Инновационная деятельность в ДОУ

 Тема: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»

 

 

ЦЕЛЬ ЭКСПИТЕМЕНТА РАБОТЫ: создание условий для эффективности организации работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

 

ЗАДАЧИ ЭКСПИРИМЕНТА: 

 

1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по

  данной теме

 

2. Обосновать дидактическое обеспечение и комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей детей

 

3. Разработать программу по театрализованной деятельности

 

4. Провести опытно – экспериментальную работу.       

 

           

      ДАННЫЕ ОБ УЧАСТНИКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА

  ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО     НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, ГОД ОКОНЧАНИЯ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ     ДОЛЖНОСТЬ, УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ, ЗВАНИЕ
Павлова Н.С. Кемеровский государственный университет, 2003 учитель русского языка и литературы Методист ИМЦ
Енишерлова Л.Я.   Кемеровский государственный педагогический институт, 1972, дошкольная педагогика и психология Заведующая, «Отличник народного просвещения»
Кузнецова С.П. Прокопьевский техникум физической культуры, 1978, физическая культура Старший воспитатель, «Почетный работник общего образования Российской Федерации»
Гуляева Г.И. Кемеровское областное культурно-просветительное училище, 1972, клубный работник, руководитель самодеятельного хора Музыкальный руководитель
Лешукова С.Н. Анжеро-Судженское педагогическое училище, 1998, дошкольное воспитание. ТГПУ, 2006, педагогика и психология Воспитатель
Семенова Л.А. Красноярское дошкольное педагогическое училище, 1968, воспитатель детского сада Воспитатель, «Отличник народного просвещения»
Чехранова В.В. Анжеро-Судженское педагогическое училище, 1998, дошкольное воспитание.   Воспитатель

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

2009-2010 год – прогностический этап предполагал разработку развернутой программы ОЭР и обогащение воспитательно-образовательной среды. Для этого изучили нормативные, программно-методические документы, а также психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

На начальном этапе педагогам ДОУ предоставлена информация о ходе эксперимента, а также предложено провести разъяснительную работу с родителями и анкетирование, издан приказ по организации экспериментальной площадки в детском саду. Продолжается работа над составлением программы ОЭР и разработка модели предметно-развивающей среды.

При методическом кабинете создана «Инновационная копилка», где педагогами ДОУ накапливается методический материал по театрализованной деятельности: обобщение опытом, иллюстрации и рассказы об истории театров, о видах театров, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. При ДОУ открыта «Костюмерная», которая при тесном взаимодействии педагогов и родителей постоянно пополняется костюмами, атрибутами, бутафорией. В каждой возрастной группе созданы «Театральные подмостки».

Для родителей и гостей ДОУ работает информационный стенд, который отражает работу по театрализации через разные виды деятельности. Панорама «Наши достижения» рассказывает об успехах наших воспитанников, которые неоднократно становятся призерами районных и областных театральных конкурсов.

В ДОУ введены инновационные формы с детьми (кружковая работа, комплексные, интегрированные, комбинирования занятия, акции, стенгазеты и др.); с родителями (акции, семинар, изучение и распространение лучшего семейного опыта, выпуск газеты и буклетов); с педагогами (наставничество, «мастер-класс», «Школа педагогического мастерства».

Педагоги ДОУ активно взаимодействуют с социальными институтами поселка по вопросам творческой деятельности детей: Управление культуры «Центр досуга», дом детского творчества, Центр досуговой деятельности для детей и подростков, кинодирекция «Центр искусства Тисульского района», Детская художественная школа имени Леонова №14, ДШИ № 23, ТСОШ №1.

 

                           ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Экспериментальная работа проводилась в дошкольных группах ДОУ. Всего исследованием было охвачено 96 детей, 12 педагогов и 96 родителей. Все исследуемые группы находились в однотипных условиях дошкольного образовательного учреждения, имеющих примерно одинаковую материально-техническую базу, санитарно-гигиенические условия и уровень подготовки педагогических кадров.

Экспериментальная работа проводилась в два этапа.

Обследование на первом этапе проходило в двух направлениях:

1. Определение психоэмоционального состояния и уровня развития творческих способностей детей в домашних условиях по анкетам родителей.

2.  Определение уровня исследовательских умений и навыков у педагогов ДОУ по вопросам театрализованной деятельности.

На первом оценивалось психоэмоциональное состояние и уровень развития творческих способностей детей в домашних условиях по анкетам родителей. Из них видно, что самые низкие показатели у детей по ответам родителей по следующим пунктам: инициативность – 71 (73%) ребенка, застенчивость – 67 (69%).

Общий средний балл психоэмоционального состояния и уровня развития творческих способностей детей в домашних условиях по анкетам родителей равен 5,6 %, что говорит о том, что творческие способности детей находятся на низком уровне (смотри таблицу 1)

Таблица 1

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО АНКЕТАМ РОДИТЕЛЕЙ

 

Психоэмоциональное состояние и уровень развития творческих способностей детей Количество положительных ответов Процентное соотношение от количества положительных ответов Общий средний результат по анкетам родителей
Высокий 60-96 63-100 %  
Средний 30-60 32-62 %  
Низкий 0-30 0-31 % 5,6%

 

На основании этих данных построена диаграмма (рис.1)

 

Рисунок 1. Психоэмоциональное состояние и уровень развития творческих способностей детей

На втором направлении определялся уровень исследовательских умений и навыков у педагогов ДОУ по вопросам театрализованной деятельности. Из анкет видно, что у 5 (41,6%) – высокий уровень, у 7 (58,4%) – средний уровень (смотри таблицу 2)

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПО АНКЕТАМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

уровень исследовательских умений и навыков у педагогов ДОУ Количество положительных ответов Процентное соотношение от количества положительных ответов Общий средний результат по анкетам родителей
Высокий 7-12 67-100 % 41,6%
Средний 3-8 26-66 % 58,4%
Низкий 0-3 0-25 %  

 

На основании этих данных построена диаграмма

 

Рисунок 2. Уровень исследовательских умений и навыков у педагогов ДОУ по вопросам театрализованной деятельности.

На втором этапе особая роль отводилась выявлению уровня развития творческих способностей детей. На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Были получены следующие результаты: высокий уровень у 7 (7,3%) детей, средний – 62 (64,6%), низкий уровень развития у 27 (28,1%) детей (смотри таблицу 3)

Таблица 3

 

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА

Уровень знаний Подг. гр. (21 реб) Старш.гр. (24 реб) Средн. гр. (26 дет) II младш.гр. (25 дет) Общий средний результат
Высокий 4 (19%) 2 (8,3 %) 1 (3,8 %) - 7 (7,3%)
Средний 14 (66,7%) 17 (70,8 %) 18 (69,2%) 13 (52 %) 62 (64,6 %)
Низкий 3 (14,3 %) 5 (20,8 %) 7 (26,9%) 12 (48 %) 27 (28,1 %)

 

На основании этих данных построена диаграмма (рис.3)

 

 

 

Рисунок 3. Уровень развития творческих способностей детей на начало учебного года

На формирующем этапе были введены инновационные формы работы с детьми (кружковая работа, комплексные, интегрированные, комбинирования занятия, акции, стенгазеты и др.); с родителями (акции, семинар, изучение и распространение лучшего семейного опыта, выпуск газеты и буклетов); с педагогами (наставничество, «мастер-класс», «Школа педагогического мастерства».

В конце учебного года была проведена контрольная диагностика. результаты которой занесены в таблицу (смотри таблицу 4)

Таблица 4

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Уровень знаний Подг. гр. (21 реб) Старш.гр. (24 реб) Средн. гр. (26 дет) II младш.гр. (25 дет) Общий средний результат
Высокий 8 (38%) 6 (265 %) 3 (11,5%) 1 (4%) 18 (18,8%)
Средний 12 (57,2%) 15 (62,5 %) 19 (73,1%) 15 (60 %) 61 (63,5 %)
Низкий 1 (4,8%) 3 (12,5 %) 4 (15,4%) 9 (36 %) 17 (17,7 %)

 

На основании этих данных построена диаграмма

Рисунок 4. Уровень развития творческих способностей детей на конец учебного года

    Сравнивая результаты на начало, и конец учебного года были получены следующие результаты (смотри таблицу 5)

 

Таблица 5

СРАВНИТЕЬНЫЕ ДАННЫЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛО И КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

 

Уровень знаний Уровень развития творческих способностей детей на начало учебного года Уровень развития творческих способностей детей на конец учебного года
Высокий 7 (7,3%) 18 (18,8%)
Средний 62 (64,6 %) 61 (63,5 %)
Низкий 27 (28,1 %) 17 (17,7 %)

 

Из таблицы видно, что уровень развития творческих способностей детей увеличился: высокий уровень увеличился у 11 (11,5%) детей, низкий уровень уменьшился у 10 детей, что составляет 10,4%. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.

Таким образом, сравнивая результаты диагностик, можно сделать вывод о том, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Следующей этап эксперимента – организационный 2010-2011 у.г. предполагает разработку координационного взаимодействия всех субъектов экспериментальной работы, создание предметно-развивающей среды по театрализованной деятельности, создание материально-экономических условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: