайну, публикуются в Официальном мониторе Республики Молдова в 10-дневный срок со дня принятия или издания.

Они вступают в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова либо со дня, указанного в их тексте, который, однако, не может предшествовать дню их опубликования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: