Группировка налогов по разным классификационным признакам представлена вПриложении В. Классификация нужна для упорядочения знаний о различных видахналогов. Основными классификационными признаками являются: субъект налога;объект налогообложения; вид ставки; способ обложения; источник уплаты;назначение; принадлежность к уровням власти и управления; правоиспользования сумм налоговых поступлений; возможность переложения.Наиболее популярной является классификация налогов по принадлежности куровням власти и управления: федеральные; региональные; местные.Первой частью Налогового кодекса РФ установлены следующие налоги и сборы: 16федеральных, 7 региональных и 4 местных (Приложение Г). Федеральные налоги в Российской Федерации определены налоговымзаконодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.Перечень региональных налогов установлен Налоговым кодексом РФ, но этиналоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являютсяобязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации.Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные)органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки посоответствующим видам налогов (но в пределах, определенных федеральнымзаконодательством), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Всеостальные элементы региональных налогов установлены соответствующимфедеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с тойлишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местногосамоуправления.В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имуществоналогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежныеотношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить:налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество какюридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случаеоснованием для обложения являются владение и пользование доходами иимуществом. Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т. е. в процесседвижения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в ценутовара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателяодновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление ипредназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечногопотребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара,выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщикомналога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленнуюстоимость, акцизы и таможенные пошлины.Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения ихвзимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что ихпоступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственнойдеятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже вусловиях спада производства и убыточной работы предприятий.
Система налогов Российской Федерации
Виды налогов
В РФ впервые все налоги разделены на три группы:
федеральные налоги; налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований; местные налоги.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость;
1. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
2. налог на доходы банков;
3. налог на доходы от страховой деятельности;
4. налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
5. налог на операции с ценными бумагами;
6. таможенная пошлина (все суммы поступлений от этих
налогов зачисляются в федеральный бюджет);
7. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;
8. платежи за пользование природными ресурса-
ми, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский, краевой, областной, местный в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами России;
9. налог на прибыль с предприятий
(подоходный налог);
10. подоходный налог с физических лиц.
Налог на прибыль с предприятий и подоходный налог с физических лиц являются регулирующими доходными источниками, суммы отчислений по ним зачисляются непосредственно в республиканский бюджет, краевые, областные и бюджеты других уровней в размерах, определяемых при утверждении республиканского бюджета в составе России и бюджетов других уровней.
К федеральным налогам относятся: налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды на основе соответствующих актов; гербовый сбор; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд регламентируются законодательными актами РФ и действуют на всей территории России.
К налогам республик в составе России, краев, областей и округов относятся следующие:
налог на имущество предприятий, (суммы платежей по этому налогу равными долями зачисляются в республиканский
бюджет и бюджеты других уровней по месту нахождения плательщика);
· лесной доход;
· плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
К этой группе налогов относятся республиканские платежи за
пользование природными ресурсами.
Перечисленные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются по всей ее территории, а конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе России или решениями органов государственной власти краев и областей.
К местным налогам относятся:
- налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по этому налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения
(регистрации) объекта налогообложения;
- земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому
налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;
- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
- налог на строительство объектов производственного
назначения в курортной зоне;
- курортный сбор;
- сбор за право торговли. Этот сбор устанавливается
местными органами власти и уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в
соответствующий бюджет;
- целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения;
- налог на рекламу. Этот налог уплачивают юридические и физические лица, но не более 5 % от стоимости услуг по рекламе;
- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники
и персональных компьютеров. Налог уплачивают юридические и физические
лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не превышающей 10 % суммы сделки;
- сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица,
имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
- лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изде- лиями.
Сбор вносят юридические и физические лица;
- лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10 % стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
- сбор за выдачу ордера на квартиру вносят физические лица
при получении права на заселение отдельной квартиры в размере, не превышающем 3/4 минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
- сбор за парковку автотранспорта в специальных местах вносят
юридические и физические лица в размерах, установленных местными органами власти;
- сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, исторических памятников), в размере, не превышающем 0,5 % стоимости реализуемой продукции;
- сбор со сделок, совершаемых на биржах (за исключением
законодательно оформленных операций с ценными бумагами).
Сбор вносят участники сделки в размере не более 0,1 % суммы сделки;
- сбор за право проведения кино- и телесъемок. Вносят коммерческие кино- и теле-организации, проводящие съемки с осуществлением организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти;
- - сбор за уборку территории населенных пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, установленном местными властями.
К этой группе налогов относятся и вновь введенные налоги на
содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы (1,5 % от стоимости работ и услуг) и налог на нужды образования (1 % фонда оплаты труда).
Большинство местных налогов устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т.д.
Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.