Условия эффективности социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях

К внешним условиям эффективности социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях можно отнести: заинтересованность государства в исправлении подростков; оценку общества, в котором преобладают гуманистические начала, любовь и уважение к ближнему; информационную обеспеченность (СМИ); профессиональную подготовку кадров для работы с осужденными; создание пригодных для жизни социально-бытовых условий; возможность получения среднего образования, профессиональной подготовки; проведение культурной программы; условия, способствующие проявлению и реализации творческих способностей и пригодные для спортивных занятий; условия формирования новых социальных связей, социальных отношений, социальных ролей.

Социально-бытовые условия. В современных цивилизованных государствах поддерживается по возможности достойный уровень существования заключенных (нормальное питание, санитарно-гигиенические и «жилищные» условия, медицинское обслуживание). Находящиеся на «тощем» государственном пайке воспитательные колонии не могут обеспечить достаточное питание, не хватает предметов даже первой необходимости. Полагается на каждого зэка в тюрьме 4 квадратных метра площади. Вот несколько ключевых требований, применяемых заграницей. Окна в камерах должны быть большими, для того чтобы заключенные могли свободно работать и читать при естественном дневном освещении. Должно быть обеспечено постоянное циркулирование свежего воздуха. Арестант обеспечивается постельным бельем, имеет право носить чистую одежду, которая не унижает его достоинства. При выходе за пределы тюрьмы заключенный имеет право носить собственную одежду. Администрация обязана регулярно в определенное время обеспечивать заключенного качественной пищей в достаточном количестве.[41]

Дефицит лекарственных средств, необходимых для лечения и профилактики заболеваний приводит к распространению заболеваний и ухудшению здоровья осужденных. Так, например, в 1995 году уровень заболеваемости туберкулезом на воле был 57,8 человек на 100000 населения, а в уголовно-исполнительной системе – 2481 человек, тогда как уровень смертности на воле был 14,4 человек на 100000 населения, в пенитенциарной системе – 201,54 человек на 100000. В России содержание одного заключенного обходится бюджету в тысячу долларов в год.[42] Если приблизить наши тюрьмы к международным нормам и стандартам, сумма эта должна составить более 20 тысяч долларов. Жизнеобеспеченность осужденных во многом зависит от их производственной деятельности.

Получение образования и профессиональной подготовки. Главное достоинство общеобразовательного процесса состоит в формировании положительных интересов и потребностей осужденного. Общеобразовательная и профессиональная подготовка осужденных может рассматриваться в различных аспектах – как средство воспитания, как условие применения иных средств исправления и перевоспитания, как способ успешной адаптации осужденных после освобождения, как фактор обеспечения нейтрализации негативных последствий в виде лишения свободы. Обязательность, режим плюс перечень профессий зачастую не имеющих спроса на рынке труда по освобождении осужденных, значительно снижают эффективность образования в местах лишения свободы. Недостаточный образовательный уровень осужденных, требования закона о его повышении, отсутствие квалифицированных педагогов, социальные потребности и другие факторы определяют основные задачи образовательной программы: определить перспективы содействия администрации в создании условий для получения образования осужденными ввиду недостаточной материально-технической базы образовательного процесса в пенитенциарном учреждении (отсутствие учебников, методических разработок, оргтехники, канцелярских принадлежностей);отсутствия требуемых профессионально подготовленных кадров; сформировать желание осужденных получить образование или повысить его уровень; выработать практику привлечения к образовательному процессу учебных заведений города, отделов занятости населения; создать замкнутый образовательный комплекс пенитенциарного учреждения.

Проявление творческих способностей. На базе школ действуют кружки по интересам: технического творчества, шахматный, драматический, «В мире интересного», «Экология человека». Преподаватели совместно с воспитателями проводят различные музыкально-поэтические и литературные вечера отдыха, КВНы.

Занятия спортом. Порезвиться на свежем воздухе, отдохнув от сырых казарм, тоже удается нечасто. На территорию отдыха, где расположены клуб и спортивная площадка, ребят не выводят из-за боязни побега.

Формирование новых социальных связей и социальных отношений на примере роли семьи и коллектива в социальной работе с заключенным.

Психологическое взаимодействие с близкими относитсяк прямым и непосредственным задачам социального работника, достаточно вспомнить, что интерес к уголовной субкультуре появляется на фоне отчуждения от ценностей, которые привязывают человека к семье. По сути, это типичная семейная психотерапия с ее обычными задачами: пробудить стремление к диалогу; наладить каналы общения; найти точки соприкосновения; очертить зону взаимопонимания; подтолкнуть к жертвам во имя друг друга; определить общие цели; вызвать стремление к их достижению; поддерживать энтузиазм. Пенитенциарная идея уделяет семье очень серьезное внимание хотя бы потому, что семейные привязанности являются естественным антагонистом уголовной субкультуры.[43]

Коллектив как формальная малая группа в исправительном учреждении существует в качестве одного из «инструментов» усвоения осужденным социально положительных отношений. В этом качестве коллектив выполняет следующие функции: защитника социально не приспособленных от негативного воздействия, как уголовной субкультуры, так и асоциальной среды осужденных; среды, в которой осужденные получают навыки собственно коллективистических отношений; средства развития личности.

Работа исправительного учреждения предусматривает наличие определенного наличия должностей, которые замещаются осужденными с соответствующими правами и обязанностями.[44] При наличии системы воспитательной работы такая должностная иерархия является средством повышения мотивации к правопослушному поведению. Социальная работа при этом заключается в конкретизации социальных перспектив на период после освобождения, чтобы навыки коллективного общения, полученные осужденными в исправительном учреждении, нашли свой спрос на свободе.

Профессиональная подготовка кадров для работы с осужденными.               Складывающаяся система профессиональной переподготовки и повышения квалификации социальных работников пенитенциарных учреждений должна: способствовать развитию личностной ориентации специалиста на непрерывное получение образования, то есть после обучения в каком-либо образовательном учреждении у социального работника пенитенциарного учреждения должно не пропасть, а окрепнуть желание дальнейшего повышения образования; гарантировать обучение в рамках государственного образовательного стандарта по социальной работе; предполагать принцип конкуренции между учреждениями, ведущими профессиональную переподготовку и повышение квалификации социальных работников: заказчик должен иметь возможность выбора исполнителя с учетом содержания, видов, форм, сроков, качества и стоимости представленного образования; опираться на существующую аттестацию социальных работников пенитенциарных учреждений; носить опережающий характер образовательных услуг, быть максимально ориентированной на прогноз социальной ситуации конкретного региона, то есть строиться на фундаментальных исследованиях в области развития социальных систем.[45]

К внутренним условиям эффективности социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях можно отнести: мотивирование и самооценку поступка подростка; внутреннюю готовность и стремление к исправлению; изменение ценностных ориентаций, интересов; самоактуализацию; самосознание; самовоспитание; самореализацию.

Мотивирование поступка. Мотивирование преступления исходит из социального неравенства (низкий, нищенский уровень жизни, расслоение общества на богатых и бедных, трудности, возникающие перед подростками при попытке самореализации и получения общественного признания, ограничение социально приемлемых способов получения высокого заработка), морально-этического фактора (низкий морально-нравственный уровень общества, бездуховность, психология вещизма и отчужденности личности, мир, где все продается и покупается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом), социальной среды (алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки, неблагополучные семьи, «авторитеты», вернувшиеся из «зоны»).

 Самооценка поступка. Выделяют несколько типов отношения к жизни, мировоззрений и принятия решений. Первый – «я сам(а)» - подростки, которые многое в своей жизни (если не все) определяют собственными усилиями человека, его активностью. Следует отметить, что активная жизненная позиция в некоторых случаях направлена именно на избежание наказания, на сокращение его продолжительности, на продумывание его действий, тактики. В этом случае мы сталкиваемся с итогом негативной социализации (первичной в семье или вторичной в социуме), дополняемой какими-либо личностными качествами и потребностями. Второй – («обстоятельства») – подростки, считающие главной причиной своих бед внешние обстоятельства, самих себя – лишь в незначительной степени. Даже признавая собственные ошибки, они ссылаются на алкогольное или наркотическое опьянение как на оправдания. Многие из них хотят иметь работу, дом, семью, детей; искренне веря, что смогут этого добиться. Для таких ребят очень важно иметь положительные «маяки» дома, стимулы для скорейшего освобождения и адаптации к нормальной, активной жизни. Третий – («судьба») – ребята, придерживающиеся мнения о предопределенности, ее предсказуемости, своеобразном роке, линии судьбы. Они более спокойно (что не значит менее болезненно) переносят пребывание в заключении и прилагают меньше усилий, чтобы изменить ситуацию.[46] Таким подросткам труднее сопротивляться обстоятельствам и соблазнам, поскольку общее течение жизни они видят не зависящим от собственных усилий. Представители этого типа легко попадают под влияние сильных личностей, лидеров.[47]

Изменение ценностных ориентаций и интересов направлено на переориентацию осужденных на «позитивное» сотрудничество с различными государственными и общественными структурами. Целью является перевоспитание преступников, обучение и возвращение их в социум. По данным опроса группы заключенных Можайской женской колонии можно выделить наиболее важные нравственные ценности: альтруизм, доброта, моральная ответственность, совесть, терпеливость, выдержанность, внимательность, тактичность, самостоятельность, честность, принципиальность, доброжелательность, способность к сопереживанию, душевная чуткость[48].

Таким образом, сочетание внешних и внутренних условий реализует эффективность социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях, способствует в будущем созданию семьи (после освобождения) и желанию иметь детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: