Анализ основных видов налогов

Подоходные налоги. Практика подоходного налогообложения различает валовый доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход - это общая сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные, рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы - необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей (в РФ - каждому из родителей на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.

Таким образом, Облагаемый доход = Валовый доход - Вычеты

При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится опасность снижения трудовой активности людей.

Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции - 75%, в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

Таким образом, кривая Лаффера, скорректированная в соответствии с реальностью, приобретает следующий вид.

Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 - 70% налога.

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.

Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран прогрессивным налогом. Порядок налогообложения населения регулируется Законом РФ “О подоходном налоге с физических лиц”.

Подоходной налог с граждан дает возможность обеспечить госбюджет устойчивым и возрастающим источником дохода. В этом Законе видится и одно из средств достижения социальной справедливости именно в связи с заложенным в него принципом прогрессии в налогообложении. Если по старому закону ставка налога была неизменной, что с дохода в размере 700 руб., что с 5000 руб. С недавних пор введен так называемый прогрессивный налог: 12% с дохода до 12 млн. руб., 1,440 млн.руб. +20% ссуммы превышающей 12млн.руб. при доходе до 24 млн.руб., 3,840 млн.руб.+ 25% с суммы превышающей 24 млн.руб. при доходе до 36 млн.руб.,6,840 млн.руб. с суммы превышающей 36 млн.руб. при доходе до 48 млн.руб. и 10,440 млн.руб.+35% с суммы превышающей 48 млн.руб. при доходе свыше 48 млн.руб.

В США также действует система прогрессивного личного налогообложения. Законом о налоговой реформе 1986 года предусмотрены две налоговые ставки (15 % и 28 %) вместо четырнадцати существовавших ранее. Ставка 15% применяется ко всем налогоплательщикам, имеющим доход ниже 29750 долларов в год, любой, превышающий этот уровень доход облагается в основном налогом 28%. Кроме того, личный подоходный налог в США индексируется по отношению к темпам инфляции, то есть к её уровню корректируются не только размеры стандартных скидок и льгот, но и налоговые группы (с целью предотвратить переход налогоплательщиков в группу с более высоким уровнем налогообложения только из-за роста цен).

Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколько преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на неравенство доходов.Это видно потому, как сужается площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов.

Линия А отображает неравенство в распределении доходов до уплаты налогов. Линия Б показывает, что прогрессивные налоги приводят к более равномерному распределению доходов, остающихся после уплаты налогов. Влияние их представлено на рисунке, естественно, в преувеличенном виде, чтобы лучше выявить суть вопроса.

Подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, объединений, организаций, корпораций и т.д. Подоходным налогом облагается балансовая прибыль. Ставки налогообложения устанавливаются законодательным путем.

Закон определяет единый, не зависящий от формы собственности и модели хозяйствования, объект налогообложения - прибыль предприятия, которая облагается налогом, состоящим из двух частей. Часть, зачисляемая в республиканский бюджет РФ, рассчитывается по ставке 13%. Вторая часть, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ, рассчитывается в размере не более 22% для организаций и предприятий, и не более 30 % для банков и страховщиков.

Законом определены также льготы, которые стимулируют развитие малых предприятий, определенных отраслей промышленности, использование труда инвалидов. Одной из подобного рода льгот является недавно опубликованный “Закона об упращенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательтва”.

Кроме того, Закон стимулирует направление средств предприятия в развитие производства, а не на потребление. Такие же ставки налога действуют при превышения определенного законом норматива на оплату труда (6 минимальных зарплат на работающего).

В США налогообложение прибыли корпораций регулируется Законом о налоговой реформе 1986 г. В соответствии с этим законом существенно снижена максимальная ставка налога на прибыль корпораций и уменьшена степень прогрессивности налогообложения. Максимальная ставка понизилась с июля 1987 г. с 46% до 40%, а с июля 1988 г. - до 34%. Об изменениях в шкале обложения подоходным налогом свидетельствует следующая таблица:

Облагаемый налогом Ставки налогообложения годовой доход до реформы 1986 г. введены в 1988г.
первые $25000 15 15
$25001-$50000 18 15
$50001-$75000 30 25
$75001-$100000 40 34
свыше $100000 46 34

Вместо четырехразрядной шкалы ставок на доходы до 100 тыс. долл.,действовавшей ранее, с 1988 г. вводятся лишь две ставки - в 15% на первые 50 тыс. долл. и 25% на следующие 25 тыс. долл. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34%. Эти изменения уменьшили объем выплачиваемых корпорациями налогов за 1987-1991 гг. на 116.7 млрд.долл.

Реформой 1986 г. сохранен ряд важных налоговых преференций корпорациям, но отменена, например, социальная налоговая льгота на новые инвестиции, действующая в той или иной форме почти во всех развитых капиталистических странах.

В других странах ставка налога на прибыль предприятий следующие:

Страна Ставка налога (в %) на уровне центрального правительства
Аргентина 33
Бразилия 35
Великобритания 35 (для малых компаний - 25)
Греция 40 (по торговым корпорациям - 46)
Нидерланды 42
Египет 40
Ирландия 50 (для малых компаний - 40)
Португалия 30 - 35
Франция 42
ЮАР 50 (в пром - ти по добыче алмазов - 56)
Япония 35 - 40

Акцизы - вид косвенных налогов, аналогичный налогу с продаж, но распространяется на избранные товары (сигареты, спиртные напитки, косметика, услуги по путешествиям, на театральные билеты и т.д.).

Налог на добавленную стоимость.Впервые введен во Франции в 1954 г. Используется в США, Великобритании и др. Налог на добавленную стоимость взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товара, таким образом, в исчислении продажной цены исключается так называемый “двойной счет”. Добавленная стоимость включает заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергию, рекламу, транспорт.

Многие страны используют НДС в качестве важного источника дохода. Следует отметить, что НДС сдерживает потребление. Можно избежать уплаты НДС, направляя большую часть средств в сбережения, а не на потребление. Известно также, что сбережения (средства высвобождаемые из потребления) будут высвобождать ресурсы из производства потребительских товаров и, таким образом, сделают их доступными для производства товаров производственного назначения.

С 1992 года в РФ, вместо налога с оборота, введен налог на добавленную стоимость, который составлял 28%, а с 1993 года он равен 20% от стоимости реализованных товаров и услуг.

В 1994 году, кроме налога на добавленную стоимость, введен специальный налог с предприятий, учреждений, организаций для финансовой поддержки и обеспечения устойчивой работы предприятий важнейших отраслей в размере 3% от налогооблагаемой базы, установленной для налога на добавленную стоимость.

3. Оценка российской налоговой политики

 

Рассмотрим различные налоги и налоговые системы с точки зрения их соответствия 5 основным критериям оценки налоговой системы. Налоговая система бывает унитарной, двух или трех уровневой. Например, в Российской Федерации трехуровневая система налогообложения. Налоги подразделяются на:

1. федеральные,

2. налоги республик в составе России, краев и областей,

3. местные налоги.

Современный этап развития налоговой системы – это этап реформирования. В 1998г. была принята и с 1 января 1999г. вступила в действие первая, или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001г. вступила в действие специальная часть Кодекса, которая регламентирует вопросы конкретного применения основополагающих налогов. В 2002г. должна завершиться работа по принятию оставшихся глав Налогового кодекса, и в 2003г. российская экономика вступит с полностью обновленной налоговой системой.

Налоговый кодекс – это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. С его принятием в целом в России будет окончательно сформирована единая налоговая система.

 

В мире накоплен значительный опыт использования разных налоговых систем. Есть и серьезные исследования их сравнительной эффективности. Экономические расчеты, проведенные компетентными специалистами, свидетельствуют о том, что наиболее распространенная в практике развитых стран и действующая в России налоговая система, основанная на налогообложении заработной платы, добавленной стоимости и капитала, является далеко не самой эффективной, поскольку подавляет стимулы к производственной деятельности и замедляет экономический рост. Все эти налоги искажают мотивацию субъектов налогообложения, тем самым не достигается Парето-оптимальное распределение ресурсов. Учитывая решающую роль научно-технического прогресса в обеспечении экономического роста, а также ожидаемое в ближайшие годы массовое выбытие основных производственных фондов вследствие их износа, затраты на инновационную деятельность, внедрение новой техники и технологий, фундаментальные и прикладные исследования должны освобождаться от налогов. Это способствовало бы увеличению предложения новых знаний и новых технологий, их ускоренному внедрению в производство. Таким образом, базовые налоги российской налоговой системы: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог с продаж и единый социальный налог (налог на труд) – замедляют темпы экономического развития и следовательно нарушается нейтральность.

Чем компенсировать налоговые сборы в государственный бюджет при снижении этих налогов? Разработки ученых и мировая практика налогообложения подсказывают очевидный ответ. Поскольку в российской экономике две трети прироста национального дохода дает природная рента и наша страна выступает на мировом рынке как экспортер сырьевых ресурсов, бремя налогообложения должно быть переориентировано на рентные доходы. Сейчас их доля в бюджетных доходах составляет 10,64%.

Как известно, рента – это сверхприбыль, получаемая предпринимателями не от затрат труда, капитала или применения новых технологий, а от владения уникальными производственными возможностями.

В отличие от налогов на труд и капитал, налогообложение рентных доходов не оказывает дестимулирующего влияния на рост производства. Более того, изъятие сверхприбыли позволяет эффективнее использовать природные ресурсы в ходе предпринимательской деятельности.

К налогам, полностью или частично изымающим в доход государственного бюджета природную ренту, относятся: платежи за используемые и эксплуатируемые природные ресурсы, включающие земельные налоги, платежи за использование воды, объектов растительного и животного мира, за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых, их экспорт, загрязнение окружающей среды и т.д. Поскольку все указанные ресурсы находятся в государственной собственности, рентные платежи, являясь юридически разновидностью налогов, экономически аналогичны плате за использование государственных ресурсов. Поэтому, в отличие от налогов на результаты экономической деятельности, рентные налоги могут изымать до 100% рентного дохода, т.е. потенциально достижимой сверхприбыли природопользователей, возникающей как результат использования ограниченного ресурса.

НДС

В этом разделе я на примере НДС рассмотрю критерии оценки налоговых систем, а также насколько НДс соответствует этим критериям Далее я вкратце рассмотрю соответствие остальных налогов этим критериям.

НДС – самый важный налог. Его доля в налоговых поступлениях составляет 44%, поэтому очень важно, чтобы этот налог был достаточно эффективен и справедлив.

 

Плательщики Объект налогообложения Налоговая база Налоговый период Ставка Срок уплаты
1) организации; 2) индивидуальые предприниматели; 3) лица, признаваемые налогопла- тельщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации. 2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. 1) при реализации товаров (работ, услуг); 2) при договорах финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии); 3) при получении дохода на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров; 4) при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи; 5) при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса; 6) при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления; 7) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 8) определение налоговой базы налоговыми агентами; 9) определение налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) календарный месяц 0% 10% 20  

 

· 10% - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечню, утвержденому Правительством РФ;

· 20% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

 

Нейтральность

НДС – самый важный налог. Его доля в налоговых поступлениях составляет 44%.

Почти все налоги искажают в той или иной мере поведение субъектов. Это неизбежная плата за производство общественных благ. Пожалуй, только аккордный налог не искажает поведение субъектов. Да и то, только при предпосылки о постоянной отдачи от масшатаба, при неизменности предпочтений и фиксированном MPC и MPS и т.д. Т.е можно сказать, что ни один из налогов в полной мере не обладает свойством нейтральности. Тем не менее, налог на добавленную стоимость имеет несколько особенностей, делающих его привлекательным инструментом фискальной политики, в частности:

· НДС — это один из наиболее нейтральных налогов, обеспечивающий стабильные поступления в бюджет и приводящий к минимальным изменениям в поведении потребителей и предприятий;

· НДС — это налог на потребление, он не влияет на принятие решений по поводу инвестиций.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: