Обязанности руководителя предприятия и психологический портрет идеального руководителя

Вот основные должностные инструкции руководителя, которые предписывают ему следующие обязанности:

«…4. Основные права и обязанности руководителя предприятия.

4.1. Руководитель обязан:

- соблюдать трудовое законодательство;

- предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором;

- обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

- условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

- обеспечить работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;

- работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).…»

Но в должностных инструкциях не сказано, как именно следует себя вести руководителю для достижения эффективного управления персоналом. И именно потому, что эти правила поведения руководителя подробно не оговорены ни в должностных инструкциях, ни в трудовом кодексе, возникает необходимость в их составлении.

Итак, рассмотрим руководителя с психологической точки зрения, т.е. не как работодателя, а как человека. Что важно подчиненному видеть в руководителе? Я думаю, что портрет идеального, а значит, разумного руководителя складывается из следующих качеств:

- руководитель должен четко видеть перед собой цель, на которой он будет направлять усилия (как свои, так и работников);

- недостаточно просто знать цель, необходимо также иметь четкий план по ее достижению. Такой руководитель должен видеть все подводные камни (в виде препятствий различного рода) в сфере своей деятельности.

- если бы, зная свою цель и имея план по ее достижению, каждый руководитель обязательно бы достигал ее, все было бы слишком просто. Не бывает людей, которые не совершают ошибок. А те, кто совершает, тот на них и учится. Из этого следует, что, если у руководителя не будет какого-либо прошлого опыта, то он не сможет правильно ориентироваться в ситуации, а, следовательно, и управленец из него получится не самый лучший.

- руководитель может проработать хоть 50 лет руководителем, но при этом иметь только негативный опыт. В этом случае можно сделать вывод о том, что данный руководитель не является таковым по природе, и ему лучше попробовать себя в другом виде деятельности. Настоящего руководителя, как говорится, видно издалека. Подчиненные чувствуют, когда приходит хороший руководитель. Мало того, что он, как правило, имеет богатый опыт в сфере управления (как правило, позитивный), он также наделен определенными управленческими качествами, заставляющими людей проникаться его целью и доверять ему.

- история знает немало руководителей, добившихся немалых высот в управлении людьми. Чего только стоят исторические личности, недавно жившие на нашей планете, такие как Сталин или Гитлер? Оба смогли за короткий промежуток времени прийти к государственной власти и вести определенную политику от своего имени. Но были ли примером для подражания? По этому поводу до сих пор ведутся споры, как среди историков, так и среди политиков. Что чувствовали люди, находящиеся в подчинении у таких личностей? Как говорит история, их политика осуществлялась за счет постоянного содержания населения в страхе. В результате они имели немалое количество недоброжелателей, и, в итоге, ни тот, ни другой не смогли полностью реализовать свои грандиозные по замыслу планы. Какой вывод можно сделать на опыте этих двух личностей? Вывод таков: ты не можешь быть уверенным в завтрашнем дне, если у тебя имеются недоброжелатели? А откуда берутся недоброжелатели? Недоброжелатели это, как правило, люди, несогласные с мнением руководителя. Их можно наблюдать во многих организациях и по сей день не только в нашей стране. Поэтому, чтобы не возникало недоброжелателей, грамотный руководитель должен предупреждать их появление. Он должен видеть и чувствовать всех неудовлетворенных его действиями работников. А как он сможет видеть их, если он толком не знаком со своими подчиненными, не интересуется их делами, успехами, пожеланиями, различными талантами? Руководитель, который умеет по достоинству оценить вклад работника в развитие организации, а также искренне интересующийся жизнью коллектива, просто обречен на хорошее отношение к себе со стороны подчиненных. Это и есть психологический портрет разумного руководителя. Таких руководителей любят подчиненные, и поэтому они трудятся с энтузиазмом ради достижения цели, поставленной руководителем. Если же подчиненных только бросает в дрожь от взгляда руководителя, то у такого руководителя мало шансов достичь совершенства в этом искусстве управлять. Конечно, руководитель должен быть в определенных ситуациях строг, должен уметь наказывать провинившихся, должен уметь правильно увольнять людей, также как и правильно принимать людей (под правильным тут понимается выбор действительно нужных ему работников), но решающим качеством в его деятельности все же должна оставаться справедливость.

- Анализируя тестирования, проведенные среди сотрудников различных российских предприятий, и обнаружив, что отсутствие мотивации большинства сотрудников связано с тем, что руководители не проявляют интереса к ним, значимость участия руководителя в делах коллектива увеличивается вдвое. Что стоит руководителю зайти в свободное от важных дел время или перерыв зайти и пообщаться с сотрудниками в какой-нибудь отдел? Или, поравнявшись с подчиненным в коридоре, спросить, как у него дела, как дела в семье? Это займет от одной до пяти минут, зато руководитель запомнится подчиненным как искренняя и участливая личность, а что может быть ценнее для руководителя в наше время, чем уважительное отношение со стороны подчиненных?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: