Система внутрихозяйственной отчетности

 

 3.1 Организационная и информационная система управленческой отчетности

Любая учетная система представляет собой подробную и точную модель бизнеса, причем составные его части и бизнес-процессы могут быть исследованы на предмет возможных изменений. Моделирование тесно связано с планированием, при этом возможны две категории моделирования: подробное моделирование и макро-моделирование.

Первая категория представляет собой моделирование, когда каждая номенклатурная или товарная позиция, заказ, рабочий, оборудование и т.д. может подвергаться процедуре моделирования на детальном уровне, чтобы оценить их влияние на общий результат или на отдельный аспект работы компании.

В качестве альтернативного способа моделирования может выступать макромоделирование, обычно заключающееся в построении математической модели бизнеса. Оно выступает в тех случаях, когда у менеджеров отсутствует время для адаптации модели к изменениям.

Внутренняя учетная система предприятия представляет собой комплекс по учету доходов и расходов, как между отдельными центрами ответственности, так и внутри каждого из них. В процессе сопоставления затрат и результатов различных центров ответственности выявляется эффективность производственной, торговой или хозяйственной деятельности организации. Для обеспечения хозяйственных связей между рекомендуется использовать механизм трансфертного, то есть внутрифирменного ценообразования.

Трансфертная цена – это условная, она же расчётная, цена на продукцию одного центра ответственности, передаваемую другому центру ответственности того же предприятия. Трансфертные цены должны устанавливаться так, чтобы для каждого из центров можно было определить не только реальное значение расходов, но и прибыли, что в дальнейшем позволит сформировать развернутую информационную систему объективной оценки эффективности и выявления "узких мест" в деятельности предприятия. Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой основу для методов измерения, оценки, контроля и стимулирования деятельности центров ответственности [11].

Еще одним способом интегрировать информационные системы предприятия, связать центром ответственности предприятия и наладить внутренние потоки информации внутри них, безусловно, является организация управленческого документооборота, то есть системы внутрихозяйственной отчетности.

В отличие от бухгалтерского документооборота, управленческий жестко не регламентируется извне, тем более, не может идти речи и об использовании в управленческом документообороте унифицированных форм бухгалтерской отчетности. При этом главное – отобрать и сгруппировать для целей управленческого учета ровно столько данных, сколько нужно для обеспечения заданной точности. Многие события на предприятии не отражаются в бухгалтерии, но эти события всё равно должны находить свое отражение в управленческом документообороте. Такой документооборот лучше организовывать по уровням управления и сегментам бизнеса.

Кроме бюджетирования и управления на уровне центров ответственности, часто выделяется отдельно управление проектами. Для планирования и анализа рентабельности необходимо сопоставлять расходы фирмы с ее доходами. Так как доходы и расходы проходят по разным центрам ответственности, необходимо группировать доходы и расходы еще и по различным направлениям деятельности фирмы (проектам) [8].

Организация системы управленческого учета и внедрение корпоративной информационной системы предполагают изменение форматов поведения всех без исключения сотрудников компании, особенно топ-менеджеров. Это, в свою очередь, означает реструктуризацию предприятия (так называемый реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов с целью достижения радикальных улучшений ключевых показателей деятельности компании, таких как себестоимость продукции, качество, сервис и скорость выполнения работы) и смену принятой управленческой модели.

Построение регулярного менеджмента является одним из факторов, критических для успешного внедрения системы управленческого учета. Объективные потребности постсоветской экономики требуют поддержки наиболее современных технологий корпоративного управления. К числу таких технологий относятся:

-методология планирования бизнес-ресурсов;

-система управления затратами и себестоимостью (контроллинг);

-система поддержки принятия решений;

-антикризисное управление.

Сложность проблемы подтверждает мировая статистика: не более 70% попыток внедрения систем управленческого учета заканчивается успешно, и из них только половина укладывается в намеченные бюджеты и сроки, что и обеспечивает необходимость системного подхода к ее решению. Поэтому необходимо предварительно провести исследование, объединяющее теорию управленческого учета, методологии формализации и оптимизации бизнес-процессов, а также технику разработки и внедрения корпоративных информационных систем с учетом специфики деятельности предприятия.

Бизнес-процессы в любой организации можно разделить на две группы:

-основные бизнес;

-вспомогательные бизнес-процессы.

Вспомогательные бизнес-процессы практически идентичны на верхнем уровне абстракции во всех организациях, к ним относятся бухгалтерия, логистика, склад, кадры и т.п., а существующие различия проявляются на нижних уровнях детализации. Такие бизнес-процессы очень хорошо изучены и формализованы.

Далее следует выбрать для себя подходящее программное обеспечение. Весомость фактора уровня автоматизации системы управления по разным оценкам находится в интервале от 10 до 30%. В составе информационной системы выделяются следующие, относительно независимые составляющие: -информационная модель, представляющая собой совокупность правил и алгоритмов функционирования ИС;

-регламент развития информационной модели и правила внесения в нее изменений;

-кадровые ресурсы, отвечающие за формирование и развитие информационной модели;

-компьютерная инфраструктура;

-прикладная программная часть – взаимосвязанные функциональные подсистемы;

-пользовательские инструкции, регламент обучения и сертификации пользователей.

Обычно в ходе разработки информационной системы анализируются функции системы, потоки данных и управление между ними, определяются функции конкретных типов рабочих мест, специфицируются хранилища данных и способы доступа к ним для каждого рабочего места, все формализуется и затем кодируется [2].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: