Формирование мировоззренческой культуры

Воспитание гражданина

ВВЕДЕНИЕ

В целях достижения системы в воспитательной работе с учащимися в школах США, Великобритании, Франции, Японии и некоторых других стран вводятся специальные интегративные курсы, наряду с учебными разрабатываются программы воспитания детей. Например, учебными пла­нами школ США, Франции и Японии предусмотрено преподавание дис­циплины — «Граждановедение». В грамматических школах Великобрита­нии преподается предмет — «Общая культура». В учебный план подгото­вительных классов элементарной французской школы введен курс — «Мо­раль». Аналогичным документом в школах Японии выделяется время на проведение часов классного руководителя даже в старших классах.

В русской национальной школе традиции нравственного, прежде всего патриотического воспитания берут свое начало во второй полови­не XIX века.

Так, в своих трудах КД.Ушинский остро и недвусмысленно отстаивал идеи народно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Эти идеи успешно реализовывались на практике в начале XX века вы­дающимся педагогом С.Т.Шацким, в 20-40-е годы — Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.Н. Сорока-Росинским, а позднее В.А. Сухомлинским, славной плеядой отечественных педагогов-новаторов.

С середины 50-х годов в нашей стране начал складываться практичес­кий опыт разработки специальных программ воспитания детей разного возраста. Вначале они издавались Академией педагогических наук под названием «Примерная программа воспитательной работы школы», поз­же выходили в свет под названием «Примерное содержание воспитания школьников» (Под редакцией Н.И.Болдырева, И.С.Марьенко). Главное достоинство указанных программ-ориентирование наставников на обес­печение всестороннего развития личности воспитанника и преемственно­сти в работе при осуществлении целостного педагогического процесса.

Детские и молодежные организации, охватывающие практически всех детей и подростков и большую часть учащихся юношеского возраста, стро­или свою деятельность в соответствии с Положением о пионерской орга­низации, программой «Ориентир», Уставом ВЛКСМ, дававшими боль­шой простор для проявления общественной инициативы и самодеятель­ности ребят.

С наступлением «рыночных» реформ, сменой социально-экономичес­кого и политического устройства Российского государства и провозгла­шенным вслед за этим «новым» курсом в области просвещения централь­ные и многие региональные ведомства образования предали забвению на­копленный опыт воспитательной работы. Фактически все проблемы воспитания педагогам предлагалось решать на уроке. В свою очередь содер­жание учебных программ и учебников также перестраивалось на новый лад: оно нередко приобретало антипатриотическую, антироссийскую, антирусскую направленность.

Больше того, реформаторы повели решительную борьбу за ликвида­цию такого «пережитка», как военно-патриотическое воспитание молоде­жи. Был даже отменен сам термин «военно-патриотическое воспитание», прекращена допризывная подготовка юношей-старшеклассников в шко­ле. Другими объектами их нападок и критики явились: воспитание в кол­лективе и через коллектив, сложившаяся в советский период система от­ношений школы, семьи и общественности, единство их воспитательных воздействий и многое другое.                                     Все это привело к серьезным негативным последствиям: разобщению детей, дискомфорту, резкому росту преступности среди несовершеннолетних, к бездуховности. Получила развитие одна из опаснейших для об­щества тенденций — снижение престижа профессий защитников Родины в глазах молодежи.

К чести педагогов, во многих детских садах, школах, в учреждениях дополнительного и профессионального образования не прерывали поиск путей совершенствования системы воспитания детей и учащейся молоде­жи в новых социально-экономических условиях.

При разработке концептуальных основ содержания воспитательного процесса директор 825-й московской школы ВА.Караковский опирался на сконструированную им модель личности выпускника среднего образо­вательного учреждения. При этом принималось в расчет, что к моменту получения аттестата о среднем образовании молодой человек должен об­ладать такими качествами, как; гармония индивидуального и социально­го, т.е. личного и общественного; сориентированность на главные ценно­сти общества — отношение к Родине, труду, к людям, к самому себе, к коллективу и др.; высокий уровень самосознания, социальная ответствен­ность, гуманизм, способность к творчеству, интеллигентность.

Под руководством ученых-педагогов Е.Б.Евладовой и Т.И.Петрако­вой была разработана программа «Путешествие к истокам», призванная объединить урочную и внеурочную работу по нравственному воспита­нию, согласовать в этом отношении действия педагогов — предметни­ков, наставников учреждений дополнительного образования и классных руководителей.

Профессором Н.Е.Щурковой разработана и апробирована програм­ма учебного курса «Человек и современный мир» (1993г.). Она содер­жит разделы: «Культура поведения и гигиена современного человека»;

«Начала этики»; «Начала эстетики»; «Человек и право»; «Психология общения» и др.

В том же году вышла в свет программа Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество». Ее важнейшие составляющие: 1. Ле­топись родных мест; 2. Экология; 3. Великая Отечественная война; 4. Лите-ратурное краеведение; 5. Школьные музеи; 6. Природное наследие; 7. 3емляки; 8. Исторический некрополь; 9. Исторические памятники России; 10. Археология; 11. Этнография; 12.Краеведение; 13. Моя родословная; 14. Геология и др.

Стремлением внести свой вклад в теорию и практику воспитания детей и молодежи в современных условиях объясняются действия ряда других ученых-руководителей авторских коллективов, принявших участие в раз­работке различных концепций и программ, в основу которых положен культурологический, индивидуально-личностных, субъект-субъектный подход. Это: Битинас Б.П., Бондаревская Е.В., Газманов О.С., Малькова З.А, Новикова Л.И., Таланчук Н.М.*

В Алтайском крае созданы программы развития детско-юношеского туризма: «Алтайская кругосветка»; «Развитие лыжного туризма»; «Крае­ведческая туриада Алтая»; «Культурное наследие Алтая»; «Алтай с высоты птичьего полета»; «Будущие защитники Отечества» и пр.

В средней школе №10 г.Барнаула составлена программа «Этическая грамматика». Курс охватывает учащихся с 1 по 11 класс. Занятия прово­дятся классными руководителями: в 1-5-х классах один раз в неделю, в 6-11-х — два раза в месяц. Программа состоит из четырех частей (этика общения, этикет, нормы этики, этика отношений в коллективе).

Педагоги 42-й барнаульской школы-гимназии используют в воспита­тельных целях курс «Граждановедение», но не сводят к нему все многооб­разие работы по формированию личности воспитанников.

В школе города Барнаула №53 функционирует Центр эстетического воспитания «Гармония», реализуя интересную программу, созданную твор­ческим коллективом.

Живой интерес у ребят школы №17 ст. Укладочная вызывает работа по программе «Путешествие к истокам». Здесь создана детская организа­ция «Истоки», имеющая патриотическую направленность в своей дея­тельности.

Педагогические коллективы Шипунихинской средней школы Третья­ковского района и Боровлянской средней школы Троицкого района вос­питательную работу организуют по программе «Возрождение». В основу ее положена идея «сберечь себя для России и Россию — для себя». Цель и задачи реализации этой программы: духовное и физическое совершенст­вование человека; содействие его выживанию в создавшихся экономических, экологических и социальных условиях; привитие способности размышлять о прошлом, настоящем и будущем России; помощь подрастаю­щему поколению в освоении культурного наследия, традиций своего на­рода, в осознании глубинных связей поколений.

Наставники Марушинской средней школы Целинного района воспи­тательную работу организуют по программе «Будущее России». Содержа­ние ее подчинено решению задач воспитания в духе уважения общечело­веческих ценностей, знакомства с традициями русских людей, развития творческой активности воспитанников.

Принципиально важным в приведенных и многих не указанных нами программах конкретных школ является максимальный учет местных усло­вий и интересов самих ребят. К сожалению, почти каждая из них, взятая в отдельности, далеко не всегда учитывает весь спектр проблем современ­ного воспитания молодежи. Имеют место случаи одностороннего, узкого и не отвечающего национальным интересам россиян подхода к воспита­нию. Пример тому — попытка с подачи американских миссионеров, сто­ронников теории бихевиоризма, реализовать чуждую отечественной педа­гогике и психологии программу «Главное — характер».

Устранению указанных недостатков была подчинена деятельность вре­менного научно-исследовательского коллектива, который объединил твор­ческий поиск многих алтайских ученых, управленцев системой образова­ния и практиков в области воспитания детей и учащейся молодежи. Ре­зультатом этой деятельности явилась разработка «Основных направлений воспитательной работы в системе вариативного образования Алтайского края», одобренных коллегией комитета администрации края по образо­ванию.

Не умаляя достоинств «Основных направлений...», следует признать их «глобализм», концептуально-теоретическую направленность, что создает определенные трудности рядовому субъекту воспитания спланировать и осуществить процесс воспитания в условиях конкретной школы, ограни­ченных возможностей села и т.д.

Международный педагогический опыт и практика российской школы свидетельствуют о целесообразности разработки такого содержания вос­питания школьников, с учетом которого каждая школа могла бы опреде­лить свою систему работы по формированию и развитию личности детей, как в учебное, так и в свободное от занятий время.

Этими соображениями продиктовано наше стремление разработать педагогические рекомендации коллективам школ Алтайского края — «Вос­питание Гражданина». Замысел их не противоречит цели воспитания всесторонне и гармонически развитой личности. Только при этом акцент делается на главном: результате работы школы — сформированности у выпускников качеств подлинного Гражданина, пламенного патриота сво­ей Родины. 

 Гражданин — понятие емкое. «Гражданин, — говорится в «Словаре русского языка», — человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу» (1981, т 1. с.342). Связанное с приведенным понятием слово «гражданственность» означает сознание че­ловеком своих прав и обязанностей по отношению к государству, к об­ществу.

Вполне очевидно, что понятие «воспитание Гражданина» шире, чем, например, понятие «воспитание характера». Характер — совокупность ус­тойчивых индивидуальных свойств человека, говорим о воспитании Граж­данина, речь идет не только о воспитании черт характера, но и прежде всего о формировании у воспитанника научного мировоззрений, опреде­ленных ценностных ориентации, жизненной позиции. Становление юно­го гражданина связано с развитием способности молодого человека ос­мысливать явления окружающего его мира, с его возмужанием, Д.И.Писарев утверждал: «Возмужание – это прежде всего переход к самостоятель­ному мышлению».

Существенное значение для привития молодым людям чувства и со­знания гражданственности имеет их жизнь и деятельность в организован­ном коллективе. Поэтому при разработке содержания материалов нами учитывались: Законы Алтайского края «О народном образовании в Алтай­ском крае», «О государственной поддержке молодежных и детских обще­ственных объединений в Алтайском крае», принятые краевым Законода­тельным Собранием, и другие документы, а также создание в крае и опыт работы молодежной организации «Патриот».

Мы осознаем, что наилучшие результаты в воспитании юных граждан возможны лишь при объединении усилий педагогов, родителей, струк­турных подразделений краевого Союза детских и подростковых организа­ций, всей организованной общественности.

Именно поэтому в основу наших рекомендаций заложены идеи патри­отического, культурологического и коллективистского воспитания моло­дого поколения. При этом патриотизм трактуется как идеология- система определенных философских, политических, правовых, нравственных, эстетических и иных идей.

Важным итогом гражданского становления воспитанника средней шко­лы, на наш взгляд, должны стать высокая культура человека и положи­тельные черты его характера. Здесь имеются ввиду такие интегративные качества молодых людей, как: мировоззренческая и политическая культура, нравственная культура, эстетическая культура, интеллектуальная куль­тура и культура производственного труда, экономическая и экологическая культура, физическая культура, правовая культура, культура семейных отношений и педагогическая культура (культура самовоспитания и воспитывающего воздействия на других). В органической связи с привитием культуры и развитием сущностных сил человека достигается формирование устойчивых положительных индивидуальных особенностей (черт) личности, образующих в своей совокупности характер. К их числу отно­сятся: коллективизм, чуткость, честность; трудолюбие, инициативность, бережливость; скромность, самокритичность, чувство собственного до­стоинства, самоуважение; целеустремленность, самостоятельность, ре­шительность, настойчивость, выдержка, мужество и смелость, дисцип­линированность.

В связи с этим уместно назвать наиболее общие критерии оценки воспитанности учащихся школы. Одним из таких критериев является по­стижение культуры, созданной человечеством, в том числе многими по­колениями своей страны. Другой критерий — сформированность стой­кой патриотической позиции, которая обнаруживается у молодых людей в действиях, в реальном поведении, в делах и поступках. Применение последнего критерия, на наш взгляд, должно носить и отсроченный ха­рактер; важно устанавливать не только уровень сформированности граж­данственности воспитанника к моменту окончания школы, но и по ис­течении определенного срока — после вступления его в самостоятельную жизнь. В этом случае можно с большей уверенностью судить об эффек­тивности работы семьи и общественности по воспитанию Гражданина своей родины.

Еще великий китайский мыслитель Конфуций (ок. 551-479 гг. до н.э.) утверждал, что у человека три пути, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление, второй, самый легкий, — подра­жание, третий, самый горький, — опыт.

Как свидетельствует практика воспитания, мудрость педагогического руководства формированием и развитием личности ребенка, подростка, старшеклассника в том и состоит, чтобы последние систематически при­учались размышлять о возможных последствиях своих действий и поступ­ков, предостерегались от опасности в случае, если они в своей жизни, в поведении встанут на путь проб и ошибок. Вдумчивый наставник добива­ется, чтобы молодые люди никому и ничему слепо не подражали, но в то же время глубоко осознавали примеры подлинно гражданского служения людей своей Отчизне.

Воспитание гражданственности — проблема единого целостного учеб­но-воспитательного процесса. При этом нельзя полагаться на один ка­кой-либо учебный, пусть даже весьма основательный курс. Решение дан­ной задачи – дело всех наставников без исключения: учителей, классных руководителей, вожатых, директоров и их заместителей; педагогов учреж­дений дополнительного образования и всевозможных центров воспитания (музеев, клубов); шефов — наставников. Это тоже задача семьи, детских и молодежных организаций патриотической направленности. Педагоги­ческий процесс станет целостным в том случае, если учебная работа (урок и другие многообразные ее формы) будут воспитывающими, а вся воспи­тательная работа в ее более узком смысле, проводимая во внеучебное вре­мя, приобретает познавательный характер, т.е. начнет более эффективно способствовать вооружению молодежи человековедческими, обществовед­ческими, природоведческими знаниями, соответствующими практическими жизненными умениями и навыками.

Воспитание в широком смысле (целостный педагогический процесс) строится в соответствии с определенной системой принципов, которая включает: идейную направленность; связь с жизнью; комплексный под­ход; формирование сознания, чувств и поведения детей в их единстве;

воспитание в труде; воспитание личности в коллективе; сочетание педаго­гического руководства с инициативой и самостоятельностью учащихся; уважение к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней; опору на положительное в человеке; учет возрастных, половых и индиви­дуальных особенностей школьников; преемственность и систематичность педагогических воздействий во взаимодействии с работой самого воспи­танника над собой (самовоспитание, самосовершенствование); единство требований школы, семьи и общественности; личностно-ориентирован­ный подход к делу обучения и воспитания детей и др.

На основе указанных принципов предъявляются определенные требо­вания, в частности, к планам собственно воспитательной работы:

Первое — целенаправленность плана. Этот документ необходимо со­ставлять в соответствии с общими целями воспитания с учетом тех кон­кретных задач, которые выдвигаются жизнью, отражают местные усло­вия, особенности того или иного коллектива воспитанников;

Второе — конкретность плана. Планируемые дела в разделах плана не должны подменяться формулируемыми задачами типа «развивать трудо­вую активность», «Прививать эстетические вкусы», «воспитывать культу­ру поведения» и пр.

Задачи указывают в начале плана, а затем находят свое отражение в совершенно конкретных пунктах документа. При этом четко даются отве­ты на вопросы: каковы тема и форма проводимой работы, кем, где и когда она организуется;

Третье — системность планируемой работы. Система воспитания, в нашем представлении, — это такое содержание и такая организация дея­тельности наставника по формированию и развитию человека, которая характеризуется достаточной полнотой направлений педагогического воз­действия и деятельности самих детей, регулярностью и единством функ­ционирования всех социальных институтов воспитания (школы, семьи, общественности, детских и молодежных организаций и т.п.), наличием комплекса эффективных путей, средств, форм и методов воспитания; ком­плексность плана призвана обеспечить целостный подход к воспитанию, способствовать реализации общего педагогического замысла;

Четвертое — перспективность планирования воспитательной работы. План классного руководителя обычно составляется на учебный год, полу­годие или четверть, как это принято в конкретной школе. Однако реше­ние отдельных воспитательных задач требует иногда более длительных сро­ков (краеведческая работа, проведение операции «Поиск» и др.) Они могут находить свое место в «Примечании к плану», в наметках на целый ряд лет, на весь период работы классного руководителя с данным составом ребят, вплоть до выпуска их из школы;

Пятое — преемственность в планировании работы. Чтобы избежать ненужных повторов при составлении планов и в самом процессе воспита­ния, организуемым с конкретным составом ребят, обеспечить реальную связь и последовательность в работе учителей начальных классов, педаго­гов дошкольных и внешкольных учреждений, классных руководителей, рекомендуется проводить ежегодный анализ всех видов планов воспитания и сосредоточивать их в одном месте. Хранение планов в папках, в памяти ЭВМ не потребует дополнительных затрат времени педагога, зато облег­чит процесс планирования дальнейшей работы с контингентом того или другого класса и поможет навести надлежащий порядок в учете проведен­ной воспитательной работы классного руководителя;

Шестое — реальность плана. Речь идет о том, чтобы не допускать пе­регрузки учащихся чрезмерно большим количеством воспитательных ме­роприятий. Практика показывает, что принцип «чем больше, тем лучше» давно изжил себя. Следовательно, надо регламентировать и внеучебную работу со школьниками, предоставляя последним возможность выбора полезных и интересных занятий.

Составление плана — всегда живое творчество педагога. Поэтому от­падает нужда в жесткой унификации этого документа. Однако во всех случаях он начинается с развернутой педагогической характеристики класса и обоснования сформулированных целей и задач воспитательной работы.

По своей структуре планы также могут быть различны. Например, каждый раздел плана разрабатывается в соответствии с какой-либо кон­кретной задачей, нередко названия разделов определяются направления­ми воспитательного процесса; количество и состав разделов также не за­дается наставнику «сверху». Этот вопрос решается по усмотрению вос­питателя. Так, один планирует свою деятельность с тремя категориями участников педагогического процесса — учителями, учащимися и роди­телями. Другой при структурировании плана использует стороны разви­тия личности. Третий- дополнительно включает разделы: «Индивидуаль­ная работа с учащимися», «Краеведческая работа», «Клубная работа», «Работа с книгой», «Военно-патриотическое воспитание», «Игра» и т.п. А иной педагог запланированную работу фиксирует в календарной по­следовательности.

Преодолеть «мероприятийность» и схематичность, обеспечить дейст­венность плана и придать конкретность работе по его выполнению позволяет методика профессора Н.М. Таланчука, разработанная им на основе системно-ролевой и системно-функциональных моделей воспитательной (самовоспитательной) деятельности по формированию социально ценных нравственных качеств личности.*

В наших рекомендациях содержание работы по воспитанию юных граждан представлено в двенадцати разделах, каждый из которых свя­зан с задачами формирования важнейших сторон культуры человека, юного патриота, Гражданина. Всякий взятый сам по себе раздел пред­ставляет цикл воспитательной деятельности, осуществляемой с 1-го по 11-й классы.

При разработке тематики воспитательного процесса учитывались «При­мерное содержание воспитания школьников», опыт составления подоб­ных документов в 90-х гг., а также практика современной школы, Алтай­ского краевого Союза детских и подростковых организаций, который вхо­дит в состав СПО ФДО СНГ, краевого комитета РКСМ. В некоторых случаях указаны средства и формы воспитательной работы. Мы полагаем, что выбор форм, методов и средств — прерогатива наставника. Он реша­ет, какой вопрос воспитания гражданственности целесообразнее решать на уроке, а какой — во внеучебной работе. Материал составлен в расчете на возможность выбора тем и направлений деятельности для планирова­ния учителем, классным руководителем, вожатым и другими субъектами воспитания. Часть его содержится в приложениях к «рекомендациям».

Мы уже ранее отмечали наметившуюся тенденцию — стремление ряда ученых педагогов и практиков выработать систему воспитания детей с уче­том общенациональных интересов России, региональных особенностей территории, типов образовательно-воспитательных учреждений и других факторов. Предлагаемые материалы рекомендуется использовать наряду с другими, уже действующими в школах разработками.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Мировоззрение — целостная система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действи­тельности, к самим себе и вместе с тем обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познавания и деятельности. Мировоз­зрение формируется на основе усвоения обобщенных естественно — науч­ных, социально-исторических, технических и философских знаний и имеет огромное практическое значение, оказывая влияние на поведение, жиз­ненные условия, стремления, интересы, труд и быт людей.

Научное мировоззрение — определяющий фактор воспитания подлин­ной гражданственности молодого поколения. Представляя собой сово­купность ценностных отношений человека к действительности, мировоз­зрение включает в себя убеждение в познаваемости мира, мысль о своем месте в жизни общества, взгляд на труд как первую жизненную потреб­ность, систему этических и эстетических воззрений, в том числе отноше­ние к своему Отечеству, родному краю, к своей «малой родине», к се­мье, к своему гражданскому долгу.

Мировоззренческие взгляды и убеждения формируются в процессе многообразной деятельности и общения под влиянием социальных факто­ров и педагогических условий, создаваемых в образовательно-воспитатель­ных учреждениях, в семье, в воспитывающей среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: