Анализ основных видов налогов

Система налогов Российской Федерации

Виды налогов

Общие сведения об основных видах налогов

Анализ основных видов налогов

3 Оценка российской налоговой политики

1. НДС

2. Гибкость налогообложения

3. Относительное равенство налоговых обязательств

 

4 Проблемы современной налоговой системы, оценка налогового бремени в России и в зарубежных странах

5 Направления совершенствования налоговой политики РФ

6  Антикризисные меры по совершенствованию налоговой системы

 

Заключение

 

Введение

Почти в любой стране основной доход государства составляют разнообразнейшие налоги от простых и понятных, до курьезных, вроде налога на бороду.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи­нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок не­правильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство пред­приятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налого­вым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расши­рения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

В законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дается следующее понятие налога: "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законо­дательными актами". В этом же законе дается определение и налоговой си­стемы: "Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему". Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. " В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону. " Объектами налогообложения являются до­ходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, до­бавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. "

 

 

Теоритические основы

1. Понятия налогов

1.1 Элементы налогов.

 

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через

элементы налогов, которые включа­ют: субъект, объект, источник, единицу

обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад.

Ука­занные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и

сборов. Собственно, через эти элементы в законах о налогах и устанавливается

вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления

налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия

налогообло­жения.

Субъект налога, или налогоплательщик. Налогоплательщик — это то лицо

(юридическое или физическое), на которое по закону воз­ложена обязанность

платить налог. В некоторых случаях налог мо­жет быть переложен плательщиком

(субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком,

или но­сителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвен­ных

налогов. Если налог непереложим, то субъект налога и носи­тель налога совпадают

в одном лице.

Субъекты налога и другие участники налоговых правоотноше­ний изображены в

Приложении А.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения может быть действие,

состояние или предмет, подлежащий налогообложению., В этом качестве выступают:

·   имущество;

·   операции по реализации товаров (работ, услуг);

·   стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

·   прибыль;

·   доход (в виде процентов и дивидендов);

·   иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую

характеристику (Приложение Б).

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог

на прибыль, налог на имущество, земель­ный налог и т.д. Объект

налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога —

валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного

ис­точника уплаты каждого налога все объекты налогообложения пред­ставляют

собой ту или иную форму реализации ВВП.

Единица обложения. Единица обложения представляет собой оп­ределенную

количественную меру измерения объекта налогообло­жения. Поэтому она зависит от

объекта обложения и может высту­пать в натуральной или денежной форме

(стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложения по

уплате акциза является объем добытого природного газа; по зе­мельному налогу —

сотая часть гектара, гектар; по подоходному налогу — рубль.

Налоговая база. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую

или иную характеристику объекта налогообло­жения. Необходимо иметь в виду, что

налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть

объекта нало­га, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налоговая

база — это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых

вычетов. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль

предприятия, но налоговую базу соста­вит не вся балансовая прибыль, а лишь

часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или

больше, или меньше балансовой прибыли. В частности, балансовая прибыль для

целей налогообложения должна быть увеличена на сумму сверх­нормативных расходов

на представительские цели, служебные ко­мандировки и т.д. Налоговая база и

порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам

устанавливают­ся налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговый период. Согласно Налоговому кодексу РФ налого­вым периодом

считается календарный год или иной период вре­мени, указанный в законе

применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая

база и исчисляет­ся подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка (норма налогового обложения). Налоговая став­ка — это

величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета

(объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими)

или процентны­ми (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными,

ре­грессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на еди­ницу обложения

независимо от размеров доходов или прибыли. Они применяются обычно при

обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом

законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным

налогом.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта об­ложения и могут

быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту

обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности,

установленные российским законодатель­ством ставки налогов на прибыль и на

добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличе­нием

стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия

ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения

простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта

налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта

налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной

ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой

системе являлась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц

подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода

граж­дан была разделена на три части: первая часть (до 50000 руб.) обла­галась

по ставке 12 %; вторая (от 50000 до 150000 руб.) — по ставке 20%; третья (более

150000 руб.) — по ставке 30%.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохо­да. В

российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по единому

социальному налогу.

Налоговые ставки в России по федеральным налогам установ­лены по отдельным

налогам второй частью Налогового кодекса РФ, а по большинству налогов —

соответствующими федеральными законами. Ставки региональных и местных налогов

устанавлива­ются законами субъектов Российской Федерации и нормативны­ми

правовыми актами представительных органов местного само­управления. При этом

ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами

лишь в пределах, зафиксиро­ванных в соответствующем федеральном законе по

каждому виду налогов.

Налоговые льготы. Это полное или частичное освобождение от налогов

субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов

налоговой льготы является необлагаемый мини­мум — наименьшая часть объекта

налогообложения, освобожден­ная от налога.

Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из об­лагаемого дохода,

уменьшения ставки налога вплоть до установле­ния нулевой ставки, скидки с

исчисленной суммы налога.

Налоговый оклад. Налоговый оклад представляет собой сумму налога,

уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта об­ложения. Взимание

налогового оклада может осуществляться тре­мя способами: у источника получения

дохода, по декларации и по кадастру.

Взимание налога у источника осуществляется в основном при обложении

налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени

фиксированных доходов. В частности, подоб­ный способ взимания налогов в России

характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия

исчисля­ет и удерживает данный налог с доходов как работающих на дан­ном

предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим

актам правового и гражданского законода­тельства. Взимание налога у источника

является по своей сути изъя­тием налога до получения владельцем дохода.

Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода после его

получения. Указанный порядок предусмат­ривает подачу налогоплательщиком в

налоговые органы деклара­ции — официального заявления налогоплательщика

о полученных доходах за определенный период времени. Применение этого спо­соба

взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении

нефиксированных доходов, а также в тех случа­ях, когда доходы налогоплательщика

формируются из множества источников.

Российское налоговое законодательство предусматривает пода­чу деклараций, в

частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица

(нефиксированные доходы), при уплате акцизов.

Кадастровый способ взимания налогов предполагает использо­вание кадастра.

Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов

(земля, имущество, доходы), клас­сифицируемых по внешним признакам, к которым

относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью ка­дастра

определяется средняя доходность объекта обложения. Ука­занный способ взимания

налогового оклада применяется, как пра­вило, при обложении земельным налогом,

налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими.

 

1.2  Функции налогов

 

Экономическая сущность налога проявляется через его функ­ции. Каждая извыполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и чертыданной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образомреализуется предназначе­ние конкретного налога как инструмента стоимостногораспреде­ления и перераспределения доходов в обществе.Выделяют три важнейшие функции налогов:1) фискальную (финансирование государственных расходов);2) регулирующую, или распределительную (государственное ре­гулированиеэкономики);3) социальную (поддержание социального равновесия в обще­стве путем изменениясоотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживаниянеравенства между ними).Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, онивзаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявле­нии представляют собой единоецелое.Разграничение функций налога носит в значительной мере услов­ный характер,поскольку они осуществляются одновременно. От­дельные черты одной функциинепременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявленияналогом своих функ­ций. Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначальнохарактерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. Иэто естественно, так как главное предназначение налога — образованиегосударственного денежно­го фонда путем изъятия части доходов предприятий играждан для создания материальных условий функционирования государства ивыполнения им собственных функций — обороны страны и защи­ты правопорядка,решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержанияединой коммуникацион­ной структуры.Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его регу­лирующая, илираспределительная, функция, выражающая экономи­ческую сущность налога какособого централизованного фискаль­ного инструмента распределительных отношенийв обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов черезбюджет и установленные законом внебюджетные фонды государ­ство перераспределяетфинансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляетфинансирование крупных ме­жотраслевых целевых программ, имеющихобщегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органовгосударствен­ной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по ихУстановлению, а также бюджетная система позволяют перераспре­делять финансовыересурсы и по регионам страны.Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляетперераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсовнаиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этомзаключена социальная функция налогов.Налоги оказывают существенное воздействие и на сам процесс воспроизводства.Здесь проявляется стимулирующая функция налогов. Ее практическаяреализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговыхвычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций.Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система самапо себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитиеопределенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитиедругих. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитиеэкономики и ее от­дельных отраслей, на структуру и пропорции общественноговоспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связьстимулирующей функции налогов с распределительной.С регулирующей и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверкеэффективности хозяйствования и, с другой — в контроле за действенностьюпроводимой экономичес­кой политики государства. Так, в условиях остройконкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним изважнейших инструментов независимого контроля за эффективно­стьюфинансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях изконкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитатьсяс государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсовсигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в самуналоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.

 

1.3 Принципы построения системы налогообложения

Основными принципами являются:

    - равнонапряженность налогового изъятия;

    - однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;

    - стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;

- заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.

 

    Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая

служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

 

 

    Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: