Россия и исламский мир: исторический контекст

Отношения России и исламского мира исторически складывались достаточно противоречиво и сложно. Последняя война Советского Союза тоже проходила на территории мусульманской страны - Афганистана. В то же время традиционно между двумя сторонами, как считает целый ряд известных специалистов, существовало и существует совпадение или значительная близость по многим стратегическим, геополитическим и социокультурным ценностям.

Многочисленные в истории конфликты между Россией и странами исламского мира, по мнению некоторых известнейших русских ученых, объясняются тем, что во взаимоотношениях между православным и мусульманским мирами всегда незримо присутствовала "третья сила", которой такие конфликты действительно были выгодны.[4]

В двух мировых войнах ХХ века Россия и исламский мир являлись скорее объектами реализации чужих интересов, чем субъектами собственных стратегических задач. Отношения СССР с мусульманскими странами, особенно после Второй мировой войны, развивались таким образом, что с целым рядом из них (многие арабские страны, Афганистан) такие связи определялись как «особые», «дружественные». В то же время мусульманский, и особенно арабский мир особенно благодарен Советскому Союзу за поддержку законных и справедливых требований палестинского народа. Палестинский вопрос – своего рода лакмусовая бумажка, по которой исламский мир судит о позиции того или иного государства или о взглядах того или иного политика.[5]

Масштабное сотрудничество было взаимовыгодным: Советский Союз получал из стран исламского мира продовольственные и промышленные товары, в которых он остро нуждался и которые при других обстоятельствах был бы вынужден покупать на Западе совершенно по другим ценам. В ответ СССР реализовывал в исламском мире различные проекты научно-технического характера.

Динамика этого сотрудничества была такова, что в 1970-е и 80-е годы прошлого века, в контексте новых внешнеполитических тенденций, а также происходящих внутренних изменений в самом советском обществе многие ведущие политики и специалисты на Западе с заметной тревогой прогнозировали выход стратегического взаимодействия Советского Союза и исламского мира в начале ХХI века на принципиально новый уровень. В то же время, ввод советских войск в Афганистан под странным для многих в исламском мире лозунгом «интернациональной помощи» кардинально изменил эту ситуацию. Правящие круги, а тем более общественность большинства мусульманских стран, оценили этот шаг руководства Советского Союза как «объявление войны Исламу». [6]

Естественно, что "третья сила" - стратегические противники СССР - воспользовалась создавшейся ситуацией в своих интересах. По мере развития афганского конфликта образ Советского Союза как стратегического партнера исламского мира стал быстро тускнеть.

Российское руководство в 1990-е годы, сделав ставку на «максимальное сближение с Западом любой ценой», практически растеряло остатки того влияния, которое имел Советский Союз в исламском мире. Более того, конфронтация между новой Россией и исламским миром усилилась и из-за исламофобских установок и настроений среди влиятельной части нового российского правительства.[7]

Кризис в российско-исламских отношениях стал еще более заметен в ходе развития чеченского конфликта, возникшего как важный компонент борьбы за власть в России, как метод целенаправленного воздействия на эту борьбу, а также на процесс передела бывшей общегосударственной собственности. Но затем развитие конфликтной спирали привело к прямой силовой конфронтации между высшим истеблишментом и одной из новых региональных элит, пришедших к власти на волне демократизации общества.

Неспособность бывшего российского руководства найти политическое решение чеченского узла привела к дальнейшему кризисному витку. Началась реализация сценариев «управляемых конфликтов» для усиления влияния на внутриполитические процессы в Российской Федерации. В том числе преследовалась цель максимально препятствовать сближению России с исламским миром.[8]

Несмотря на то, что чеченский конфликт изначально не носил характера межконфессиональной конфронтации, нашлись силы, которые попытались представить этот кризис как «новую агрессию России против Ислама». "Третья сила" стала достаточно успешно использовать чеченский фактор, а в дальнейшем и феномен т.н. «международного терроризма» для обострения отношений между Российской Федерацией и исламским миром. В свою очередь, достаточно влиятельные российские круги стали активно и целенаправленно подстегивать новую исламофобскую кампанию в стране.[9]

Эта  негативная   тенденция  была  в  определенной   степени сломлена   в 2003 году, когда  наметилось  улучшение отношений России с целым  рядом  ведущих  мусульманских  стран.  В октябре этого же года глава российского государства впервые в истории присутствовал в Куала-Лумпуре на  заседании  важнейшего  межгосударственного института исламского мира - Организации Исламская Конференция (ОИК).
    В своем выступлении в столице Малайзии  Президент Владимир Путин остановился на нескольких ключевых моментах.  Во-первых, он подчеркнул значение начавшегося взаимного движения  России и большинства стран исламского мира друг к другу. Во-вторых, В.В.Путин  отметил историческую предпосылку  такого  взаимного  притяжения:  «На  протяжении многих веков Россия, как евроазиатская страна, переплетена с исламским миром традиционными, естественными связями... На протяжении всего XX века Россия поддерживала многие из ваших стран в их движении к национальной независимости... Мы были основными союзниками большого количества мусульманских и арабских стран». В-третьих, Президент России ясно высказался по поводу попыток связать ислам и терроризм: «Терроризм не должен отождествляться с какой-либо религией, культурной традицией или образом жизни. Мы категорически против всяких клише в отношении мусульман, и знак равенства между мусульманином и террористом ставят только провокаторы». В-четвертых, В.В.Путин заявил о стратегических перспективах сотрудничества России и исламского мира: «Оно способно обеспечить площадку для бесконфликтного решения многих международных и региональных проблем. Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики...»[10]
    Резюме. Отношения России и исламского мира исторически складывались достаточно противоречиво и сложно. Войны и конфликты, взаимные обиды и обвинения формировали подозрительное отношение друг к другу. В то же время традиционно между двумя сторонами  существовало и существует совпадение или значительная близость по многим стратегическим, геополитическим и социокультурным ценностям. Многочисленные в истории конфликты между Россией и странами исламского мира объясняются тем, что во взаимоотношениях между православным и мусульманским мирами всегда незримо присутствовала «третья сила», которой такие конфликты действительно были выгодны.
      Российское руководство в 90-е годы, сделав ставку на «максимальное сближение с Западом любой ценой», практически растеряло остатки того влияния, которое имел Советский Союз в исламском мире... Кризис в российско-исламских отношениях стал еще более заметен в ходе развития чеченского конфликта, возникшего как важный компонент борьбы за власть в России. Хотя чеченский конфликт изначально не носил характера межконфессиональной конфронтации, нашлись силы, которые попытались представить этот кризис как «новую агрессию России против ислама». Но,  несмотря на это, исторический опыт России и арабских народов наглядно доказывает не только возможность, но и неизбежность мирного цивилизованного сосуществования и общения людей с различной национальной и религиозной принадлежностью.

 

 

 

Глава 2. Россия и исламский мир:





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: