Формирование эстетической культуры

Эстетическая культура человека предполагает определенный уровень развития качеств и свойств индивида, связанных с освоением прекрасно­го в природе, искусстве и жизни.

Это довольно сложная система, включающая такие подструктуры, как:

• умение видеть в предметах и явлениях не только их утилитарно-прак­тическую значимость, но и красоту;

• культура эстетических чувств;

• эстетические взгляды, вкусы, идеалы, проявляющиеся в умении оценить, сберечь и передать новым поколениям то истинно прекрасное, которое характеризует материальные и духовные ценности мира;

• эстетические запросы и интересы, обнаруживающиеся в потреблении и создании эстетических ценностей;

• художественные способности, умения и навыки, связанные с созда­нием прекрасного в труде, в процессе познания, в быту.

Складываясь и развиваясь в результате сознательного и активного вза­имодействия с окружающей природой, эстетическая культура становится фактором развития личности, стимулом высоконравственного, подлинно гражданского поведения.

ТЕМАТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I класс

Что красиво и некрасиво в поведении ученика.

Наши любимые стихи, сказки.

Что мы любим рисовать.

Как делать красивыми свои тетради.

Путешествие в мир прекрасного (экскурсия в природу).

Праздник «Здравствуй, солнце красное!»

II класс

Красивые и некрасивые поступки.

Какие красивые места мы знаем.

Наши любимые картины.

Какие песни мы любим.

Как красиво танцевать.

Осенний наряд нашего села (города), экскурсия.

Праздник «Золотая осень».

Коллективное посещение кинотеатра, кукольного театра.

Посещение выставки картин художников.

Подготовка творческих работ школьников к выставке (лепка, рисо­вание).

Участие в школьных и других праздниках.



III класс

Учись видеть, как красив человек в полезном труде.

Приметы четырех времен года и чем они прекрасны.

Наши любимые стихи, сказки, басни.

Какие мы знаем красивые рисунки (картины).

Наши любимые кинокартины, пьесы.

Участие в празднике песен, танцев, веселых затей в классе или на вечере (утреннике) младших классов.

Непосредственное участие ребят в творческих конкурсах.

IV класс

Прекрасные поступки героев борьбы за счастье народа,

Чем красив труд на общую пользу?

В чем красота героев наших любимых книг и кино.

Наши любимые песни и музыкальные произведения.

Великие русские художники.

Занятия в кружках художественной самодеятельности, в различного рода студиях учреждений дополнительного образования.

Просмотр телевизионных программ для детей на темы, связанные с эстетическим воспитанием.

Участие в выставках работ детского творчества.

V класс

Какой я вижу природу (конкурс рисунков).

Участие в работе творческих коллективов: хор, драматический кружок, школьный кукольный театр, танцевальный коллектив, изостудия, оркестр (по выбору ребят).

Коллективное посещение кино, просмотр спектаклей в театре и об­суждение просмотренного.

Просмотр телевизионных программ для подростков (по рекомендации наставников или родителей).

Выступления с концертом перед родителями и коллективом шефству­ющего над классом предприятия или хозяйства.

VI класс

Праздник «Осенние дары природы».

Участие в конкурсе на составление лучшего букета осенних цветов. Участие в олимпиаде пионерской и других подростковых организаций. Знакомство с местными памятниками искусств.

Посещение художественного музея.

«Проба пера» (написание рецензий на книги писателей, сборники сти­хотворений поэтов, на демонстрируемые кинофильмы и спектакли).

Руководство творческими коллективами подростков.

Ознакомление с государственными музеями страны (Третьяковской галереей, Эрмитажем).

XI класс

Участие в организации международных, государственных, краевых и школьных праздников (см. Приложение).

Участие в оформлении со вкусом своего жилища, класса, школьных помещений.

Знакомство с сокровищницами мировой культуры (Лувром, Дрезден­ской галереей).

Руководство коллективами самодеятельности школьников-подрост­ков.

Красота спасет мир (рефераты, сочинения на конкурс).

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Интеллектуальная культура — достигнутый уровень развития мысли­тельных способностей человека, характеристика его познавательной де­ятельности. Одна из важнейших составляющих интеллектуальную куль­туру личности — культура умственного труда. В свою очередь, высокую культуру умственного труда школьников невозможно представить без прочных умений и навыков научной организации учебный деятельнос­ти, без быстрого и точного усвоения знаний, без их активной переработ­ки и использования в новых условиях (ситуациях), без правильной пере­дачи другим людям. Она предполагает строгое соблюдение распорядка дня, наличие постоянного рабочего места и надлежащую его организа­цию, наведение должного порядка в личной библиотечке, пользование различными каталогами и справочной литературой, овладение рацио­нальными приемами усвоения и переработки знаний, способами воору­жения ими других лиц.

ТЕМАТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I класс

Выполнение правила: «Сделав дело — отдохнуть, потом браться за другое». Приучение к проверке правильности выполнения домашних заданий (с помощью старших).

Праздник «Прощание с букварем».

Беседа о книгах, о значении чтения.

Создание классной библиотечки.

Беседы о том, как нужно выслушивать учителя, ответы старшекласс­ников, как отвечать на поставленные вопросы, как помогать друг другу на уроках.

Клуб «Почемучек».

Выполнение сезонных заданий учителя.



II класс

Самостоятельное выполнение всех учебных заданий учителя — сначала устных, а затем письменных.

Выпуск своих «книжек-малышек» (с помощью учителя, родителей и учащихся из шефствующего класса).

Аккуратное ведение дневника (записей заданий на дом).

Выполнение заданий на лето с целью подготовки к занятиям в 3-м классе.

Поручение — «Заведующий веселой библиотекой».

Посещение школьной библиотеки, знакомство с книжками по совету учителя, родителей и по собственному выбору.

III класс

Герои любимых книг (утренник).

Викторины по книгам.'

Обзор детских книг, посвященных теме: «Наша Родина — Россия».

Знакомство с требованиями к устным ответам школьника на вопросы учителя и учебника.

Усвоение навыков самостоятельного контроля за выполнением устных и письменных заданий.

Выработка навыков сознательного и прочного заучивания стихотвор­ных произведений и усвоения правил грамматики и математики.

IV класс

Знания нужны в жизни, как винтовка в бою (беседа).

Не стыдно не знать — стыдно не учиться.

Формирование у учащихся навыков сопоставления своих ответов с от­ветами товарищей, с заключением учителя.

Приучение детей к строгому соблюдению порядка приготовления уро­ков в процессе выполнения домашних заданий.

«Хочу все знать» (живая газета).

Участие в классной олимпиаде, турнире юных математиков, «знато­ков» природы и истории родного края, страны.

Участие ребят в конкурсах любознательных и смекалистых.

Выставки самоделок — моделей, наглядных пособий, коллекций; рас­сказы школьников о своих экспонатах.

V класс

Знания и труд рядом живут (беседа).

Умей планировать свое время (практикум).

Организация уголка школьника дома.

Создание домашней библиотечки.

Самостоятельное проведение ремонта учебников.

Обучение приемам скорого (динамического) чтения.

Работа в «Клубе любознательных».

Участие в географических, биологических, математических олимпиадах.

«Гордиев узел» (игра по развитию творческих способностей).

VI класс

Как правильно выполнять домашние задания (беседа, практикум).

«Тренировка памяти» (занятия с психологом или учителем).

Упражнения в пользовании словарями, энциклопедиями и другими видами справочной литературы.

Составление словарей трудных слов.

Обучение навыкам чтения газет и журналов.

Знакомство с требованиями гигиены умственного труда (беседа с вра­чом).

Хронометрирование — учет продолжительности различных видов заня­тий, труда и отдыха (в течение недели по методике, подсказанной класс­ным руководителем).

Участие в «Аукционе знаний».

Оформление стенда «Новости науки и техники».

VII класс

Что такое способности и как их следует развивать (беседа с психологом и учителем).

«НОТ школьника» (практикум).

Учеба — только ли твое личное дело? (диспут).

Как помочь товарищу хорошо учиться (беседа).

Культура устной и письменной речи (беседа).

Вечер занимательной науки.

«Пятью пять» (интеллектуально-творческая игра).

VIII класс

«Фольклорная разведка» (ролевая игра).

«Стол заказов» (игра-конкурс).

Умеем ли мы читать художественную и научно-популярную литературу (час классного руководителя).

«НОТ ученика» (практикум).

О рациональной организации труда при подготовке к контрольным работам и итоговым проверкам успеваемости по различным предметам (беседа).

Самостоятельное составление биографии.

Составление деловых бумаг (заявление, протокол, акт, доверенность).

Ведение дневника наблюдений за развитием растений в ходе проведе­ния учебно-опытных работ на участках ученической производственной бригады, школьного лесничества или на школьном учебно-опытном уча­стке.

IX класс

Как конспектировать источники.

Овладение основами библиографической работы (составление каталож­ных карточек, поиск нужной информации об источниках в алфавитных и систематических каталогах).

Овладение рациональными приемами накопления и хранения полез­ной научной информации.

Участие в исторической олимпиаде.

Викторина «Что? Где? Когда?».

Участие в физической и химической олимпиадах.

«Интеллектуальный хоккей» (творческая игра).

Х класс

Участие в историко-краеведческой конференции.

«Покер» (конкурс для старшеклассников).

Школа XXI века (защита проекта).

Техника личной умственной работы учащегося-старшеклассника.

Русская речь.

Интеллектуальное иждивенчество (диспут).

«Химико-биологический хоккей» (состязания двух параллельных клас­сов в форме вопросов-ответов).

Работа в предметных клубах (историков, обществоведов, социологов, психологов).

Помощь учащимся подшефного класса в овладении культурой умст­венного труда.

XI класс

Участие в экспедиции «Золотые звезды Алтая» (знакомство с боевыми и трудовыми подвигами наших земляков — героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда).

ЗаседаниеКВН.

Вечер занимательной науки.

Сочинения на темы: «Моя родословная», «Малая родина». Дистанционное обучение (общее знакомство с его принципами и тех­нологией).

 

 

6. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО (ФИЗИЧЕСКОГО) ТРУДА

 

Под культурой труда понимают умение и привычку рационально пла­нировать, организовывать, учитывать свою работу, соблюдать дисципли­ну и решать общие задачи трудовой деятельности коллектива. Такое опре­деление справедливо как по отношению к умственному, так и производи­тельному труду. Вместе с тем культура производительного труда характе­ризуется и некоторыми особенностями, поскольку физический труд во многом специфичен (своеобразные объекты, предметы воздействия, сред­ства, при помощи которых осуществляются трудовые процессы, приме­няемые технологии, результаты деятельности).

Помимо общих, она включает и другие, свойственные ей компонен­ты: умение правильно содержать рабочее место и инструменты, навыки использования различной технической документации (чертежей, инструк­ций, технологических карт, технических условий и стандартов), эконом­ное расходование материалов, инструментов, энергии, достижение вы­сокого класса точности, совершенствование процесса труда, строгое со­блюдение правил техники безопасности и личной гигиены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: