Общественная направленность воспитания

Принцип государственной целесообразности и законности требует подчинения всей деятельности педагогов задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.

Как лицо, состоящее на службе государстве, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания.

Воспитание в процессе деятельности: связь воспитания с жизнью, трудом.

Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. И. И. Павлов указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием окружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал “ жизненным воспитанием”.

Воспитание в коллективе и через коллектив.

Воспитывающая сила коллектива заключается в самом процессе коллективного труда. Воспитательные возможности коллектива заключаются и в формировании общественного мнения, выражающего требования, предъявляемые к каждому человеку, регламентирующего его поведение.

Большое значение в решении воспитательных задач имеет коллективное настроение.

Большой силой воздействия на людей обладают коллективные традиции. Устойчивые коллективы всегда характеризуются сложившимся стилем и порядком людей, что объединяет их.

Сплоченный коллектив характеризуется здоровым морально- психологическим климатом, активностью, высокой требовательностью к каждому из своих членов.

 

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании (личностный подход).

Индивидуальный подход в воспитании означает изучение и учет сильных и слабых сторон личности, анализ внешних и внутренних проявлений.

    В самом общем плане программа изучения индивидуальных особенностей личности включает анализ ее биографических данных,, уровня развития идейных, профессиональных, нравственных, интеллектуальных, волевых качеств, физического развития и состояния здоровья. О каждом человеке необходимо знать все. что способствует его гармоническому развитию.

5. Опора на положительное.

Мудрые педагоги ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании других заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Философская основа этого принципа- известное философское положение о “ противоречивости” человеческой природы. Добиться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного- задача воспитания.

Единство, согласованность и преемственность в воспитании (единство воспитательных воздействий).

Этот принцип также называется принципом координации усилий, школы, вуза, семьи и общественности. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам- Раку, Лебедю и Щуке.

Правила реализации этого принципа:

· Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций;

· Воспитатель должен быть сам воспитан;

· Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, критикует поступки и действия других воспитателей. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.



Вопрос 4. Методы воспитания. Классификация методов.

Выбирая метод, воспитатель должен быть, уверен в успехе. Поэтому надо предвидеть результат.

Общий принцип выбора методов воспитания – гуманизм педагога к воспитанникам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: