Социально- экономические последствия вступления в ВТО

Анализ экономических последствий присоединения сосредоточен на следующих аспектах:

- исследовании последствий изменения законодательства в соответствии с нормами и правилами ВТО как в отношении отражения общих принципов, так и выполнения конкретных требований в области применения инструментов торговой политики;

- исследовании последствий принятия обязательств по доступу на рынок товаров и услуг;

- исследовании возможностей использования механизмов защиты внутреннего рынка в случае демпинга или применения иностранных субсидий.

Соответственно, последствия принятия обязательств в рамках процесса присоединения могут носить как качественный характер - например, изменение законодательства, так и количественный - например, динамика и соотношение производства и импорта, которые могут быть наблюдаемы и оценены статистически.[3].

Анализ возможных обязательствв области изменения законодательства и применения правил торговлив целом показал, что следование нормам и правилам ВТО не создаст существенных негативных экономических последствий. Применение принципов национального режима (НР) и режима наибольшего благоприятствования (РНБ), если и приведет к некоторому обострению иностранной конкуренции на внутреннем рынке, то компенсирующим эффектом станет повышение транспарентности в бизнесе, возросший уровень предсказуемости действий властей и устранение неоправданных ограничений на рынке. Обязательства в области применения НР также могут касаться практики применения косвенных налогов при импорте - НДС и акцизов. Возможные изменения порядка взимания этих налогов могут сказаться на размерах поступлений в бюджет, однако они практически не отразятся на размерах импорта и условиях конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке.

Обязательства в рамках ВТО могут затронуть также практику применения таможенных налогов и сборов. В целом применение норм и правил ВТО в данной области не приведет к принципиальным изменениям механизмов регулирования торговли, а также не вызовет заметного роста импорта и резкого изменения условий конкуренции иностранных и отечественных товаров на внутреннем рынке.

Таким образом, выполнение обязательств в области обеспечения соответствия внутреннего законодательства нормам и правилам ВТО и следование ограничениям в отношении использования нетарифных инструментов не приведет к заметным отрицательным последствиям для развития производства. Напротив, изменение законодательства может стать фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет устранения некоторых излишних ограничений, формирования здоровой конкурентной среды с равными и недискриминационными условиями ведения предпринимательской деятельности, а также увеличения уровня транспарентности законодательства и мер регулирования.

Результаты подробного количественного анализапоследствий принятия обязательств в области доступа на рынокуказываютна то, что возникновение существенных негативных последствий является маловероятным. Ключевыми факторами, которые будут определять темпы развития промышленности в целом и отдельных отраслей, будут те, которые непосредственно не связаны с возможными обязательствами в рамках ВТО. Это, прежде всего факторы внутриэкономического характера. При этом можно предположить, что возможные изменения условий доступа на рынок иностранных товаров не скажутся радикально на условиях конкуренции отечественных и иностранных товаров на внутреннем рынке и не приведут к существенным отрицательным последствиям для экономики.

Положительные последствия либерализации международной торговли проявляются в большей степени на рынке услуг, чем в торговле товарами. Это обусловлено, прежде всего, тем, что производство и торговля услугами в РФ находятся еще в стадии становления, и пока еще не сложилась система привязки ресурсов к конкретным секторам услуг. Более высокая подвижность ресурсов позволяет в большей мере воспользоваться преимуществами либерализации внешней торговли. Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать положительное стимулирующее воздействие. При этом, разумеется, возможны ухудшение положения на рынке и ослабление конкурентных позиций некоторых российских поставщиков услуг. Однако эти трудности могут испытывать отдельные фирмы, но не экономика в целом. Важно также отметить, что изменение условий доступа на рынок в результате переговоров затронет лишь некоторое число секторов услуг и компонентов системы инструментов регулирования. В отношении большинства секторов услуг и инструментов регулирования заметного изменения практики применения мер и ограничений не произойдет, поскольку они не являются предметом обсуждения в ходе переговоров по доступу на рынок и не входят в сферу обязательств в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).[2].

  Говоря о социальных последствиях вступления России в ВТО, многие эксперты сходятся во мнении, что они будут равноценны "шоковой терапии". С вступлением России во ВТО неизбежны такие социально-экономические последствия, как высвобождение рабочей силы в неконкурентоспособных отраслях, рост безработицы, массовая миграция рабочей силы. Российские предприниматели в своей массе поддерживают вступление России в ВТО, однако настаивают на соблюдении условий, при которых будет обеспечен благоприятный для России баланс экономических интересов. Сегодня, необходимо приложить усилия работодателей, профсоюзов и государства для того, чтобы с учетом международного опыта проанализировать возможные негативные последствия и совместно разработать пути их преодоления. На фоне переговоров по вступлению России в ВТО Правительство предпринимает усилия по ее упрощению и внесению большей прозрачности. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) может привести не только к либерализации торговли и привлечению инвестиций, но и к заметным социальным последствиям, присущим любой стане, столкнувшейся с глобализацией. Поспешное вступление во Всемирную торговую организацию может обернуться тем, что ситуация в сфере занятости населения может выйти из-под контроля. Прежде всего, в трудной ситуации окажутся представители мелкого бизнеса, сельского хозяйства, автомобилестроения, авиастроения. По прогнозам Союза товаропроизводителей могут пострадать большое число мелких и средних организаций, работающих на местные рынки. Возможная смерть автомобильной и авиационной отраслей повлечет за собой остановку многих смежных производств и массовую безработицу.[1]

Таким образом, присоединение России    к ВТО имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсы от возможного вступления России в ВТО: (таблица 1)

Таблица 1

Современная ситуация Ситуация после присоединения
Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки -снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг.
Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны, например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями. Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов.
Законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений. Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций
Субъекты Российской Федерации часто применяют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам. В соответствии с нормами ВТО участник должен привести все свое законодательство, в том числе на региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими обязательствами России.
Лоббирование интересов отдельных компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодателей. Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования — Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством недискриминации.
Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутана и противоречива. Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим правилам.
Интеграция России и других стран СНГ идет крайне медленно, и поставлена под угрозу в связи с присоединением к ВТО Грузии, Киргизии, Молдовы и Армении и намерением присоединиться к ВТО Украины и ряда других стран. Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, таможенного союза.

 

Наиболее очевидные издержки присоединения России к ВТО можно определить следующим образом:

1. Защита многих российских производств, находящихся в кризисном состоянии, и сферы услуг будет затруднена в случае значительного облегчения доступа иностранным товарам и услугам на российский рынок, чего последовательно добиваются партнеры по переговорам о присоединении нашей страны к ВТО.

2. Ощутимым окажется сокращение поступлений в федеральный бюджет от существенного снижения импортных пошлин. Возникнет стремление компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов.

3. Членство в ВТО ограничивает свободу государства в применении тех или иных эффективных в условиях России мер регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт.

4. Обостряется проблема обеспечения необходимого уровня национальной информационной и технологической безопасности.

5. Либерализация импортного тарифа делает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа по сравнению с иностранным инвестированием в отрасли реального сектора экономики.

6. Осуществленное США и ЕС признание с определенными оговорками статуса России как страны с рыночной экономикой не гарантирует от принятия в отношении ее антидемпинговых и других ограничительных процедур. Действующий в ВТО судебный механизм разрешения торговых споров между странами- участницами для обеспечения выполнения принятых ими обязательств носит крайне сложный характер. Это создает дополнительные трудности в отстаивании интересов российских производителей. [2]

Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей (Приложение 2)
 Вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства и в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно сказаться в ряде отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия.

Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслейпромышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом - до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволило выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.
      Отечественная пищевая промышленность пока неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего, мясными и молочными продуктами, сахаром и растительным маслом, а её крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, свою продукцию импортирует. Значения импортных пошлин, на которых настаивают основные зарубежные поставщики продовольствия на переговорах в ВТО, пока заметно ниже заявленных Россией.

Отечественная мебельная промышленность активно осваивает внутренний рынок, и для нее важен каждый процент импортного тарифа. Судя по ходу переговоров, первоначально названные Россией ставки связывания вряд ли удастся удержать, и потому следует ожидать обострения иностранной конкуренции на данном рынке.

  В химии даже при сохранении заявленных ставок связывания возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, усугубляющиеся сохраняющейся недогрузкой многих её предприятий. Можно ожидать «войны цен» на рынке моторных масел и автокосметики, который российские наши нефтяные компании активно отвоевывают ныне у иностранных поставщиков.

По отдельным сферам услуг положение выглядит следующим:

Транспорт.Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному и трубопроводному транспорту страны. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию страны.

Связь.Отставание России в научно-техническом прогрессе обусловило её слабость на его передовых направлениях - в связи и в информатике. Их развитие поддерживается в основном притоком иностранных инвестиций, которые контролируют 44% объема услуг связи. Присоединение России к ВТО явится лишь стимулом к дальнейшему притоку капитала, и российский потребитель от этого выигрывает. Можно ожидать от ВТО содействия в создании более благоприятных условий для осуществления коммерческих космических запусков, в том числе в целях связи.
    Торговля. Российский капитал является почти монопольным (99,7%) в оптовом звене, однако в розничном его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро» и т.п.). Эти процессы продолжатся, по крайней мере, в крупных городах, в том числе под влиянием ВТО.

    Наиболее заметно иностранное присутствие (49% объема услуг) в так называемых « рыночных услугах» (в т.ч. реклама, аудит, менеджмент), что закономерно ввиду их прежнего отсутствия в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка.

В целом возможные выгоды и потери от присоединения к ВТО в сфере услуг сбалансируются, и ситуация на рынке будет зависеть от того, как быстро обретут конкурентоспособность отечественные провайдеры.[13].





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: