Классификация управленческих решений

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать.

На данный момент, существует большое количество классификаций, выбор и практическое использование которых определяется конкретными условиями принятия решений.

Рассмотрим наиболее универсальную классификацию управленческих решений, которая была предложена американским автором Дж.К.Лафта:

1. с учетом стереотипности  ситуаций и используемых методов, выделяют:

- Программируемые - обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. Около 90% решений принимаются по типичным ситуациям (связанные с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др.).

- Непрограммируемые - относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (разработка новых технологий, формирование новой структуры).

2. в зависимости от творческого вклада менеджеров в разработку решений, выделяют:

- Рутинные - они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.

 - Селективные - инициатива и свобода действий проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.

 - Адаптационные - они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями.

-  Инновационные - связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.

3. по форме, выделяют:

- Письменные – преобладающая форма, позволяет вннести тот элемент стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого немыслимо управление.

- Устные – составляют наиболее оперативную часть управленческого и производственного аппарата. Подобные решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.

- Кодированные – применяются в автоматизированных системах. Наносятся на специальные документы, табуляграммы, перфокарты, различные магнитные носители и т.д.

4.по времени действия, выделяют:

 - Длительного действия

 - Среднесрочные

 - Кратковременные

 - Разовые

 - Повторяющиеся

5. по числу влияющих на решение субъектов (активных сторон), выделяют:

 - Определяющие – один субъект

 - Конкурентные – два и более субъектов

 - Адаптирующие – один субъект решения и природа решения

6. в соответствии с прогнозной эффективностью, выделяют:

 - Ординарные – решения, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта (результата) соответствует нормам и нормативам, принятым для данного вида деятельности. Среди ординарных выделяют:

· Неэффективные – не позволяющие решить проблему

· Рациональные – позволяющие решить проблему

· Оптимальные – позволяют решить проблему наилучшим (в определенном критерии) образом

 - Синергические – решения, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта резко возрастает. Они проявляются при разработке новых интенсивных технологий или комплексировании элементов систем и операций. Поскольку эффект наиболее часто выражают в денежной форме, то наиболее часто синергический эффект обнаруживается в финансовой сфере. В финансовом менеджменте синергические решения называют эффектом рычага.

 - Асинергические – решения, приводящие к непропорциональному снижению эффективности системы и (или) операции. В числе наиболее частых причин таких решений можно назвать: запаздывание решения, отсутствие необходимых ресурсов и др.

7. по степени важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение решений, выделяют:

 - решения в реальном масштабе времени – принимаются и реализуются достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объектом, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления. К этой категории можно отнести все решения по реально протекающим процессам.

 - «кризисные решения» - принимаются в момент, соответствующий моменту перехода объекта управления в область неуправляемых или недопустимых состояний.

 - решения, принимаемые в течение одного из этапов

 - решения, не имеющие явных ограничений по времени их принятия – решения по началу какого-либо процесса или единичного действия

8. по признаку состава и сложности реализации решения, выделяют:

 - простые – реализуемые при выполнение одного действия

- процессные – реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий. Среди процессных выделяют:

· Алгоритмизированные (такие решения могут быть реализованы в автоматическом режиме, в бюрократической организации)

· Размытые (такие решения чаще всего выполняют в диалоговом режиме индивидуалистской организации)

9. по признаку и характеру учета или неучета изменения условий реализации решения, выделяют:

 - гибкие – алгоритмы которых заранее, уже при их принятии, предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий

 - жесткие – имеют единственный вариант реализации при любых условиях или состоянии субъектов и объектов управления

10. по времени наступления последствий для объекта управления и среды, выделяют:

 - стратегические – предназначены для того, чтобы помочь организации достичь своих целей посредством адаптации к изменениям внешней среды. Реализуется через: распределение ресурсов, адаптации к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение.

- перспективные – направлены на принятие и реализацию перспективных планов

 - текущие – развивают и уточняют перспективные решения и принимаются в рамках подсистемы или блока товара, этапа одного из его циклов, например, цикла разработки

 - оперативные - принимаются в отношении конкретного нижнего уровня, например товара (материала упаковки), или элемента организации (загрузки одного конкретного места на текущую рабочую смену)

 - стабилизационные – принимаются для обеспечения невыхода организации, ее подсистем из области управляемых или допустимых состояний

11. по признаку управленческих функций, выделяют:

 - решения функции планирования

 - решения функции организации деятельности

 - решения функции мотивации участников организации

 - решения функции контроля

Существуют и другие подходы к классификации решений. Это обусловлено  многообразием решений и существенных для конкретного случая факторов.

В качестве примера, можно привести классификацию, данную в учебнике «Управленческие решения» [3] (Приложение 1).

Большой интерес, также, представляет классификация, данная Албастовой Л.Н. и Игнатовым В.Г. [4] (Приложение 2).

В целом, знание и умелое использование классификационных признаков управленческих решений позволяет произвести менеджеру структуризацию стоящей перед ним задачи, что позволит ему более четко формулировать и разрешать задачи управления, а также концентрирует усилия, знания и более эффективное расходование времени и средств при разработке управленческих решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: