Порядок и сроки проведения инвентаризации

 3АО «Мустанг Плюс» в 2004 году

Инвентаризации подлежит все имущество Общества, независимо от места нахождения, и все виды обязательств.

Инвентаризация в Обществе проводится в следующие сроки:

- основных средств – не реже одного раза в два года по состоянию на 1 ноября отчетного года;

- нематериальных активов – ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;

- незавершенного капитального строительства – ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;

- сырья, товаров, материалов, оборудования к установке, полуфабрикатов, готовой продукции на складах – ежегодно по состоянию на 1 ноября отчетного года;

- незавершенного производства – ежеквартально по состоянию на конец квартала;

- расходов будущих периодов - ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;

- денежных средств на счетах в учреждениях банков – ежегодно по состоянию на 31 декабря отчетного года;

- денежных средств в кассе – не реже, чем один раз в квартал;

- финансовых вложений – ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года;

- расчетов с дебиторами и кредиторами - ежеквартально по состоянию на конец квартала;

- расчетов по налогам и обязательным отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды, по целевому финансированию – ежегодно по состоянию на 31 декабря текущего года;

- внутрихозяйственных расчетов – не реже одного раза в квартал.

Для проведения инвентаризации создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии, состав которых утверждается:

- для аппарата управления Общества – генеральным директором 3АО «Мустанг Плюс»;

- для региональных филиалов Общества – директором филиала;

- для структурных подразделений Общества – руководителем структурного подразделения.

 

Как проводить инвентаризацию имущества и обязательств организации, на ЗАО «Мустанг Плюс» определено в отдельном положении о порядке проведения инвентаризации, утверждаемом либо в качестве самостоятельного документа, либо в качестве приложения к учетной политике.

Предусмотренные Планом счетов и Инструкцией по его применению субсчета к синтетическим счетам используются организациями исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Инструкцией по применению этих планов счетов организациям предоставлено право самостоятельно уточнять содержание отдельных субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета в зависимости от осуществляемых видов деятельности, производственной структуры, сложности технологического процесса, количест­ва и видов хозяйственных операций организации.

Небольшие и средние организации с незначительными объемами учетной работы – как ЗАО «Мустанг Плюс» – (и соответственно количеством счетов и бухгалтерских проводок) могут воспользоваться типовым Планом счетов, не внося в него существенных изменений в части применения субсчетов и нетиповых проводок.

Иные же предприятия (как правило, имеющие многопрофильный характер деятельности, значительный объем учетных данных, разветвленную структурную сеть и т. п.) должны разрабатывать свой так называемый рабочий план счетов с учетом специфики своей финансово-хозяйственной деятельности.

Как уже было отмечено, все рабочие планы счетов должны быть основаны на типовом Плане счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утверждаемых приказом Минфина РФ.

Однако в части субсчетов и аналитического учета предприятия могут самостоятельно устанавливать порядок своей учетной работы (13, с. 211). В этих целях и разрабатывается рабочий план счетов предприятия, являющийся составной частью его учетной политики и утверждаемый (как правило) в качестве ее приложения.

3.2. Рабочий план счетов

Все организации независимо от структурной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы руководствуются действующим Планом счетов.

Построение рабочего плана счетов означает выделение, систематизацию и расположение счетов (и субсчетов) в определенной системе, что позволяет установить необходимую основу для отражения производимых предприятием финансово-хозяйственных операций.

Основная цель разработки рабочего плана счетов – построить такую схему бухгалтерского учета, чтобы она могла учесть потребности в аналитике не только для структурных подразделений, но и для всех целей ведения учета. Это и формирование бухгалтерской отчетности, и подготовка информации для управления, исчисления налогов и сборов, и ведение статистического учета.

Как правило, структура каждого счета рабочего плана счетов предполагает следующую иерархию информационных данных по возрастанию степени детализации аналитического учета (12, с. 329):

- счет;

- субсчет;

- аналитические признаки первого уровня;

- аналитические признаки второго уровня и т. д.

Количество уровней аналитических при знаков диктуется потребностями и техническими возможностями организации: (прежде всего уровнем автоматизации учетного процесса).

Каждый последующий уровень (по возрастанию номера) детализирует признак предшествующего уровня (9, с. 407).

Аналитические признаки группируются в один уровень счета на основании какой-либо единой характеристики (группы основных средств, видов сырья и материалов, видов деятельности предприятия, поставщиков и покупателей, мест возникновения и пр.).

Рассмотрим формирование структуры счетов на примере 3АО «Мустанг Плюс».

Счета 01 «Основные средства»:

- счет 01 «основные средства»;

- субсчета (по использованию основных средств в производственном процессе):

01-1 «Основные средства производственного назначения»;

01-2 «Основные средства непроизводственного назначения»;

01-3 «Основные средства, переданные в аренду»;

- аналитические признаки первого уровня (по группам основных средств, в примере – для основных средств производственного назначения):

01-1-1 «Земельные участки и объекты природопользования»;

01-1-2 «Здания»;

01-1-3 «Сооружения»;

01-1-4 «Машины и оборудование»;

01-1-5 «Транспортные средства»;

01-1-6 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

01-1-7 «Объекты благоустройства»;

- аналитические признаки второго уровня (по месту нахождения объектов основных средств, в примере – зданий производственного назначения):

01-1-2-1 «Заводоуправление»;

01-1-2-2 «Цех № 21»;

01-1-2-3 «Цех «№ 2»;

01-1-2-4 «Гараж» и Т. п.;

- аналитические признаки третьего уровня (по лицам, ответственным за содержание и эксплуатацию основного средства), например, отдельные позиции структуры счета 01-1-5-4-010 будут обозначать:

01 - основное средство;

1 - объект производственного назначения;

5 - транспортное средство;

4 - гараж;

010 - ответственное лицо (к примеру, водитель Сидоров в.п.).

Как видно из приведенного выше примера, большое количество аналитических признаков предполагает использование специально разработанных справочников (классификаторов) шифров аналитического учета, которые, как правило, разрабатываются под конкретные компьютерные программы учета. В этом случае необходимо понимать, что рабочий план счетов не может содержать такое огромное количество цифровой информации.

Поэтому обычно рабочие планы счетов содержат только синтетические счета и субсчета (реже - аналитические признаки первого уровня), а все остальные аналитические признаки содержатся в справочниках (классификаторах) шифров аналитического учета, на которые в плане счетов приводится ссылка.

Следует обратить внимание, что организация имеет право не использовать (изменять или дополнять) субсчета, указанные в типовом Плане счетов.

Так, на ЗАО «Мустанг Плюс» было принято решение «подогнать» субсчета к счету 90 «Продажи» под структуру формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» для упрощения составления бухгалтерской отчетности:

90-1 «Выручка от продаж»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Коммерческие расходы»;

90-4 «Управленческие расходы»;

90-5 «НДС»;

90-6 «Акцизы»;

90-7 «Экспортные пошлины»;

90-9 «Прибыль (убыток) от продаж»;

Аналогичное построение возможно и к счету 91 «Прочие доходы и расходы»:

91-1 «Проценты к получению»;

91-2 «Проценты к уплате»;

91-3 «Доходы от участия в других организациях»;

91-4 «Прочие операционные доходы»;

91-5 «Прочие операционные расходы»;

91-6 «Внереализационные доходы.;

91-7 «Внереализационные расходы»;

91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Однако следует предупредить, что подобный вариант аналитического учета (счетов 90 и 91) целесообразен лишь в том случае, когда организация реализует однородную продукцию (работы или услуги) – как 3АО «Мустанг Плюс».

Многопрофильные же предприятия должны вести раздельный учет на этих счетах по иным направлениям: в разрезе видов деятельности, облагаемой и не облагаемой НДС (налогом с продаж), выручки от реализации товаров (работ, услуг) и т.п.

Помимо рабочего плана счетов в организации возможно составление схемы нетиповых проводок (то есть не предусмотренных типовым Планом счетов, но при меняемых на предприятии согласно иным нормативным или рекомендательным документам либо по необходимости).

Такая схема может быть отражена в рабочем плане счетов (если проводок немного) либо как отдельное приложение к учетной политике предприятия.

Рабочего план счетов на 2004 год на примере 3АО «Мустанг Плюс» – в Приложении 3 к данному исследованию.

3.3 Формы первичных учетных документов

3.3.1 Унифицированные формы первичных документов

В соответствии с пунктом 1 статьи Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Причем такие документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (31, с. 107).

Такие унифицированные формы первичных документов принимаются соответствующими постановлениями Госкомстата РФ. К примеру (см. 30):

- постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;

- постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»;

- постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;

- постановление Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» и др.

В учетной политике необязательно указывать тот факт, что предприятие применяет унифицированные формы первичной документации, так как данное обязательство установлено на законодательном уровне (31, с. 132).

Однако при формировании учетной политики организации необходимо определить, для каких финансово-хозяйственных операций унифицированные формы не утверждены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: