Организация бухгалтерского учета на предприятии

 

Ведением бухгалтерского учета в ООО “ТЭД-Медик” занимается финансовый отдел, состоящий из шести человек. При достаточно больших объемах работы фирмы невысокий уровень затрат учетного труда объясняется как компьютеризацией труда всех сотрудников компании, так и предоставлением в финансовом отделе всеми служащими уже готовой систематизированной информации о доходах, затратах и т.п.

Структурная организация бухгалтерии ООО “ТЭД-Медик” схематично представлена на рисунке 2.1.

 

 

 


                                  Главный экономист

 

 

 

 

 

 

 


Главный бухгалтер

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 
 

Отдел обработки

 

 

 

Кассир

 

бух. Информации

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

   

 

 2

 

 

 3

 

 

4

 

 

 

 

 

                                                             

 

Рис. 2.1. Структура бухгалтерии ООО “ТЭД-Медик”.

 

Главный экономист занимается вопросами анализа финансовых ресурсов предприятия, регулирования движения товаров и товарных остатков, доведения до работников финансовой службы изменений налогового законодательства, анализом бухгалтерской отчетности и контролем за информацией, поступающей из бухгалтерии.

Главный бухгалтер занимается вопросами координации деятельности работников бухгалтерии и других отделов фирмы, взаимоотношениями фирмы с налоговыми органами и другие вопросы.

Отдел обработки бухгалтерской информации является основой финансового отдела. Сюда поступает вся финансовая информация фирмы.

Работники этого отдела имеют следующие обязанности:

1. Старший бухгалтер - контролирует работу бухгалтеров и кассира, подготавливает информацию для заполнения отчетных форм, распределяет обязанности.

 

2. Работник, занимающийся кадровыми вопросами, решает задачи по учету труда и заработной платы, ведет учет расчетов с подотчетными лицами и занимается составлением сводной отчетности по этим операции.

 

3. Работник, ведущий учет банковских и расчетных операций, расчеты с прочими дебиторами, занимающийся вопросами учета основных средств, материалов, малоценных быстроизнашивающихся предметов и составлением сводной отчетности по этим операции.

 

4. Работник, ведущий учет поступления товаров, составляющий материальные отчеты, составляет сводный отчет по этим операциям и решает другие смежные вопросы.

 

Вторая часть бухгалтерии состоит из кассира, занимающегося приемом и выдачей наличных денежных средств и составлением сводной отчетности по кассе.

В бухгалтерии ООО “ТЭД-Медик” достигнута полная взаимозаменяемость работников, все компьютеры включены в единую сеть и образуют общую базу данных для бухгалтерского учета, что обеспечивает его точное и правильное ведение.

В ЭВМ ведется журнал операций по календарным месяцам, а так же отдельные программы по учету расчетов труда и заработной платы, кассовых и банковских операций, ценных бумаг и т.д. Исходным объектом автоматизированной системы учета является оборотная ведомость за отчетный период по счетам бухгалтерского учета первого и второго порядков. В дальнейшем данные этого документа для составления отчетности уже ведутся “вручную”. Это трудоемко, но дает больший анализ предоставляемой в статистике информации. Внутреннюю отчетность для руководства составляют данные о состоянии активов и пассивов по их статьям, а также их прогнозируемое изменение.

В качестве источника информации для анализа хозяйственной деятельности, данные бухгалтерского учета в ООО “ТЭД-Медик” выступают практически идеально. Так из-за автоматизации не составляет труда подсчитать затраты, выручку, прибыль, стоимость основных производственных фондов, иного имущества за любой период времени, рассчитать налоги, решить другие задачи. По тем же причинам не вызывает сомнений достоверность предоставляемой информации, лишь бы соблюдалось единство методологии анализа.

За время существования предприятия ООО “ТЭД-Медик” сформировалась следующая система бухгалтерского учета. На основе информации, содержащейся в первичных документах, в системе бухгалтерского учета предприятия делаются определенные проводки, согласно которых формируются накопительные, сводные вторичные документы. Информация из вторичных документов переносится в сальдово-оборотную ведомость за отчетный период, на основе которой готовятся все виды отчетности.

Рассмотрим поэтапно систему движения бухгалтерской информации предприятия ООО “ТЭД-Медик” в разрезе подразделений предприятия, готовящих эту информацию

 Первичными документами по журналу-ордеру “Касса” являются приходные кассовые ордера (типовой формы КО-1)(прил. 2), расходные кассовые ордера (типовой формы КО-2)(прил. 3), книга учета приходных и расходных кассовых ордеров (типовой формы КО-3), кассовая книга (типовой формы КО-4), которая является первым сводным документом. Все выше перечисленные документы оформляются кассиром предприятия и передаются в бухгалтерию, где на их основе формируют журнал-ордер “Касса” (прил. 4). Итоги по этому журналу-ордеру переносят в сальдово-оборотную ведомость.

 Первичными документами для формирования журнала-ордера “Расчетный счет” являются выписки банка с расчетного счета (прил. 5) с прилагающимся к ним документами: платежными поручениями (прил. 6), корешками объявлений на сдачу в банк наличных денег, инкассовые поручения, квитанции о зачислении денег, инкассированных ранее, мемориальные ордера о снятии денег за услуги банка и операции банка по поручению предприятия (ценные бумаги, телеграф, расчетно-кассовое обслуживание, услуги электронной почты, оплата процентов за кредит и т.д.), на что на предприятии должны иметься заключенные договора. Итоги по этому журналу-ордеру переносятся в сальдово - оборотную ведомость. Все функции по этому этапу осуществляются главным бухгалтером предприятия.

Главный бухгалтер ведет книгу учета собственных, арендованных основных средств и нематериальных активов, их износа и амортизации. В этой книге также отражается информация о проведении переоценки основных производственных фондов. Накопительные итоги данной книги формируют соответствующий журнал-ордер, а его итоги переносятся в сальдово-оборотную ведомость.

 Первичными документами по журналу-ордеру “Долгосрочные финансовые вложения” являются выписки из реестра акционеров, договора купли-продажи ценных бумаг, паев обществ, формирование Уставных капиталов и др. Накопленные в журнале-ордере итоги главный бухгалтер переносит в сальдово-оборотную ведомость.

 Первичными документами по журналу-ордеру “Расчеты с подотчетными лицами“ являются авансовые отчеты (прил. 7) с прилагающимися к ним оправдательными документами (мягкие чеки, накладные, корешки приходных кассовых ордеров, квитанции об оплате наличными, счета гостиниц, ресторанов и т.д.), командировочные удостоверения (прил. 8) с прилагающимися к ним оправдательными документами (счета гостиниц, за телефонные услуги, билеты и т.д.). Накопленные в журнале-ордере итоги главный бухгалтер переносит в сальдово-оборотную ведомость.

 Первичными документами по журналу-ордеру “Расчеты с различными дебиторами и кредиторами” (прил. 9) являются данные следующих журналов-ордеров: “Касса”, “Расчетный счет”, и прилагающиеся документы (распоряжения суда, др. документы). Накопленные в журнале-ордере итоги главный бухгалтер переносит в сальдово-оборотную ведомость.

 Первичными документами по журналу-ордеру “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” являются договора на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), накладные, акты и пр., а также следующие журналы-ордера: “Касса”, “Расчетный счет”, ведомости расчетов с поставщиками, ведомость учета поступивших накладных. Накопленные в журнале-ордере итоги главный бухгалтер переносит в сальдово-оборотную ведомость.

 Первичными документами к журналу-ордеру по учету товаров являются другие журналы-ордера “Касса”, “Расчетный счет”, материальный отчет по движению товаров на складе за отчетный период, специальные расчеты (реализованного наложения, списания транспортных расходов на издержки обращения и т.д.) Накопленные в журнале-ордере итоги главный бухгалтер переносит в сальдово-оборотную ведомость.

Первичными документами по расчету ведомостей по заработной плате и отчислениям во внебюджетные фонды и местных налогов являются табеля по учету рабочего времени, специальные расчеты и т.д. Накопленные в ведомости итоги главный бухгалтер переносит в сальдово-оборотную ведомость.

 Для формирования ведомости по налогам и отчислениям во внебюджетные фонды, итоги которой главный бухгалтер переносит в сальдово-оборотную ведомость, на основе информации, содержащейся в соответствующих журналах-ордерах, ведомостях и расчетах.

 

 





Учетная политика

 

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом, - в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к этому процессу заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета, организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Учетная политика - это выбор организации вариантов учета и оценки субъектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета, исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия

 (предания гласности) учетной политики предприятия установлены Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”, утвержденным приказом Минфина России от 28 июля 1994г. № 100. Данное Положение применяется с 1 января 1995г. В Положении под учетной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.

Учетная политика предприятия формируется ее руководителем и полежит оформлению и соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и др.) предприятия.

При формировании учетной политики предприятие осуществляет выбор одного способа ведения и организации бухгалтерского учета из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета по конкретному вопросу, при формировании учетной политики предприятия разрабатывает соответствующий способ, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Учетная политика предприятия может быть изменена в случаях:

- реорганизации;

- смены собственников;

- изменений в законодательстве РФ или в системе нормативного регулирования - - бухгалтерского учета в РФ;

- разработке нового способа ведения бухгалтерского учета.

Характеризуя далее систему бухгалтерского учета на предприятии ООО “ТЭТ - Медико”, начнем с раскрытия наиболее существенных принципов Учетной политики изучаемого предприятия.

 Для отражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия в его системе бухгалтерского учета открыт следующий перечень бухгалтерских счетов:

01 “Основные средства”

02 “Износ основных средств”

04 “Нематериальные активы”

05 “Амортизация нематериальных активов”

06 “Долгосрочные финансовые вложения”

08 “Незаконченные капитальные вложения”

12 “Малоценные быстро изнашиваемые предметы”

13 “Износ малоценных быстроизнашиваемых предметов”

19 “Налог на добавленную стоимость полученный”

31 “Расходы будущих периодов”

41/1”Товары для оптовой торговли”

41/2”Товары для розничной торговли”

42/1”Наценка по товарам для оптовой торговли”

42/2”Наценка по товарам для розничной торговли”

44 “Издержки обращения”

45 “Товары отгруженные”

46/1”Реализация товаров в оптовой торговле”

46/2”Реализация товаров в розничной торговле”

47 “Реализация основных средств”

48 “Реализация прочих активов”

50 “Касса ”

51 “Расчетный счет”

58 “ Краткосрочные финансовые вложения”

57 “Денежные документы в пути”

60 “Расчеты с поставщиками”

62 “Расчеты по предварительной оплате”

63 “Расчеты по претензиям”

67 “Расчеты по внебюджетным платежам”

68 “Расчеты с бюджетом”

69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”

70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”

71 “Расчеты с подотчетными лицами”

73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям”

75 “Расчеты с учредителями”

76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”

80 “Учет финансовых результатов”

81 “Использование прибыли”

83 “Доходы будущих периодов”

85 “Уставный капитал”

87 “Добавочный капитал”

88 “Нераспределенная прибыль или убыток прошлых лет”

90 “Кредиты банков”

На предприятии ООО “ТЭТ - Медико” бухгалтерский учет ведется, согласно приказа от 01.01.1997 года “Об учетной политике ООО “ТЭТ - Медико”.

 В нем определены обязанности главного бухгалтера по организации бухгалтерского учета на предприятии, организация работы структурного подразделения - бухгалтерии, организации документооборота предприятия, основными средствами считать средства труда стоимостью свыше 100 минимальных заработных плат на момент их приобретения и сроком службы более года, применять норму амортизации основных средств в соответствии с Указом президента № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”, а норму амортизации по нематериальным активам определить в размере 12% в год, учет малоценных и быстроизнашиваемых предметов стоимостью до 100 минимальных заработных плат на момент его приобретения и сроком службы менее года учитывать на счете 12 “Малоценные и быстро изнашиваемые предметы”, а стоимостью до 1/20 от 100 минимальных заработных плат включительно, списывать на издержки полностью при передаче в эксплуатацию. Малоценные и быстро изнашиваемые предметы стоимостью свыше 1/20 от 100 минимальных заработных плат, при передаче в эксплуатацию списывать на издержки 50% стоимости. Оставшуюся часть стоимости списывать на издержки при получении акта об их полном износе. Учет материальных ценностей вести в фактических ценах, учет товаров в ценах реализации с учетом наценок, утверждаемых местными органами власти. Моментом реализации считать момент получения средств в кассу или на расчетный счет, а при товарообменных операциях - момент получения материальных ценностей. Устанавливается порядок проведения инвентаризации. 

Особенностью Учетной политики данного предприятия также является то, что на нем используется всего два, из четырех возможных, метода списания малоценных и быстро изнашиваемых предметов на издержки обращения.

Полное списание стоимости малоценного быстро изнашиваемого предмета на издержки обращения в момент передачи его в эксплуатацию (при стоимости малоценного и быстро изнашиваемого предмета стоимостью до 1/20 части от пятидесяти минимальных месячных оплат труда).

Списание 1/2 стоимости малоценного и быстро изнашиваемого предмета на издержки обращения в момент передачи его в эксплуатацию (во всех других случаях, не предусмотренных первым вариантом) и списание оставшейся стоимости малоценного и быстро изнашиваемого предмета при выводе его из эксплуатации (за вычетом стоимости полученного в ходе его ликвидации вторичного сырья).

Фонды на предприятии не образованы.

На предприятии ООО “ТЭД-Медик” товарные операции составляют большую часть всех хозяйственных операций и поэтому требуют к себе наибольшего внимания.

Учет товарных операций на анализируемом предприятии решает следующие задачи:

-обеспечение правильной организации материальной ответственности за товары;

-обеспечение правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций и их отражения в бухгалтерском учете;

-обеспечение полноты и своевременности оприходования товаров материально ответственными лицами, правильностью и своевременностью списания реализованных и отпущенных товаров;

-контроль за соблюдением нормативных запасов, выявление неходовых и недоброкачественных товаров;

-обеспечение правильности проведения инвентаризации, своевременное и правильное отражение ее результатов;

-обеспечение правильности определения цен, соблюдения условий франкировки.

-обеспечение своевременности и правильности выявления валового дохода.

В основу организации учета товарных операций на предприятии ООО “ТЭТ - Медико” положены следующие основные принципы:

-организация учета товаров отдельно по местам хранения в разрезе по каждому отдельному материально ответственному лицу;

-натурально-стоимостной метод учета товаров;

-товары учитываются в продажных ценах;

Для синтетического учета товаров в системе бухгалтерского учета предприятия ООО “ТЭД-Медик” используются следующие счета:

Балансовые (когда товары являются собственностью предприятия):

41 “Товары”, на котором товары учитываются по продажным ценам.

42 “Торговая наценка”, на котором учитывается торговая наценка на товары;

Забалансовые, (когда товары не являются собственностью предприятия):

002 “Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение”, на котором учитывают товары не принятые по каким-либо причинам от поставщиков по ценам, указанным в сопроводительных документах.

004 “Товары, принятые на комиссию”, на котором учитываются товары принятые на перепродажу на комиссионных началах по продажным ценам.

Существует два основных вида товарных операций: поступление товаров и их выбытие.

Товары на предприятие ООО “ТЭТ - Медико” поступают от поставщиков со следующими документами: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и накладные, коносаменты и прочие. В этих документах отражаются все необходимые реквизиты предприятий и данные о самом товаре. С поступающими товарами могут поступать и другие документы, которые отражают дополнительную информацию о поставляемом грузе: упаковочный лист, в котором содержится информация о весе, количестве, размерах, упаковке, количестве мест занимаемых товаром, сертификаты соответствия стандартам и гигиеническим нормам, справки о лабораторных испытаниях и прочие.

Основным видом выбытия товаров является их реализация. Оптовая реализация оформляется путем оформления вышеуказанных соответствующих документов. Продажа товаров в розницу, на анализируемом предприятии оформляется кассовым чеком или приходным кассовым ордером.

Выделяют также прочие товарные операции, к которым относятся: закупка товаров у населения, внутреннее перемещение товаров на предприятии, отражение в учете результатов инвентаризации, отражение в учете товарных потерь, переоценки товаров и другие. Такие операции оформляются следующими документами: закупочными актами, накладными, инвентаризационными актами, сличительными ведомостями, актами о порче, актами о переоценке товаров и другими документами.

На основании вышеперечисленных операций, которые оформлены соответствующими документами, материально ответственные лица ежемесячно составляют отчетность о наличии и движении товаров и сдают ее в бухгалтерию.

  При организации материальной ответственности на предприятии ООО “ТЭД-Медик” руководствуются “Указаниями о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению или организации”, утвержденными приказом Министерства торговли СССР от 19.08.1982 года N 169, и последующими изменениями и дополнениями, внесенными в них приказом от 20.03.1987 года N76.

Материальная ответственность на данном предприятии возлагается на экспедитора и работников склада.

Раскрывая требования учетной политики предприятия ООО “ТЭТ- Медико” по учету товарных операций подчеркиваем, что:

 - товары учитываются по продажным ценам;

- товары продаются по свободным рыночным ценам, с учетом наценки не более 25%;

- в учете принят кассовый метод определения момента реализации товаров, то есть товар считается проданным, если он отгружен и фактически оплачен (деньги в оплату товара поступили либо на расчетный счет, если имеет место безналичный расчет, либо в кассу предприятия - при наличном расчете с покупателем).

- инвентаризация товаров проводится ежемесячно, первого числа каждого месяца;

- инвентаризация по материальным ценностям проводится ежегодно, но не позднее октября 1997 г.;

- контрольно-кассовые машины использовать в соответствии с нормативными документами, ответственным за их эксплуатацию назначают кассира предприятия;

Раскрывая далее вопросы организации системы бухгалтерского учета на данном предприятии надо отметить, что для учета товаров используются продажные цены. Спецификой данного предприятия является то, что на нем нет разделения учета товаров на складской и бухгалтерский учет, то есть торговый отдел и оба склада имеют одну отчетность, которую готовит торговый отдел: 

- ежедневный отчет о продажах товаров;

- отчет о приходе и расходе товаров за месяц;

- товарный отчет за квартал.

Данная отчетность используется, после ее проверки контролером по складу, передается в бухгалтерию, где она используется для отражения товарных операций на счетах бухгалтерского учета и составления финансовой, статистической и внутренней отчетности. Склад отдельного учета движения товаров не имеет, работники склада фактически занимаются лишь физическим приемом, выдачей, сортировкой товаров. Заведующий складом отчитывается перед контролером по складу согласно приходных и расходных накладных за отчетный

период, для упрощения проведения инвентаризации по складу используются распечатки ведомостей движения товаров за проверяемый период.

На предприятии ООО “ТЭД-Медик”, согласно учетной политике, товары проходят следующий путь: оприходование товара на склад, выбор товара, его заказ, оплата, доставка.

После анализа спроса на рынке, менеджер по продажам составляет заказ на товар и получает на него счет от поставщика, после чего согласовывает оплату этого товара с менеджером по финансам предприятия и поставщиком, и передает счета для оплаты в бухгалтерию, при кредитовании предприятия товаром со стороны поставщика или оплате за товар по факту его получения, в бухгалтерию для оплаты одновременно передаются и счета и накладные на товар (прил. 10 и 11).

После получения товара на склад, оприходованием товара на склад занимается контролер по складу. Он определяет фактическое соответствие товара полученным сопровождающим товар документом, при необходимости составляет акты на недовоз или испорченный товар и передает всю эту документацию менеджеру по продажам. Менеджер по продажам, совместно с менеджером по финансам, занимается ценообразованием на полученный товар, вводят в компьютер в меню “Накладные - приход” информацию о приходе товара на склад по наименованию поставщика и артикулу товара, и на основании введенных данных формируется файл прайс-лист, где для покупателя обнародуется информация о наличии и ценах на весь перечень имеющихся на складе товаров, а для работников торгового отдела содержится информация о наличии товара, его стоимости, товарных остатках на начало дня в разрезе по производителям товара, его наименованиям и артикулам, приход и расход товара за текущий день, итоги по движению товара за день на момент обращения за этой информацией.

После проверки контролером по складу правильности внесения прихода товара на склад в прайс - лист, начинается продажа товара торговым отделом, путем составления в меню “Накладные - продажа” расходных накладных о продаже товара покупателям. При распечатывании набранной в меню “Накладные - продажа” накладной (прил. 11), которая тиражируется в трех экземплярах, из которых по первому, с оттиском “Отпуск разрешен”, покупателю выдают продукцию на складе, причем, на данном экземпляре накладной обязательно стоят подписи ответственных за движение товаров лиц, тех кто разрешил отпуск товара, то есть, подпись того лица, кто непосредственно выписывал эту накладную; - подпись кладовщика непосредственно выдавшего товар покупателю и подпись покупателя в получении товара по данной накладной, ее данные автоматически вычитаются из файла прайс-лист, таким образом информация в файле прайс-лист обновляется, после выдачи по выписанной накладной товара со склада, данные складского учета и торгового отдела (бухгалтерского учета) становятся идентичными.

Оттиск “Отпуск разрешен” ставится на накладной менеджером по продажам лишь в двух случаях: первый - если товар по данной накладной уже оплачен, о чем говорит запись в личном листке покупателя (файл), который заводится на всех покупателей, в нем содержится информация о проданных каждому конкретному покупателю товарах отдельно по каждой выписанной на него накладной и их оплате, что позволяет иметь накопительный итог по отгрузке и задолженности каждого покупателя, а также его историю продаж, что в свою очередь, открывает возможности для более широкого анализа возможного сбыта товаров в обозримом будущем данным клиентом. Платежи вносятся менеджером по продажам в личный листок после предоставления ему информации об оплате товаров наличными через кассу предприятия, тогда первый экземпляр накладной дополнительно гасится кассиром штампом “Оплачено наличными” и покупателю выдается корешок приходного кассового ордера (прил. 2), либо при оплате по безналичному расчету, информацию о платежах менеджеру по продажам представляет главный бухгалтер после получения в банке платежных документов: выписки и платежного поручения (прил. 6); второй - если товар по накладной отдается покупателю с отсрочкой платежа по договоренности покупателя с менеджером по продажам с разрешения менеджера по финансам. Надо добавить, что задолженность в файле личный-листок образуется также автоматически при распечатывании накладной, уменьшение задолженности производится менеджером по продажам вручную.

Второй экземпляр накладной с вышеуказанными подписями, но без оттисков, остается у покупателя для оприходования купленного товара, а третий экземпляр остается в торговом отделе для ежевечерней сверки продаж товаров за день.

Контролер по складу оперативно проверяет фактическое соответствие движения товаров на складе документообороту, сопоставляя соответствующие документы: Приходные и расходные накладные с отчетами торгового отдела, причем первый и второй экземпляры расходных накладных также сравниваются между собой. Об обнаруженных расхождениях контролер сразу докладывает менеджеру по продажам, который, совместно с главным бухгалтером разрешает данные вопросы, при необходимости, к решению таких вопросов могут привлекаться как менеджер по продажам, так и директор предприятия.

 

 


3. Организационное обеспечение учета денежных средств на предприятии ООО “ТЭД-Медик”



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: