Методы формирования сознания личности

1-ый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть оформлены процессе воспитания. Для этого используются методы 1-ой группыметоды убеждения.

Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников.

Рассказ на этическую тему – используется преимущественно в младших классах и средних – это яркое

- Эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

- Воздействия на чувства.

- Рассказ, сопровождающийся иллюстрациями, музыкальное сопровождение.

- Обстановка имеет большое значение – походный костер, уютная комната, берег реки и т.д.

- Он должен пережиться слушателями.

Разъяснение применяется только там и тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения: нельзя резать и разрисовывать карту, грубить, плевать. Здесь необходимо категоричное требование. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение, – проникая в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы.

Увещевание – сочетание просьбы с разъяснениями и внушением. Возникают чувства стыда, понимания, неудовлетворенности собой, поступок педагога указывает и пути исправления.

 

При неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать только форму. Она никогда не достигнет цели, скорее возникает противодействие, желание поступить вопреки. Нотация – не форма убеждения.

Этическая беседа – воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точку зрения своего собеседника. Цель ее – углубление, упрочнение нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Особенно это эффективно в 5-8 классах.

- Хорошо, когда этическая беседа завершается реальным полезным делом, в котором ее участники могут практически закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила поведения.

- Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

- Материал беседы должен быть понятен воспитанникам, опираться на их опыт.

- Важно, чтобы воспитанники самостоятельно пришли к правильному выводу.

- Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод. Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.

- Высокие профессионалы требуют индивидуальной беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы не возник барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично ему объяснить, придать беседе задушевный характер, то может рассчитывать на полный успех.

Диспуты – живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников.

- к диспуту разрабатываются 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников знакомят заранее. Иногда преподаватель может назначить участников спора.

- Тексты записывать не надо, иначе диспут будет скучным, формальным.

- С максимальной деликатностью надо относится к высказываниям школьников. Но педагог не может занять позицию невозмутимого наблюдателя. Он воздействует аргументами; иногда умышленно ошибаются, чтобы затем публично признать свои ошибки и тем самым показать пример другим участникам диспута.

Пример – дает конкретные образы для подражания. “Долог путь наставлений, короток путь примера” – римский философ Сенека.

- Психологической основой примера служит подражательность. Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Но надо извлекать опыт и из неправильных поступков. Печальный пример помогает удержать ребенка от неправильного поступка.

- Личный пример воспитателя! Между словом и делом у него нет рассуждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: