Корпоративная идеология
Впервые необходимость владеть категориальным аппаратом диалектики возникла у меня, когда стояла задача сформулировать корпоративную идеологию одного из крупных российских холдингов. На фокус-группах с топ-менеджерами были собраны их представления о настоящем и будущем Компании. Требовалось сгруппировать суждения и обобщить их в тенденции развития и принципы корпоративной идеологии. Вот тут и возникли вопросы относительно того, какие из групп суждений имеют первостепенную значимость, как точно сформулировать тенденции развития, в каком порядке располагать принципы, как достичь целостности и полноты описания.
Нематериальное стимулирование
Через полгода подобные вопросы возникли вновь, при разработке методических материалов к учебному видеофильму «Система нематериального стимулирования персонала». Как классифицировать мотивационные образования? Как перевести внутренние мотивационные тенденции в эффективные результаты внешней деятельности? Как правильно построить управленческое воздействие?
Самостоятельные поиски
Понимая необходимость выработки комплекса универсальных критериев классификации, я предпринял самостоятельные усилия. Алгоритм действий был следующим:
1. Сформулировал 56 пар противоположных категорий, на основе собственного представления, оглавления учебника по философии и обсуждения с коллегами.
2. Сгруппировал категории в 18 категориальных блоков (табл. 1)
3. Попытался исключить дублирующие и подчиненные категории, оставив список из 28 пар противоположностей. В качестве практики я попытался разнести виды образований мотивационной сферы по категориям.
4. Начал формулировать процессы взаимопереходов противоположностей друг в друга (табл. 2)
5. Кроме того, по ходу формирования полного перечня противоположностей, обнаружились логические триады, «квартеты» и «квинтеты» понятий, которые я вынес в отдельное приложение. Как с ними работать было совершенно не понятно.
Попытки систематизировать накопленный материал не привели к успеху. Стадия генерации и увеличения количественного разнообразия категорий не привела к формированию целостной картины категорий. Причину этого я вижу в том, что не задался вопросом о принципах построения системы и критериях отбора категорий.
В любом случае, тупик самостоятельных поисков привел меня к изучению философских трудов, что стало своего рода антитезисом по отношению ранее выбранной стратегии.
Табл. 1 Группировка найденных категорий
| Материальное | Идеальное | 1. Бытие |
| 1. Реальное | Потенциальное | |
| 2. Действительное | Возможное | |
| 3. Практика | Теория | |
| 4. Деятельность | Недеяние | |
| 5. Содержание | Форма | |
| 6. Пространство | Время | 2. Системность / Целокупность |
| 7. Энергия | Информация | |
| 8. Дробное | Целое | 3. Целостность |
| 9. Неживое | Живое | |
| 10. Частное | Общее | |
| 11. Пустое | Полное | |
| 12. Индивидуальное | Коллективное | |
| 13. Дискретное | Непрерывное | 4. Протяженность |
| 14. Изменчивое | Неизменное | 5. Изменчивость |
| 15. Нестабильное | Стабильное | |
| 16. Неуравновешенное | Уравновешенное | |
| 17. Изменение | Сохранение | |
| 18. Хаос | Порядок | |
| 19. Различное | Тождественное | 6. Противоречивость |
| 20. Противоречивое | Непротиворечивое | |
| 21. Они | Мы | |
| 22. Объективное | Субъективное | 7. Локализация и Направленность |
| 23. Внешнее | Внутреннее | |
| 24. Экстравертированное | Интравертированное | |
| 25. Периферийное | Центральное | |
| 26. Движение | Покой | 8. Активность |
| 27. Пассивное | Активное | |
| 28. Возбуждение | Торможение | |
| 29. Процесс | Результат | |
| 30. Реактивное | Проактивное | 9. Влияние / Субъектность |
| 31. Объект | Субъект | |
| 32. Подвергаемое воздействию | Воздействующее | |
| 33. Непроизвольное | Произвольное | |
| 34. Необходимость | Свобода | 10. Детерминизм и закономерности |
| 35. Свобода | Ответственность | |
| 36. Закономерность | Случайность | |
| 37. Следствие | Причина | |
| 38. Зависимость | Независимость | |
| 39. Дифференциация | Интеграция | 11. Взаимодействие |
| 40. Отражение | Регуляция | |
| 41. Разрушение | Созидание | |
| 42. Отталкивание | Притяжение | |
| 43. Открытое | Закрытое | 12. Открытость / готовность к взаимодействию |
| 44. Проницаемое | Непроницаемое | |
| 45. Количество | Качество | 13. Мера |
| 46. Единичное | Множественное | |
| 47. Конечное | Начальное | 14. Время Периодичность |
| 48. Одновременное | Последовательное | |
| 49. Нерегулярность | Регулярность | |
| 50. Осознанность | Неосознанность | 15. Познание / Информация |
| 51. Анализ | Синтез | |
| 52. Определенное | Неопределенное | |
| 53. Постижимость | Непостижимость | |
| 54. Опосредованное | Непосредственное | 16. Опосредованность |
| 55. Относительное | Безотносительное | 17. Относительность |
| 56. Сильный | Слабый | 18. Интенсивность |
Табл. 2 Процессы взаимопереходов
| Атрибуты | Процессы переходов | Атрибуты | |
| Материальное | Идеализация | Материализация, воплощение | Идеальное |
| Действительное | ? | ? | Возможное |
| Содержание | Оформление | Структурирование | Форма |
| Пространство | ? | ? | Время |
| Энергия | ? | ? | Информация |
| Дробное | Интеграция | Дифференциация | Целое |
| Частное | Обобщение | Конкретизация | Общее |
| Пустое | Наполнение | Опустошение | Полное |
| Индивидуальное | ? | ? | Коллективное |
| Дискретное | Продолжение | Прекращение | Непрерывное |
| Изменчивое Нестабильное | Стабилизация, закрепление | Дестабилизация, изменение | Неизменное Стабильное |
| Различное | Обобщение? | Различение, анализ? | Тождественное |
| Противоречивое | ? | ? | Непротиворечивое |
| Внешнее | Экстериоризация | Интериоризация | Внутреннее |
| Периферийное | Централизация | Децентрализация | Центральное |
| Пассивное | Возбуждение | Торможение | Активное |
| Объектное Реактивное подвергаемое воздействию Непроизвольное | Перенос фокуса взаимодействия на объекты меньшей общности | Включение во взаимодействие с более широкой общностью | Субъектное проактивное подвергающее Произвольное |
| Объектное | Отражение? | Регуляция? | Субъектное |
| Закономерное | Дестабилизация | Стабилизация | Случайное |
| Отталкивание | ??? | ??? | Притяжение |
| Открытое Проницаемое | ??? | ??? | Закрытое Непроницаемое |
| Количественное | Идеализация новых свойств - атрибутирование | Материализация сущностных свойств | Качественное |
| Единичное | Воспроизводство | Спецификация? | Множественное |
| Нерегулярность | Воспроизводство | «депроизводство»? | Регулярность |
| Одновременное | Структурирование | Деструктурирование | Последовательное |
| Постижимость | ??? | ??? | Непостижимость |
| Относительное | Перенос точки зрения внутрь | Перенос точки зрения во вне | Безотносительное |
Табл.3 Системы координат
По сути – классификации объектов и явлений, находящихся на одном уровне строения бытия. А также стадиальность развития каких-либо объектов.
| Прошлое | Настоящее | Будущее | ||
| Цель | Средство | Результат | ||
| Хочу | Могу | Надо | ||
| Тело | Душа | Дух | ||
| Объект | Субъект | Предмет | ||
| Пространство | Время | Энергия | Информация | Субстрат |
| Природа | Человек | Общество | Техника | Знаковая система |
| Биологическое | Психологическое | Социальное | Культурное | Духовное |
| Индивид | Индивидуальность | Личность | Субъект деятельности | Человек |
| Процесс | Состояние | Свойство | Явление | |
| Игра | Познание | Общение | Деятельность | Активность |
| Активность | Поведение | Деятельность | Работа | Труд |
| Анализ | Синтез | Обобщение | Абстрагирование | Конкретизация |
| Ид | Эго | Суперэго | Личность | |
| Аффективное | Когнитивное | Поведенческое | ||
| Воздействие | Взаимодействие | ВзаимоСОдействие | Недеяние | (Обратная связь) |
| Онтология | Аксиология | Социология | Диалектика | Гносеология |
Постановка ключевых вопросов
Итогом самостоятельных поисков стала постановка ряда ключевых вопросов, без ответов на которые дальнейшее продвижение было бы невозможно.
· С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?
· Как отделить первостепенные категории от вторичных и подчиненных?
· В каких отношениях и соотношениях находятся категории?
· На каких принципах основывается построение системы категорий?
Часть 2. Теоретические возможности
Категория - древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.
Категории Аристотеля
Первую попытку описать предельные основания бытия предпринял Аристотель. Попробуем проследить его логику.
1. В первой главе Аристотель ставит проблему соотнесения имен и сущностей обозначаемых предметов. Он разводит одноименное, соименное, отыменное.
· Одноименными называются те предметы, у которых только имя общее, а соответствующая этому имени речь о сущности (logos tes oysias) разная, как, например, dzoon означает и человека и изображение.
· Соименными называются те предметы, у которых и имя общее, и соответствующая этому имени речь о сущности одна и та же, как, например, "живое существо" (dzoon) - это и человек и бык.
· Наконец, отыменными называются предметы, которые получают наименование от чего-то в соответствии с его именем, отличаясь при этом окончанием слова, как, например, от "грамматики" - "грамматик", от "мужества" - "мужественный".
2. Во второй главе Аристотель разводит сказываемое о предмете и находящееся в предмете. Из того, что говорится, одно говорится в связи, другое - без связи. Одно в связи, например: "человек бежит", "человек побеждает"; другое без связи, например: "человек", "бык", "бежит", "побеждает".
3. В третьей главе Аристотель вводит понятие рода, как сказуемого и видовых отличий.
4. В четвертой главе Аристотель вводит десять категорий. При категория по Аристотелю, на мой взгляд это ТО самое существенное, что можно сказать о вещи.
Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать". Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь; "сколько" - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; "какое" - например, белое, умеющее читать и писать; "по отношению к чему-то" - например, за двойное, половинное, большее; "где" - например, в Ликее, на площади; "когда" - например, вчера, в прошлом году; "находиться в каком-то положении" - например, лежит, сидит; "обладать" - например, обут, вооружен; "действовать" - например, режет, жжет; "претерпевать" - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и не ложно, например "человек", "белое", "бежит", "побеждает".






