Имена | Даты | Идеи |
Аристотель | 384-322 гг. до н.э. | - возрастная периодизация; - гармоничное развитие личности (физическое, нравственное, умственное); - метод нравственного воспитания. |
Я.А. Коменский | 1592-1670 гг. | - идеи пансофии, гуманизма, природосообразности; - основатель дидактики (принципы дидактики, классно-урочная система, приемы организации внимания и поддержания дисциплины). |
Ж.-Ж. Руссо | 1712-1778 гг. | - идея свободного развития личности; возрастная периодизация; - природосообразность; - метод естественных последствий; - методика нравственного воспитания. |
И.Ф. Гербарт | 1776-1841 гг. | - идея воспитывающего обучения, - теория формального образования; |
К.Д. Ушинский | 1824-1871 гг. | - идея народности в воспитании; - причины детского упрямства и пути преодоления; - трудовое воспитание; - пути развития произвольного и непроизвольного внимания, памяти. |
Д.Ж. Дьюи | 1859-1951 гг. | - идеи прагматизма в образовании; - исходить из интересов ребенка в обучении; - этапы обучения, связанные с решением проблем. |
А.С. Макаренко | 1888-1939 гг. | - теория детского коллектива (этапы развития, закон движения коллектива, принцип параллельного действия); - методика воспитательной работы; -авторитет родителей в семье |
В.А. Сухомлинский | 1918-1970 гг. | - роль коллектива в воспитании личности; - идея создания условий в школе для самореализации каждой личности; - идея гармоничного всестороннего развития личности; - принципы трудового воспитания; - методика нравственного, умственного, эстетического воспитания личности. |
Вопрос № 2. Сущность воспитания. Особенности воспитания.
Воспитание- процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее конечной своей целью формирование личности нужной и полезной обществу.
Особенности процесса воспитания:
1. Это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников;
2. Это целенаправленный процесс;
3. Процесс воспитания- процесс многофакторый;
4. Воспитание- длительный процесс;
5. Деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной степени искусство;
6. Результаты воспитательного процесса не так явно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя. Как в процессе обучения;
7. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;
8. Воспитательный процесс изменчив, подвижен и динамичен;
9. Процесс воспитания- комплексный. Комплексность означает единство целей, задач, форм и методов, подчинения идее целостности формирования личности;
10.Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов.
11.Процесс воспитания имеет двухсторонний характер.
Функции воспитания:
· Формирующая
· Мобилизующая (побуждение человека к активным действиям в конкретной обстановке).
· Профилактическая (предупреждение, упреждение проявления негативных качеств и черт характера).
· Перевоспитание (преодоление негативных качеств и черт характера с целью развития положительных).
· Побуждение к самовоспитанию (подкрепление мотивов, желаний и усилий человека, направленных на развитие своей личности).
Эти функции взаимообусловлены и реализуются во взаимодействии воспитателей и воспитуемых.
Психолого- педагогическая характеристика процесса воспитания
Процесс воспитания обладает своей спецификой, обусловливающей его относительную самостоятельность в сравнении с обучением по задачам, содержанию, методам и организации.
Существо процессов воспитания составляет единство деятельности воспитателей, осуществляющих педагогическое воздействие на ум, чувства и волю воспитуемых, которые активно реагируют на эти воздействия с учетом своих потребностей и мотивов. Основу структуры процесса воспитания составляют: субъект воспитания (педагоги- воспитатели); объект воспитания (отдельная личность или коллективов), цели и задачи воспитания, система отношений и воздействий, а также связи между этими звеньями.
Педагогические воздействия бывают прямыми (непосредственными) или косвенными (опосредованными). Сильное влияние на воспитуемого оказывает личный пример воспитателя.
Вопрос 3. Принципы воспитания
Принципы воспитания- это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Требования, предьявляемые к принципам воспитания:
1. Обязательность. Принципы воспитания- это не совет, а рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику;
2. Комплексность. Предполагающая их одновременное, а не поочередное применение.
3. Равнозначность: среди принципов воспитания нет главных и второстепенных.
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
· Общественная направленность воспитания;
· Воспитание в процессе деятельности (связь воспитания с жизнью, трудом);
· Воспитание в коллективе и через коллектив;
· Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании (личностный подход);
· Опора на положительное в воспитании;
· Единство, согласованность и преемственность в воспитании (единство воспитательных воздействий).