Глава 2.Теоретическая проблема эффективности социальной работы с подростками в пенитенциарных учреждениях

Теоретические подходы к определению эффективности социальной работы с подростками

Эффективность исправления несовершеннолетних, во многом зависит от правильной воспитательной работы с подростками, от самих воспитателей; от государственной политики, социальных норм, нормативно-правового законодательства, пенитенциарной системы, процесса реабилитации, ресоциализации и адаптации осужденных (внешние условия) и от мотивированности преступления самих детей, их способностей и желания искупить свою вину, стремления изменить свои ценностные ориентации, развития собственного самовоспитания и самооценки, интересов (внутренние условия).

В современной науке при разработке проблемы определения эффективности социальной работы на первое место выходит вопрос целеполагания – какой видит свою задачу современный социальный работник в России. Это позволяет при оценке эффективности социальной работы использовать формулу: «что было, что стало, что должно быть».

 Главный критерий проффесионализма и результативности деятельности социального работника заключается в том,  «чтобы человек или семья, которым он помогает выйти из трудной жизненной ситуации, в дальнейшем смогли обходиться без его помощи и помощи чиновников системы социальной защиты населения, чтобы «клиент» приобрел (или восстановил, нормализовал) способность действовать самостоятельно в определенной социальной ситуации или конкретном социальном контексте, во-вторых, в социальной индивидуализированной адекватной поддержке тех лиц, которые в силу ограниченных физических и умственных возможностей не в состоянии самостоятельно социально функционировать и заботиться о себе».[37]

Проанализировав публикации отечественных исследователей, можно выделить три подхода к оценке эффективности социальных услуг.

Первый — это соотнесение норм качества социальных услуг с реальным проявлением результативности практической социальной работы на разных уровнях социального обслуживания населения, определение соотношения между заложенными ценностями и полученными ценностями, между объемом финансирования, вложенными ресурсами и полученной отдачей, степенью достигнутых результатов. В учебных пособиях для студентов вузов часто понятие эффективности рассматривается как (а) соотношение между достигнутыми результатами/эффектами/ и затратами, связанными с обеспечением этих результатов, и (б) как фактически достигнутые результаты и необходимые результаты/эффекты.[38]

Второй - предусматривает измерение эффективности при помощи показателей, позволяющих определить динамику преодоления социальных девиаций в обществе и проблем отдельных клиентов /степень снижение бедности, безработицы, степень преодоления безнадзорности и беспризорности детей, преодоление алкоголизма и наркомании, изменение психического здоровья и т.д.[39]

Третий - предусматривает внедрение критериев и показателей, при помощи которых можно оценивать эффективность с точки зрения развития сети учреждений социального обслуживания (достаточность, сбалансированность, целостность, разнообразие), динамики развития социальных служб в различных регионах России и отраслях социальной сферы (образовании, здравоохранении, социальной защиты, пенитенциарных учреждениях и т.д.), диверсификация социальных услуг(виды основных услуг, объем услуг, порядок предоставления услуг, качество услуг). Как правило, в рамках такого подхода применяются показатели, отражающие степень использования живого профессионального труда работников социальных служб, развитие инфраструктуры социальных служб, применение инновационных технологий в процессе предоставления услуг.[40]

Системный подход к оценке эффективности социальных услуг, выплат, льгот и субсидий, предоставляемых целевым группам населения, предполагает расчленение социальной работы на составные части и выделение составляющих эффективности этих частей как видов практической социальной деятельности.

Процесс оценки эффективности различных видов социальной работы состоит из таких этапов, как составление программы оценки эффективности, определение целей и задач изучения эффективности социальной работы; организация процесса оценки деятельности социальных служб и органов соцзащиты, разработка на основе гносеологических и аксиологических аспектов нормативно-правовых актов системы критериев и показателей определение краткосрочных и долгосрочных результатов эффективности; обучение персонала специалистов профессиональным навыкам оценки эффективности; отбор методик, техник и процедур обследования; сбор и обработка информации, определение логических схем математической обработки полученных данных; проведение аналитической работы; разработка рекомендации; внедрение научно-методических рекомендаций в практику социальных служб, органов соцзащиты населения и управленческую деятельность региональной и местной администрации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: