Классификация налогов

 

Группировка налогов по разным классификационным призна­кам представлена вПриложении В. Классификация нужна для упорядо­чения знаний о различных видахналогов. Основными классификационными признаками являются: субъект налога;объект налого­обложения; вид ставки; способ обложения; источник уплаты;на­значение; принадлежность к уровням власти и управления; правоиспользования сумм налоговых поступлений; возможность пере­ложения.Наиболее популярной является классификация налогов по при­надлежности куровням власти и управления: федеральные; реги­ональные; местные.Первой частью Налогового кодекса РФ установлены следую­щие налоги и сборы: 16федеральных, 7 региональных и 4 местных (Приложение Г). Федеральные налоги в Российской Федерации определены на­логовымзаконодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.Перечень региональных налогов уста­новлен Налоговым кодексом РФ, но этиналоги вводятся в дей­ствие законами субъектов Федерации и являютсяобязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации.Вво­дя в действие региональные налоги, представительные (законодательные)органы власти субъектов Федерации определяют нало­говые ставки посоответствующим видам налогов (но в пределах, определенных федеральнымзаконодательством), налоговые льго­ты, порядок и сроки уплаты налогов. Всеостальные элементы ре­гиональных налогов установлены соответствующимфедеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с тойлишь разницей, что они вводятся в действие представительными орга­нами местногосамоуправления.В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имуществоналогоплательщика. В связи с этим при прямом налого­обложении денежныеотношения возникают непосредственно меж­ду налогоплательщиком и государством.Примером прямого нало­гообложения в российской налоговой системе могут служить:на­лог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на иму­щество какюридических, так и физических лиц и ряд других на­логов. В данном случаеоснованием для обложения являются владе­ние и пользование доходами иимуществом. Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т. е. в про­цесседвижения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в ценутовара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.Владелец товара, работы или услу­ги при их реализации получает с покупателяодновременно с це­ной и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на по­требление ипредназначаются для перенесения реального налого­вого бремени на конечногопотребителя. Субъектом налога в дан­ном случае является продавец товара,выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщикомналога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленнуюстоимость, акцизы и таможенные пошлины.Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения ихвзимания. Эти налоги привлекательны для го­сударства еще и тем, что ихпоступления в казну прямо не привя­заны к финансово-хозяйственнойдеятельности субъекта налого­обложения и фискальный эффект достигается даже вусловиях спада производства и убыточной работы предприятий.

 

Система налогов Российской Федерации

Виды налогов

В РФ впервые все налоги разделены на три группы:

федеральные налоги; налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований; местные налоги.

 

   К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость;

1. акцизы на отдельные группы и виды товаров;

2. налог на доходы банков;

3. налог на доходы от страховой деятельности;

4. налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

5. налог на операции с ценными бумагами;

6. таможенная пошлина (все суммы поступлений от этих

налогов зачисляются в федеральный бюджет);

7. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;

8. платежи за пользование природными ресурса-

ми, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский,     краевой, областной, местный в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами России;

9. налог на прибыль с предприятий

(подоходный налог);

10. подоходный налог с физических лиц.

 

    Налог на прибыль с предприятий и подоходный налог с физических лиц являются регулирующими доходными источниками, суммы отчислений по ним зачисляются непосредственно в республиканский бюджет, краевые, областные и бюджеты других уровней в размерах, определяемых при утверждении республиканского бюджета в составе России и бюджетов других уровней.

    К федеральным налогам относятся: налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды на основе соответствующих актов; гербовый сбор; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

   

  Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообложения,             плательщики налогов и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд регламентируются законодательными актами РФ и действуют на всей территории России.

 

  К налогам республик в составе России, краев, областей и округов относятся следующие:

налог на имущество предприятий, (суммы платежей по этому налогу равными долями зачисляются в республиканский

 

бюджет и бюджеты других уровней по месту нахождения плательщика);

· лесной доход;

· плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

   

    К этой группе налогов относятся республиканские платежи за

пользование природными ресурсами.

    Перечисленные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются по всей ее территории, а конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе России или решениями органов государственной власти краев и областей.

 

К местным налогам относятся:

    - налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по этому налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения 

  (регистрации) объекта налогообложения;

- земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому

налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;

- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся

предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в  бюджет по месту их регистрации;

- налог на строительство объектов производственного

назначения в курортной зоне;

- курортный сбор;

-  сбор за право торговли. Этот сбор устанавливается

местными органами власти и уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в

соответствующий бюджет;

-       целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения;

- налог на рекламу. Этот налог уплачивают юридические и физические лица, но не более 5 % от стоимости услуг по рекламе;

    - налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники

и персональных компьютеров. Налог уплачивают юридические и физические

лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не превышающей 10 % суммы сделки;

- сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица,

имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

- лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изде- лиями.

 Сбор вносят юридические и физические лица;

    - лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10 % стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;

- сбор за выдачу ордера на квартиру вносят физические лица

при получении права на заселение отдельной квартиры в размере, не превышающем 3/4 минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;

    - сбор за парковку автотранспорта в специальных местах вносят

 юридические и физические лица в размерах, установленных местными органами власти;

     - сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, исторических памятников), в размере, не превышающем 0,5 % стоимости реализуемой продукции;

 -  сбор со сделок, совершаемых на биржах (за исключением

законодательно оформленных операций с ценными бумагами).                   

   Сбор вносят участники сделки в размере не более 0,1 % суммы сделки;

- сбор за право проведения кино- и телесъемок. Вносят коммерческие кино- и теле-организации, проводящие съемки с осуществлением организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти;

- - сбор за уборку территории населенных пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, установленном местными властями.

 

К этой группе налогов относятся и вновь введенные налоги на

содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы (1,5 % от стоимости работ и услуг) и налог на нужды образования (1 % фонда оплаты труда).

 

 

    Большинство местных налогов устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т.д.

        Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: