Россия и страны исламского мира: борьба с «международным терроризмом»

Одна из самых страшных болезней современного общества – международный терроризм. Кроме того, разжигание межэтнических и межконфессиональных конфликтов становится опасной угрозой для всего человечества. Попытки втянуть мировое сообщество в этот, по сути, искусственный конфликт есть и на Западе, и на Востоке.[25]
       Одни, прикрываясь религиозными лозунгами, фактически осуществляют  вооруженную  агрессию  против  своих  братьев  и  союзников, борются с законной властью, провоцируя сепаратизм, занимаются террором. Другие используют ситуацию в своих корыстных целях – как инструмент политического давления для достижения собственных целей, которые не имеют ничего общего ни с интересами ислама, ни с защитой прав человека, ни с международным правом в целом. [26]
     С   примерами   подобного   рода   мы   сталкиваемся  у  себя,  в  России, на  примере  Чеченской Республики. В  последние  годы  там  наметилась четкая  тенденция  нормализации  ситуации, состоялся референдум, на  котором  была  принята  конституция  этого  субъекта Российской Федерации, а также – выборы президента.
     Характерно, что этот процесс нашел большее понимание и в мусульманском мире. Законно избранный президент Ахмат Хаджи Кадыров в январе 2004 года был принят на самом высоком уровне в Саудовской Аравии, многие мусульманские государства участвуют в создании специального Фонда ЮНЕСКО по восстановлению образования в Чеченской Республике. Делегация Общества "Красного Полумесяца" Объединенных Арабских Эмиратов посетила Грозный в мае 2004 года для того, чтобы обсудить конкретные вопросы оказания гуманитарной помощи в восстановлении Чечни. Таких примеров можно привести немало.[27]

Неожиданное и вроде бы спонтанное появление «широкомасштабного» феномена международного терроризма, буквально в течение нескольких лет, вряд ли можно назвать случайным. Начавшееся формирование «нового мирового порядка», рост кризисных тенденций в глобальной международной системе, существенное усиление стратегической неопределенности, начавшаяся широкомасштабная ревизия существующих норм международного права и т.д. - все это способствовало росту различных радикальных сил и течений во многих частях нашей планеты.

Однако для превращения экстремистских групп в действительно террористические структуры, как показывает исторический опыт, прежде всего, необходимо появление т.н. «третьей силы». Именно такая «третья сила» способствует превращению радикала в реального террориста. Очень часто с террористическими структурами в принципе нельзя договориться именно потому, что за ними стоит «третья сила».[28]

В основном «третья сила» прибегает к террору в двух случаях. Во-первых, когда резко, до «точки кипения» обостряются противоречия внутри властвующего класса того или иного государства, и терроризм прямо используется в острых фазах борьбы за власть. Во-вторых, «третья сила» прибегает к использованию террористических структур и методов в решающих стадиях реализации своей стратегической линии, когда для достижения определенных целей отбрасываются любые моральные принципы и нормы. Трагедия в Беслане находится именно в этом ряду.

Международный терроризм является системным феноменом, поэтому успешная борьба с ним должна быть основана на системной стратегии. В рамках такой стратегии одним из важнейшим приоритетов для России становится долгосрочное сотрудничество с мусульманскими странами. Как считает целый ряд экспертов, окончательное преодоление феномена "международного терроризма" вряд ли возможно до тех пор, пока мир вновь не станет более сбалансированным, многополярным и более справедливым.

Трагедия в Беслане и другие теракты 2004 года в России убеждают в двух, по крайней мере, вещах. Во-первых, именно Российское государство, наряду с исламским миром, становится главной мишенью «международного терроризма» и той «третьей силы», которая заинтересована в том, чтобы «очаг войны постоянно тлел на Кавказе». Это дает возможность влиять на внутрироссийские процессы, в том числе с прицелом на выборы. Во-вторых, в плане террористических угроз Россия является одним из наименее защищенных государств мира.[29]

Таким образом, международный терроризм является системным феноменом, поэтому успешная борьба с ним должна быть основана на системной стратегии. В рамках такой стратегии одним из важнейшим приоритетов для России становится долгосрочное сотрудничество с мусульманскими странами. Как считает целый ряд экспертов, окончательное преодоление феномена "международного терроризма" вряд ли возможно до тех пор, пока мир вновь не станет более сбалансированным, многополярным и более справедливым.

 




Заключение

 

Россия и исламский мир переживают трудные времена. Нашим странам, нашим цивилизациям брошен серьезный вызов. Угрозы, перед которыми стали наши народы и мир Ислама, имеют явную тенденцию к наращиванию.
     Российское руководство в последние 2-3 года стало более адекватно оценивать эти угрозы и, соответственно, налаживать отношения со своими естественными стратегическими союзниками: со странами исламского мира и Востока в целом. Но такая геополитическая установка не прочерчена четко.
    Общественность в исламском мире с большой опаской всматривается в Россию. Россия для нее – зона коммунизма, колыбель безбожия, а, по меньшей мере, страна, где бродят шайки мафиози. Война в Чеченской республике в конце 90-х годов прошлого века привела к росту негативного отношения ко всей России вообще. Несомненно, нужен более широкий взгляд на Россию, более глубокий подход к ней. Российская действительность за последние десять лет претерпела большие изменения. Наблюдающие за современной российской жизнью увидят, что она все более ориентируется на сближение с исламским миром. Этот новый курс распространяется и на мусульманские народы самой Российской Федерации.

В первую очередь нас интересует тема стратегического сближения между Россией и исламским миром и значение этого сближения для обеих сторон. Для исламского мира сближение с Россией полезно с разных точек зрения. Оно способствует восстановлению баланса в международной политике, который был со всей очевидностью нарушен в связи с тем, что одна сторона, представленная американской администрацией, захватила ключевые позиции в мировой политике. Тем более что эта сторона стремится навязать силой свои ценности и культуру государствам исламского мира.

С другой стороны, сближение имеет серьезный экономический аспект, поскольку Россия воспринимается как мощная экономическая сила, обладающая огромными природными ископаемыми, которая вместе с арабскими странами участвует в производстве двух видов продукции – нефти и газа, пользующихся непрерывно растущим спросом. Вместе с тем, Россия накопила огромный опыт в области промышленности, особенно в сфере осуществления крупных проектов. Она может в этом качестве внести вклад в подъем и развитие региона.

Россия, в свою очередь, хочет воспользоваться колоссальными инвестиционными возможностями исламского мира для выстраивания стратегического партнерства в условиях нарастающей глобальной борьбы за природные ресурсы, особенно нефть и газ. Известно, что ныне прилагаются определенные усилия для создания организации государств-экспортеров газа, подобной организации государств-экспортеров нефти (ОПЕК). И не стоит сомневаться в том, что России будет принадлежать ведущая роль в этом проекте.

       В сотрудничестве для России кроется еще один важный момент. Он связан с тем, что сближение с исламским миром способствует стабилизации ее внутреннего положения, поскольку она представляет собою многонациональное и многоконфессиональное государство. Численность мусульман в России составляет примерно 20 млн. человек, и их количество приближается к 26 млн. с учетом мигрантов.

Российские мусульмане оказывают большое влияние на политику и экономику. Вместе с тем, мусульманские ценности могут способствовать поиску решения главных социальных проблем, от которых страдает Россия. Это, например, распространение наркотиков, алкоголизм, разводы, низкая рождаемость, сокращение численности населения, причем последнее явление составляет огромную проблему для страны.

           Не вызывает сомнения, что перспективы будущего сотрудничества между Россией и мусульманским миром велики и обширны. И предпосылки к успеху многократно превышают возможность невыполнения этой задачи.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: