Подходы к выбору эффективности таможенной деятельности

В вопросах выбора показателей эффективности таможенной деятельности не существует полной однозначности. Это связано с трудностями выражения одних показателей через другие и их комплексированием в один показатель, отражающий главную цель таможенной деятельности

Имеют место следующие подходы к выбору показателей эффективности таможенной деятельности (Рис.2.1)

Рисунок 2 – Подходы к оценке эффективности таможенной деятельности

При формировании показателей эффективности с позиций политико-правового подхода таможенная деятельность, согласно Таможенному кодексу РФ, сводится к решению комплексной задачи обеспечения нормативного порядка и нормативных условий перемещения через таможенную границу лиц, товаров и транспортных средств. При этом подходе недостаточно использовать только показатель суммарных таможенных сборов, отчисляемых в госбюджет России, поскольку этот процесс определяется множеством разнообразных, случайно возникающих факторов.

При оценке выполнения плана показатель эффективности может быть представлен как отношение фактической величины суммарных таможенных отчислений в госбюджет либо кзапланированной величине, либо к прогнозируемому значению показателя. Здесь планируемая или прогнозируемая величина может определяться по статистическим данным.

При подходе к определению эффективности таможенной деятельности на основе оценки выполнения функций и решения оперативно-технологических задач показатели эффективности могут отражать значения результатов сравнения фактически достигнутых уровней решения задач с уровнями, заданными нормативными документами.

 

Показатели таможенной службы и эффективности таможенной

Деятельности

В целях достижения наиболее объективных оценок таможенной деятельности целесообразно выбор и оценку показателей проводить со всех имеющихся позиций, с последующей обработкой для получения интегрального результата.

Единая система таможенных органов России является иерархической, поэтому,эффективность каждой ее вложенной подсистемы (регионального таможенного управления, таможни, таможенного поста) необходимо оценивать с точки зрения эффективности выполнения конкретных функций в рамках систем более высокого уровня. Перечень конкретных функций и основных задач регионального таможенного управления, таможни, иного поста требует соответствующего анализа, на основе которого и формируется композиция показателей эффективности. При этом необходимо учитывать возможности привлекаемых методов их оценки.

В конечном итоге необходимо иметь систему показателей для оценки деятельности всех таможенных органов в целом.

 Приведем примеры построения такой системы показателей.

Уровень таможенной службы. При построении системы показателей эффективности таможенной службы целесообразно учитывать и анализировать следующие состав­ляющие: цели деятельности таможенной службы, системные функции (государственные), показатели эффективности по каждой функции (при их наличии), факторы, определяющие эволюцию каждого из показателей и степень их влияния, разбивку показателей по категориям: качественные - количественные, возможности существующего методического и информационного обеспечения для формулирования и оценки показателей, административные и другие ограничения. Пример взаимосвязи системных функций таможенной службы, системы показателей эффективности, формируемой в объемы полного набора системных функций в данном примере, а также частных показателей по отдельным системным функциям, демонстрируется в табл. 1.

Таблица 1 Показатели эффективности таможенной деятельности ФТС

Системные тамо- женные функции Совокупный показатель эффективности Частные показатели эффективности
1. Финансово-экономическая функция Финансовая результатив-ность 1. Удельный вес (доля) таможенных платежей (ТП) в госбюджете (ГБ) России: ∆ТП = (ГБ – ТП)/ГБ; 2. Уровень выполнения плановых показателей (ПП) по фактическим платежам (ФП) в ГБ: ∆ТП = (ФП – ПП) \ ПП; 3. Уровень потенциальных потерь ТП: ∆П = (ПП - ФП) \ ПП; 4. Отношение ТП за период времени к стоимости содержания и обеспечения жизнедеятельности ЕСТО (СТС) - (экономическая эффективность ЭЭ): ЭЭ = (ТП∆т ) \ ∆СТСт
2.Функция таможенного контроля Совокупный результат та- моженного контроля 1. Количество таможенных оформлений N за отчетный период ∆т; 2. Количество лиц, грузов и транспорта, подвергнутого таможенному досмотру и т. п….
3.Правоохра-нительная функция Совокупный результат правоохранительной деятельности 1. Количество выявленных нарушений таможенных правил (НТП); Количество заведенных дел (ЗД); Количество «выигранных» дел – (ВД); 3. Интенсивность правоохранительной деятельности: ИПД = (НТП + ЗД + ВД)\ Nдней
4. Функция таможенного регулирования Совокупный результат регулирования  
5.Информацион-но- аналитическая деятельность Совокупный результат ИАД 1. Оперативность представления информации (час); 2.Объём информационной модели ВЭД; 3. Оперативность внесения изменений в модель ВЭД

 

В настоящее время оценивание деятельности ТС одним показателем на основании только формализованных процедур в силу специфики таможенной деятельности практически невозможно. Поэтому в этом процессе широко используются эксперты. Эксперты оценивают вклад в общую эффективность деятельности таможни каждой системной функции. Влияние на результативность деятельности таможни направлений деятельности по результатам экспертного опроса показано в табл. 2.

Таблица 2 – Влияние видов деятельности по оценке экспертов

Влияние отдельных видов деятельности на результаты деятельности таможни

 

Вид деятельности   Таможенные платежи Пропуск транспорта Результаты правовой деятель.
Управленческая 0.061 0.076 0.0133
Оперативная 0.255 0,386 0.375
Правоохранительная 0.144 0, 121 0.253
Экономическая 0.313 0, 27 0.15
Обеспечивающая 0.069 0.036 0.038
Информационно-техническая 0.144 0.154 0.106

 

В целом можно сказать, что система качественных и количественных показателей деятельности таможенного органа определяется функциями и задачами, стоящими перед ними, а также конкретной решаемой задачей системного анализа. В таких условиях не существует универсального набора показателей таможенной деятельности, однако может быть предложен единый алгоритм их формирования.(рис.2.2.)

 Рис.2.2.Блок-схема процедуры формирования системы показателей оценки деятельности таможенных органов

При разработке комплекса показателей оценки таможенной деятельности необхо­димо учитывать, что исходно существует довольно большое количество показателей различного уровня иерар­хии таможенных органов, характеризующих самые разнообразные направле­ния их деятельности. Ис­пользование всех показа­телей при численном или аналитическом решении поставленных задач прак­тически невозможно из-за огромного объема вычис­лений и рассматриваемых признаков соответственно. Кроме того, в ряде случаев учет лишних либо игнори­рование важных показате­лей может привести к су­щественному снижению эффективности анализа. Таким образом, прежде всего, необходимо разде­лить имеющиеся показа­тели по трем категориям иерархии таможенных органов, то есть на показатели деятель­ности таможен, таможенных постов и регионального таможенного управления.

Подобная предварительная обработка отчетных и др. материалов, как правило, вы­полняется в полном объеме ежегодно соответствующими подразделениями ФТС, причем полученные результаты собираются в виде довольно объемной базы данных ГНИВЦ. На блок-схеме этим действиям соответствуют три начальных блока (показатели деятельности таможен, постов и РТУ).

Следующий блок - "проведение селекции по всему спектру показателей" - пред­ставляет собой экспертный отбор на каждом уровне иерархии значимых показателей для решения конкретных задач системного анализа деятельности таможенных органов.

Важность тех или иных показателей определяется в основном качественным обра­зом, однако даже на этом этапе возможно применение средств, значительно повышающих производительность труда экспертов-аналитиков. В качестве примера можно привести пакеты "MS Excel" и "Statistics", позволяющие осуществлять анализ статистических зако­номерностей тех или иных данных, включая построение диаграмм и проведение регресси­онных исследований.

На данном этапе это особенно важно, так как достоверные качественные закономер­ности динамики характеристик деятельности таможенных органов на большом множестве исследуемых параметров в режиме реального времени могут быть выявлены только путем автоматизации. Сформированные таким образом показатели суть исходные данные для системного анализа деятельности таможенных органов. Далее необходимо "получение первичных показателей и их группировка". На основе экспертного либо кластерного анализа осуществляется выделение направлений, по кото­рым происходит группировка данных и формирование первичных показателей.

Заключительный блок - "формирование итогового комплекса показателей" - выпол­няется экспертом-аналитиком на основании выработанных первичных показателей. К со­жалению, данный блок в настоящее время не может быть автоматизирован в силу опреде­ленной субъективности формирования комплекса показателей, однако в перспективе воз­можно привлечение эволюционных вычислений для ее оптимизации. Полученные показа­тели особенно важны при дальнейшем использовании имитационных моделей для оценки их эффективности и адекватности реальным подсистемам и технологиям таможенной дея­тельности.

Автор считает, что процедура формирования показателей представляет сложную задачу и является одним из важных направлений деятельности информационно-аналитических структур.

                                                                             

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: