Формирование политической культуры

Политическая культура — сущностная характеристика гражданской позиций человека, реализуемая при трансформации политических зна­ний, ценностных ориентации, образцов поведения членов того или ино­го общества в исторически определенной системе политических отноше­ний и деятельности. Она включает в себя опыт политической жизни и деятельности индивидов, их представления о политической власти и по­литических отношениях, способность дать своевременную и правильную оценку явлениям общественной жизни и занять ясную позицию в ней.

Одна из центральных задач наставников — формирование у детей вы­сокой политической культуры не только в процессе учебных занятий, но и в ходе внеурочной, общественной деятельности. Школьники постоян­но знакомятся с политической картой мира, с конкретными явлениями политической жизни. Важно знакомить учащуюся молодежь с программа­ми различных партий и правительств, приучать к регулярному восприя­тию разнообразной политической информации, свободному высказыва­нию собственных суждений по поводу происходящих в стране и за рубе­жом политических событий.

Главные требования к работе по формированию политической культу­ры учащихся: обеспечить системность и последовательность действий, учи­тывая возрастные и индивидуальные особенности детей, но не придавая политического характера каждому воспитательному мероприятию (не по­литизировать работу).

ТЕМАТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I класс

Участие в празднике первого звонка, других праздниках, проводимых в школе.

Знакомство со школой (учительской комнатой, кабинетом директора, библиотекой, спортивным залом и пр.)

Село (город), в котором мы живем (знакомство с ним и с названием органа местной власти).

Наш район (знакомство с названием, с его центром).

Край родной, на век любимый.

Мы любим свою Родину — Россию.

Приучение к выполнению конкретных общественных обязанностей (са­нитар, цветовод и пр.).

Знакомство с правилами поведения ученика в школе и вне ее.

Выполнение требований дежурных по классу и школе.

II класс

Наши старшие друзья (знакомство с представителями шефствующего класса, участие в играх, организованных ими).

Кто охраняет порядок у нас в деревне (городе) (О работе участкового милиционера).

Знакомство с правилами уличного движения.

Расширение круга общественных обязанностей школьника (помощник библиотекаря, дежурный, ответственный за уголок игрушек и пр.).

Город Барнаул (экскурсия, беседа о центре Алтайского края).

Москва — столица России (просмотр диафильмов, документальных фильмов, альбомов).

Участие класса в праздниках школы, страны.

III класс

Как жили и трудились люди в родных местах (посещение школьного или районного краеведческого музея, встречи со старожилами селения). Подготовка учащихся к вступлению в детскую организацию. Приучение к чтению газет и журналов, проведение коллективных чи­ток и бесед, посвященных эпизодам борьбы народов России против ино­земных захватчиков, по другой тематике. Шефство над малышами в детском саду.

«Чьи имена носят родные места» (экскурсии, рассказы наставника). Изучение и выполнение правил поведения на улицах, на остановках транспорта (встреча с инспектором ГАИ или работником милиции).

IV класс

Встреча ребят с депутатом местного органа власти.

Знакомство с жизнью и деятельностью В.И.Ленина, его соратников.

Просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов, произведений художников-баталистов, посвященных героической борьбе россиян с врагами Отечества.

Разучивание песен времен Великой Отечественной войны советского народа.

Поступки героев в борьбе за счастье народа (о нравственной красоте патриотов России),

Ролевые игры («партизаны», «разведчики», «казаки» и др.).

Организация игр с малышами.

Участие в работе детских объединений (сборах, играх, различного рода «операциях» и пр.).

Подготовка и участие в праздниках.

Участие в беседах с учителем о некоторых важных событиях в полити­ческой жизни страны.

 

V класс

Как читать газету (советы подросткам). У карты Родины (политинформация).

Наш родной край — частица Родины (знакомство с историей, приро­дой, экономикой).

Туристский поход в пределах района, края.

Выполнение общественных поручений подростковой организации. Шефство над младшим классом. Участие в тимуровской работе.

Работа по созданию школьной картинной галереи (сбор репродукций, отбор лучших картин, представленных на школьную выставку ребятами и их родителями).

Чтение и обсуждение книг, посвященных патриотам страны, ее наци­ональным героям.

Участие в оборонно-патриотической деятельности (военные игры, рас­сказы о героях-земляках в своем подшефном классе, встречи с работни­ками райвоенкомата).

VI класс

Знаешь ли ты свою Родину.

О боевых и трудовых традициях наших земляков. Устный журнал (о событиях в стране и за рубежом).

Переписка ребят со сверстниками из школ стран СНГ – бывших союз­ных республик в составе СССР.

Шефство над учащимися начальных классов.

Встречи с друзьями из соседней школы (беседы, игры, забавы, состя­зания).

Выполнение временных и постоянных общественных поручений в Со­юзе детских и подростковых организаций. Проведение акции «Поиск».

VII класс

Выступление перед одноклассниками или младшими школьниками с политинформациями о событиях в жизни страны и зарубежных государств (под контролем наставников).

Участие в сборе материала о знатных земляках и трудовых династиях. Шефство над младшим классом.

Работа по выпуску стенных и «живых» газет.

Работа в Союзе детских и подростковых организаций (капитан спор­тивной команды, командир подразделения при проведении военно-пат­риотических игр, участник всевозможных акций и пр.).

Шефство над одинокими престарелыми людьми, инвалидами войны и труда, помощь многодетным семьям.

«Разнобой» (игра, во время которой затрагиваются вопросы из области политики).

VIII класс

Школьный пресс-центр (участие в оперативной информации).

Систематическое знакомство с информационными выпусками краево­го радио и телевидения.

Участие в работе органов школьного самоуправления и подростковых организаций.

«Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас» (коллективные об­щественно полезные дела).

История комсомола (вечер встречи с бывшими комсомольцами).

Работа в школьном клубе.

Беседа на тему: «Гражданский подход к выбору профессии».

Путешествие по местам трудовой славы района (края).

Шефство над младшим классом.

Операция «Забота».

«Что такое гражданственность»? (диспут).

IX класс

«Что значит быть патриотом и интернационалистом» (диспут, конфе­ренция, вечер).

«Личное и общественное в выборе профессии» (экскурсия в Центр профориентации, беседа, диспут).

Политинформации по материалам радио-телевизионных программ «Но­вости Сибири», «Регион», «Губернские новости».

«Беспокойные ребята» (агитбригада).

Работа в Совете школы.

Шефство над младшим классом.

Оказание помощи престарелым, одиноким гражданам и инвалидам.

«Сегодня в республике Алтай» (Знакомство с ближайшими соседями по региону).

Товарищ Комсомол (страницы героической истории ВЛКСМ).

Участие в военно-патриотической игре «Орленок».

«Волевые черты характера и их формирование в процессе самовоспита­ния» (беседы, составление программы самовоспитания, консультации психолога).

Х класс

«Совет дублеров» (опыт выполнения старшеклассниками функций уп­равления школой).

Участие в работе районных или городских объединений школьников:

штабах старшеклассников, советах научных обществ, клубах интернациональной дружбы, спортклубах, пресс-центрах, советах ученического са­моуправления и пр.

Руководство военно-спортивной игрой «Орленок». Шефство над восьмиклассниками.

Работа по оказанию социальной помощи престарелым и больным лю­дям.

Переписка с выпускниками школы, которые служат в Армии или на Флоте.

Участие в организации праздников.

Политические портреты (по материалам отечественной и всеобщей истории-политинформации, диспуты, вечера и пр.

«Русский вопрос» (Славянство и Русский вопрос на рубеже XX-XXI вв.).

XI класс

Самостоятельное чтение общественно — политической литературы, га­зет и журналов с использованием справочников.

Посещение (по возможности) лекций на философские и политичес­кие темы.

Участие в диспутах на темы: «Что такое политика», «Может ли гражда­нин быть вне политики?», «Крестьянский вопрос» и др.

Есть ли у жителей нашей планеты общие интересы и проблемы (кон­ференция). Знакомство с системой ИНТЕРНЕТ.

Передача опыта организаторской и общественной деятельности подро­сткам.

«Разброс мнений» (дискуссионная форма работы с учащимися на одну из избранных ими тем, в том числе из области политики).

Знакомство с основными направлениями деятельности Народно-пат­риотического Союза России.

Гражданский долг: чему он обязывает? (конференция, диспут, сочи­нения и пр.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: