Спортивное ориентирование плюс туризм

Реферат

«Спортивное ориентирование – это спорт для всех»

ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ - означает оценивать ситуацию вокруг себя и принимать решение в этой ситуации. Выходит, ориентируемся мы всегда и везде: на улице, на дороге, в учебе, в профессии, каждую минуту  нашей жизни, чем бы мы ни занимались, чтобы мы не делали. Очень часто слово «сориентировался» мы произносим в повседневной жизни. Ориентирование - такой же естественный процесс для человека, как ходьба и бег. Как только древний человек встал на ноги он начал оглядываться вокруг себя, мыслить, чтобы сориентироваться в окружающем его мире.  

Согласно этого определения элементы ориентирования присутствуют в любых видах спорта – игровых, на выносливость, в сложнокоордиционных, т.к. в любом виде спорта необходимо оценить обстановку вокруг себя, чтобы применить тот или иной технический или тактический прием для достижения результата.

Спортивное ориентирование выделилось в самостоятельный вид спорта в нашей стране из туризма в шестидесятые годы и определился как вид спорта, результат которого оценивается в скорости прохождения дистанции по незнакомой местности с помощью карты и компаса.

Хочу отметить, что Федерация России по спортивному ориентированию работает под девизом: «Ориентирование – спорт для здоровья нации».

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье  определяется как «жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды»,поэтому цель моей работы, как детского тренера, - социализация детей, адаптация их в современном обществе, позитивное восприятие  жизни, преодоление стресса и эффективное решение жизненных  задач.

В настоящее время я работаю в двух направлениях:

- занятия с учащимися начальных классов в группах спортивно-оздоровительной направленности;

- спортивная подготовка на учебно-тренировочном этапе с детьми среднего и старшего школьного возраста.

Мною была разработана программа – «Спортивное ориентирование для спортивно-оздоровительных групп детей младшего школьного возраста», которая в 2004 г. стала лауреатом областного конкурса образовательных программ. Работая по этой программе, я  в комплексе решаю оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Следующее направление моей работы - это специализация в спорте. На этом этапе я работаю по программе Министерства образования для ДЮСШ и СДЮШОР.

Создание такой системы позволяет мне познакомить большое количество детей со спортивным ориентированием, подготовить их к дальнейшим занятиям спортом, а также достичь высоких спортивных результатов воспитанников.

Принимая участие в этом конкурсе, я определила для себя, что главное - это  не защитить программу, по которой я работаю (она уже получила высокую оценку), не раскрыть методики, применяемые мною в образовательном процессе (об этом говорят спортивные результаты моих воспитанников), а показать потенциал спортивного ориентирования, как вида спорта. А также рассказать о своей работе, которая в системе решает образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Спортивное ориентирование – это спорт для всех.

Главными задачами этого направления являются, прежде всего, оздоровление и обучение. Многообразие видов ориентирования - бегом, на лыжах, на велосипедах дает возможность заниматься им круглогодично. Большой диапазон дистанций (от сверхкоротких до марафонских) дает возможность детям проявить себя в зависимости от своих способностей. Я знакомлю детей со всеми видами спортивной деятельности, которые объединены ориентированием: мы часто ходим в походы, занимаемся беговой и лыжной подготовкой, используем в тренировке велокроссы и при всем этом совершенствуем технику ориентирования на местности. Поэтому я считаю, что спортивное ориентирование формирует потребность у детей заниматься физической культурой, потому что в нем может найти себя каждый.

Спортивное ориентирование – это спорт всех возрастов, так как им можно заниматься в любом возрасте, в независимости от физической и технической подготовки. Самое главное в ориентирование - индивидуальное прохождение дистанции с приемлемой для участника скоростью. В ориентировании побеждает тот, кто правильно и быстро выполнит все технические и тактические действия, а не тот, кто только быстро бежит. Одновременное участие в соревнованиях спортсменов разного возраста дает им возможность учиться друг у друга, а также постоянно повышать планку в своей подготовке. Юные спортсмены побеждают, как правило, за счет своей физической подготовленности, а ветераны – за счет опыта и техники ориентирования.

В этом огромное воспитательное значение ориентирования, т.к. в нем проявляется преемственность поколений, т.к. создается коллектив единомышленников, объединенных одним увлечением в независимости от возраста.

Спортивное ориентирование – это спорт для здоровья.

Для оценки состояния здоровья детей используются следующие критерии:

- функционирование основных систем организма, степень устойчивости организма к болезням. По-моему, это прерогатива медиков.

- нервно- психическое развитие ребенка, его социальное поведение - это работа психологов и социальных педагогов.

Я, как тренер, могу формировать здоровье ребенка через его физическую подготовку (развитие физических качеств), и закаленность организма (адаптация организма к внешним условиям). Эти показатели также являются критерием здоровья.

Ко мне часто приходят постоянно болеющие дети с низкой физической подготовленностью. Занятия в спортивно-оздоровительных группах повышают уровень их физической подготовленности до среднего и высокого. Это видно на диаграмме (см. монитор). А организация занятий на свежем воздухе, в разное время года дает хороший закаливающий эффект.

Спортивное ориентирование плюс туризм.

Объединение в своей работе этих двух видов помогает мне решать, прежде всего, воспитательные задачи.

Занятия ориентированием может служить прекрасным инструментом для воспитания лидерских качеств и способствует развитию индивидуализма у ребенка. С первого занятия я приучаю ребенка самостоятельно принимать решения, не бояться совершить ошибку, искать различные пути движения.

Туризм способствует развитию коллективизма у ребенка, навыков поведения в обществе, а также учит их быть ответственными перед своими товарищами помогать друг другу в преодолении трудностей.

В учебном процессе я часто использую такие виды занятий как соревнование и поход, где естественным путем моделируются ситуации, в которых ребенок проявляет свои личностные качества.. С точки зрения педагогики сочетание двух видов спорта, туризма и ориентирования, дает наибольший эффект в работе с детьми- развитие лидерских качеств, а также умение жить в коллективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: