Вступительное слово учителя

Проблемы охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и их воспроизводства в современных условиях особенно актуальны, поскольку воздействие человека на природу приобрело глобальный характер. И если на всех предшествующих этапах общество стремилось максимально преобразовать природу с целью приспособления к своим потребностям, то теперь оно само вынуждено приспосабливаться, видоизменяя свою жизнедеятельность и, прежде всего, общественное воспроизводство, с учетом необходимости поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития общества. Главное здесь – экологическое воспитание и образование, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество.

Полностью исчерпал себя прежний индустриальный экстенсивный экономический рост с возрастающим потреблением природных ресурсов.

В этих условиях внедрение энергосбережения на всех уровнях, включая индивидуальные и местные решения, представляется одним из необходимых путей решения проблемы. Для формирования энергоэффективного образа жизни включение этих тем в образование и просвещение всех слоев общества стало особенно актуальным.

Сегодня человек впервые начинает задумываться над тем, какую роль он играет в развитии Земли. Можно извлекать бесконечную экономическую выгоду во благо многих поколений людей и без ущерба для окружающей среды, если использовать эти же ресурсы более разумно, учитывая при этом темпы их самовосстановления.

Ученик.

Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно обеспечены собственными энергетическими ресурсами. Беларусь обеспечивает себя природными ресурсами лишь на 18%. Это создает особые условия функционирования экономики государства, делает ее уязвимой и зависимой от внешних поставщиков.

Реальность нашей жизни такова, что главными факторами экономической безопасности на современном этапе стали экономия и бережливость, что продиктовано человеческой цивилизацией и воздействием человека на окружающий мир, исчерпаемостью в связи с этим природных ТЭР. Проанализируем структуру энергопотребления в различных отраслях по диаграммам (приложения 1,2). Вывод таков, что действия ЖКХ и образ жизни каждого гражданина могут внести существенный вклад в экономию энергоресурсов Республики.

Ученица.

Экологическое образование может существенно изменить менталитет и поведение людей, помочь улучшить ситуацию. Особенно важна возможность личных действий каждого человека, которые могут привести к экономии ресурсов и энергии, снизить нагрузку на окружающую среду и антропогенный вклад в изменение климата, сохранить природу для себя и будущих поколений.

Энергосбережение важно для улучшения окружающей среды – и в том месте, где мы живем, и на всей планете. Никто не может сделать все, но каждый может сделать что-то, но если каждый что-то делает, мы многого можем достичь вместе!

Устойчивое развитие и разумное использование ресурсов – воды, нефти, газа, являющихся источниками тепла и электричества, - это основа безопасности планеты и живущих на ней людей. Однако насколько успешно эти концепции будут реализованы, зависит от каждого человека в отдельности.

Земля – это остров, с которого нам некуда бежать. Давайте же строить нашу на ней жизнь в гармонии с окружающим миром!

Ну что ж, непросто жить в 21 веке, так много сегодня зависит от человека.

Этап. Практикум (семьи объединяются в творческие группы).

Задание 1. Определить степень использования бытовых приборов каждым членом семьи и всей семьей (для этого, используя приложение 3,4, заполнить прямоугольники названиями бытовых приборов с указанием степени их использования «редко», «часто», «очень часто»; определить круг приборов, наиболее часто используемых всей семьей (повторившиеся названия у всех членов семьи вписать на листе «Семья»).

Задание 2. Проанализировать использование энергии в квартире за месяц (для этого использовать диаграммы (приложения 1), вписав названия объектов, находящихся в списке под диаграммой, в соответствующий, по вашему мнению, сектор с указанным процентом использования энергии).

Задание3. Выбрать правильные ответы небольшого теста.

Тест для всей семьи:

· Самый экономичный источник света:

А.Лампа накаливания.

Б. Люминесцентные лампы.

В. Дуговые лампы.

Г. Лазеры.

Д. Галогенные лампы.

· Совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии:

А.Топливно-энергетические ресурсы.

Б. Вторичные энергетические ресурсы.

В. Альтернативные источники энергии.

Г. Возобновляемые источники энергии.

· Организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода ТЭР в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации:

А.Эффективное использование энергии.

Б. Энергосбережение.

В. Рациональное использование ТЭР.

· «Молодые» бытовые приборы:

А.Электрическая плита.

Б. Микроволновая печь.

В. Электрический чайник.

Г. Утюг.

Д. Пьезоэлектрический прибор.

· Возобновляемые источники энергии:

А.Нефть, газ, уголь.

Б. Солнце, ветер, вода, гейзеры.

В. Торф, бурый уголь, горючие сланцы.

· Керамзитобетон, шлакобетон, стекловолокно, пенопласт, пеностекло:

А.Светозащитные материалы.

Б. Электропроводные материалы.

В. Теплоизоляционные материалы.

Этап. «Экономим вместе»

Информационный блок.

Ученик.

Самым главным источником энергии на Земле является Солнце. Солнце приводит в движение волны и ветры, способствует росту растений, которые употребляют в пищу люди и животные. Каменный уголь, нефть и газ образовались из остатков растений, поэтому хранящаяся в них энергия также является энергией Солнца. Современные автомобили, работающие на нефтепродуктах, используют, таким образом, энергию, образовавшуюся 300 миллионов лет назад.

Раньше человек опирался в хозяйстве на свои собственные силы и на силы животных. В те времена важнейшими источниками энергии была древесина, а для того чтобы приводить в движение мельницы, использовалась энергия ветра. Но с изобретением паровой турбины и развитием индустриальной революции энергии ветра и древесины стало недоставать. И тогда человек стал все шире использовать нефть и газ для получения электрической энергии. Сегодня трудно себе представить наши квартиры без освещения, холодильников, кухонных комбайнов и пылесосов, одним словом, – без электричества.

Потребление электроэнергии в мире ежегодно увеличивается.

Потребление электроэнергии в домах Беларуси медленно, но верно растет. Ожидается, что в ближайшем будущем этот рост продолжится, поскольку в последние годы население стало активно приобретать бытовую технику (пылесосы, стиральные машины, утюги, кухонные комбайны), которая является одним из главных «потребителей» электроэнергии в наших квартирах.

Использование электроэнергии в квартирах можно условно разделить на следующие подгруппы:

Ø обогрев помещений;

Ø охлаждение и замораживание;

Ø освещение;

Ø стирка и мойка посуды (с помощью стиральных машин и посудомоечных аппаратов);

Ø аудио- и видеоаппаратура;

Ø приготовление пищи (с помощью электроплит);

Ø другие цели (использование пылесосов, утюгов, фенов и т.д.).

В различных домах использование электроэнергии по каждой из вышеперечисленных категорий может варьироваться. Например, в некоторых домах установлены электрические плиты, в других – газовые, для поддержания оптимальной температуры в одной квартире достаточно центрального отопления, в другой – никак не обойтись без электрообогревателя и т.д.

Ученица. Тепловая энергия, которая используется у нас в жилищно-коммунальном хозяйстве для отопления и получения горячей воды, вырабатывается на основе сжигания нефтепродуктов.

Электрическая и тепловая энергия могут вырабатываться на одних и тех же станциях, которые известны как теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Такое совмещенное производство энергии имеет большой положительный эффект. Его суть состоит в том, что энергия, которая обычно теряется при производстве электричества, на теплоэлектроцентралях используется для производства тепла, уменьшая, таким образом, общее количество потребляемой первичной энергии (т.е. органического топлива). Однако экологические проблемы при этом остаются, и их серьезность во многом связана с низкой энергоэффективностью наших домов, требующих большого количества энергии по той простой причине, что значительная ее часть теряется из-за некачественной теплоизоляции.

Сегодня многие строительные компании используют при строительстве материалы, обладающие повышенной степенью изоляции. Однако большую часть домов по-прежнему составляют дома старой застройки, теплоизоляционные характеристики которых оставляют желать лучшего.

Проблема энергосбережения особенно актуальна для Беларуси, поскольку мы зависим от поставок энергоносителей из других стран. Поэтому экономия в сочетании с одновременным переходом на использование местных ресурсов, таких как древесное топливо, могут в будущем принести неплохой результат.

Ученик. Вода – это одна из основ жизни на Земле. 70% поверхности Земли занято водой. Приблизительно столько же процентов воды содержит человек. Без пищи человек может продержаться около 40 дней, без воды – не больше четырех суток. При всем при этом, мы едва ли отдаем себе отчет о реальной стоимости воды питьевого качества. До начала промышленной революции человек использовал воду рек и дождя для удовлетворения своих потребностей. Природа с легкостью очищала с помощью бактерий загрязненную человеком воду. Этот процесс продолжался «безболезненно» для окружающей природы. Но с началом индустриализации в конце прошлого столетия человек стал сбрасывать в воду огромное количество веществ, которые природа не в состоянии переработать. Одновременно загрязнение атмосферы привело к загрязнению дождевой воды. Постепенно самовосстанавливающаяся способность воды стала утрачиваться.

Сегодня около 60% воды питьевого качества извлекается в Беларуси из подземных источников. Извлечение грунтовых вод является одной из причин постепенного осушения земли.

В Беларуси на хозяйственно-питьевые нужды ежегодно затрачивается около 650 млн. м3 воды. Из расчета на одного человека в день эта цифра составляет примерно 180 литров в сутки, что значительно превышает потребление воды в странах Западной Европы. Так, в Нидерландах среднее потребление питьевой воды на одного человека в сутки составляло в 1990 г. 133 литра и с тех пор постепенно снижается.

Кроме проблемы постоянного уменьшения количественных запасов питьевой воды, существует также проблема качества. Заводы и фабрики сбрасывают в воду огромное количество вредных веществ, которые намного превышают способности природы к самоочищению. Загрязнению воды косвенно способствует также и загрязнение атмосферы. Картина дополняется все возрастающей степенью загрязнения воды на выходе из наших квартир. Чем сильнее загрязняется вода, тем большая степень очистки требуется для того, чтобы ее можно было применять в домохозяйствах. Нагрузка на водоочистные сооружения постоянно возрастает (это вам подтвердят специалисты, работающие на этих предприятиях). Для нашей страны проблема усугубляется еще и тем, что денег на замену старого оборудования у водоочистных сооружений нет. Если руководствоваться экономическими соображениями, то цена за один м3 воды для домохозяйств должна в ближайшем будущем возрасти. (Сегодня за 1 м3 воды домохозяйства платят в долларовом эквиваленте примерно 0,18 доллара на человека. В Германии домохозяйства платят за 1 м3 в среднем 1,6 доллара на человека).

Учитель. Ну что ж, как видим, любой вид энергии требует хозяйственности от человека. Давайте все вместе подумаем возможные пути экономии электроэнергии, воды, тепла (предложения записываются на доске или просто заслушиваются).

  Учитель. Да, оказывается, большинство возможностей экономии заключаются в изменении наших привычек, при этом мы экономим не только энергию, но и деньги, а наш жизненный комфорт при этом не меняется.

Вода стоит дешевле, чем, например, электроэнергия. Поэтому вполне возможно, что за короткий промежуток времени вы не ощутите реальной прибавки к вашему бюджету за счет экономии воды. Однако не стоит забывать о том, что тарифы на воду для населения в Беларуси будут расти. Вместе с тем, за счет экономного расходования воды в наших с вами квартирах можно уменьшить нагрузку на водоочистные сооружения, и в этом случае цены на воду будут расти не столь быстрыми темпами.

Большинство мероприятий не требуют больших финансовых затрат, однако являются очень эффективными.

(Вручить памятки по экономии энергии тепла, воды, электроэнергии.).

. Уменьшить потребление воды можно за счет:

Ø более разумного ее использования;

Ø установки простейшего водосберегающего оборудования;

Ø более внимательного изучения характеристик приобретаемой бытовой техники.

Уменьшить степень загрязнения водына выходе из наших квартир можно за счет:

ü изменения некоторых элементарных привычек;

ü применения экологически чистых моющих и чистящих средств;

ü за счет определенных «вложений капитала».

Этап. Аналитический.

1. Проанализировать выполнение заданий практикума.

2. Оценить степень участия на этапе «Экономим вместе».

3. Добавить результаты анализа анкет для родителей, для учащихся (зачитать предложенные учащимися приемы экономии в быту:

- чищу зубы, пользуясь стаканом;

- выключаю лишний свет;

- при подготовке к урокам использую местное освещение, но стараюсь выполнять домашнее задание по возможности при дневном свете;

- принимаю душ, а не ванну;

- мою посуду, налив воду в миску….).

Ученикам предлагается поделиться опытом по напоминанию родителям об экономии энергии, выполнению совместных действий с родителями по энергосбережению (Галя: «Я напоминаю маме, что пора размораживать холодильник», Петя: «Я устраняю вместе с папой утечку воды в унитазе», Света: «Советую маме не счищать черный налет на сковородке», Маша: «Мы с мамой утепляем окна на зиму», Ваня: «Советую родителям не оставлять телевизор в режиме ожидания», Олег: «Постоянно слежу за исправной работой кранов и напоминаю папе, когда пора устранить неполадки», Ира: «С мамой готовим пищу в скороварке» и т. д.).

6 этап. Заключительный.

· Подведение итогов.

· Вручение дипломов или призов в номинациях: «Самая энергосберегающая семья» семьям, «Я – экономист моей семьи» школьникам.

· Как обобщение проделанной работы составляем мини-тезисы:

- коль не будем экономны мы, то потеряем все и сразу;

- сохрани свой кошелек – сбережешь «кошелек» государства;

- энергосбережение – реальная помощь человеку 21 века;

- Земля – планета из планет, мы держим за нее ответ;

- человек разумным будь – экономить не забудь;

- бережливым быть непросто, но возможно;

- помни: мы всего лишь дети на нашей зелено-голубой планете. Нельзя ее в обиду дать – ресурсы надо сберегать!

- чтобы в 21 веке жить – умей тем, что имеешь, дорожить!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: