Основные этапы развития педагогической мысли

Имена Даты Идеи
Аристотель 384-322 гг. до н.э. - возрастная периодизация; - гармоничное развитие личности (физическое, нравственное, умственное); - метод нравственного воспитания.
Я.А. Коменский 1592-1670 гг. - идеи пансофии, гуманизма, природосообразности;  - основатель дидактики (принципы дидактики, классно-урочная система, приемы организации внимания и поддержания дисциплины).
Ж.-Ж. Руссо 1712-1778 гг. - идея свободного развития личности; возрастная периодизация; - природосообразность; - метод естественных последствий; - методика нравственного воспитания.
И.Ф. Гербарт 1776-1841 гг. - идея воспитывающего обучения, - теория формального образования;
К.Д. Ушинский 1824-1871 гг. - идея народности в воспитании; - причины детского упрямства и пути преодоления; - трудовое воспитание; - пути развития произвольного и непроизвольного внимания, памяти.
Д.Ж. Дьюи 1859-1951 гг. - идеи прагматизма в образовании; - исходить из интересов ребенка в обучении; - этапы обучения, связанные с решением проблем.
А.С. Макаренко 1888-1939 гг. - теория детского коллектива (этапы развития, закон движения коллектива, принцип параллельного действия); - методика воспитательной работы; -авторитет родителей в семье
В.А. Сухомлинский   1918-1970 гг.   - роль коллектива в воспитании личности; - идея создания условий в школе для самореализации каждой личности; - идея гармоничного всестороннего развития личности; - принципы трудового воспитания; - методика нравственного, умственного, эстетического воспитания личности.

Вопрос № 2. Сущность воспитания. Особенности воспитания.

 

Воспитание- процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее конечной своей целью формирование личности нужной и полезной обществу.

Особенности процесса воспитания:

1. Это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников;

2. Это целенаправленный процесс;

3. Процесс воспитания- процесс многофакторый;

4. Воспитание- длительный процесс;

5. Деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной степени искусство;

6. Результаты воспитательного процесса не так явно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя. Как в процессе обучения;

7. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;

8. Воспитательный процесс изменчив, подвижен и динамичен;

9. Процесс воспитания- комплексный. Комплексность означает единство целей, задач, форм и методов, подчинения идее целостности формирования личности;

10.Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов.

11.Процесс воспитания имеет двухсторонний характер.

Функции воспитания:

· Формирующая

· Мобилизующая (побуждение человека к активным действиям в конкретной обстановке).

· Профилактическая (предупреждение, упреждение проявления негативных качеств и черт характера).

· Перевоспитание (преодоление негативных качеств и черт характера с целью развития положительных).

· Побуждение к самовоспитанию (подкрепление мотивов, желаний и усилий человека, направленных на развитие своей личности).

Эти функции взаимообусловлены и реализуются во взаимодействии воспитателей и воспитуемых.

Психолого- педагогическая характеристика процесса воспитания

Процесс воспитания обладает своей спецификой, обусловливающей его относительную самостоятельность в сравнении с обучением по задачам, содержанию, методам и организации.

Существо процессов воспитания составляет единство деятельности воспитателей, осуществляющих педагогическое воздействие на ум, чувства и волю воспитуемых, которые активно реагируют на эти воздействия с учетом своих потребностей и мотивов. Основу структуры процесса воспитания составляют: субъект воспитания (педагоги- воспитатели); объект воспитания (отдельная личность или коллективов), цели и задачи воспитания, система отношений и воздействий, а также связи между этими звеньями.

Педагогические воздействия бывают прямыми (непосредственными) или косвенными (опосредованными). Сильное влияние на воспитуемого оказывает личный пример воспитателя.

 

 

Вопрос 3. Принципы воспитания

 

Принципы воспитания- это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Требования, предьявляемые к принципам воспитания:

1. Обязательность. Принципы воспитания- это не совет, а рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику;

2. Комплексность. Предполагающая их одновременное, а не поочередное применение.

3. Равнозначность: среди принципов воспитания нет главных и второстепенных.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

· Общественная направленность воспитания;

· Воспитание в процессе деятельности (связь воспитания с жизнью, трудом);

· Воспитание в коллективе и через коллектив;

· Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании (личностный подход);

· Опора на положительное в воспитании;

· Единство, согласованность и преемственность в воспитании (единство воспитательных воздействий).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: