В целях совершенствования маркетинговой деятельности и повышения конкурентоспособности, предприятиям необходимо регулярно осуществлять оценку эффективности маркетинга. На рассматриваемом предприятии никогда не осуществлялась комплексная оценка маркетинговой деятельности. Поэтому в рамках данного дипломного проекта впервые будет осуществлена попытка оценить качество маркетинговой деятельности ООО «Принт-Экспресс».
В целях оценки эффективности маркетинговой деятельности ООО «Принт-Экспресс», разработана анкета (Приложение 1), содержащая 15 вопросов, по которым оценивается выполнение функций маркетинга по следующим направлениям: маркетинговые исследования, сегментирование рынка и позиционирование товара, анализ организации маркетинга, планирование маркетинга, разработка комплекса маркетинга. Каждый вопрос имеет 3 варианта ответа, которые оцениваются в баллах от 0 до 2-х. Максимальное количество баллов по каждому вопросу равно 2. Данная анкета была предложена для заполнения руководителям основных подразделений ООО «Принт-Экспресс». На основании полученных ответов были поставлены баллы, оценивающие эффективность различных направлений маркетинговой деятельности. Система оценки эффективности маркетинговой деятельности представлена в таблице 1.6.
Таблица 1.6.
Система оценки эффективности маркетинга
Вопрос | Ответ | Оценка | Вопрос | Ответ | Оценка | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | А Б В | 0 1 2 | 9 | А Б В | 2 1 0 | ||
2 | А Б В | 2 1 0 | 10 | А Б В | 0 1 2 | ||
3 | А Б В | 2 1 0 | 11 | А Б В | 1 2 0 | ||
4 | А Б В | 0 1 2 | 12 | А Б В | 0 1 2 | ||
5 | А Б В | 0 2 1 | 13 | А Б В | 2 1 0 | ||
6 | А Б В | 2 1 0 | 14 | А Б В | 2 1 0 | ||
7 | А Б В | 1 0 2 | 15 | А Б В | 2 0 1 | ||
8 | А Б В | 0 2 1 |
| ||||
Максимальная оценка эффективности маркетинга равна 30 баллам. Для оценки уровня эффективности была разработана шкала оценки по принципу прогрессивного шага (табл. 1.7). Величина шага равна 4 баллам, а для значений «очень хороший» и «эффективный» — 5 баллам (поскольку наивысшие оценки достичь труднее).
Таблица 1.7.
Шкала оценки эффективности маркетинга
Распределение ответов на вопросы анкеты представлены в Таблице 1.8.
На основании полученных ответов определим, какова с точки зрения руководства предприятия оценка их маркетинговой деятельности.
Таблица 1.8.
Распределение ответов на вопросы анкеты по определению эффективности маркетинга на ООО «Принт-Экспресс»
Вопрос | Ответ | Оценка | Вопрос | Ответ | Оценка | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1 | А | 0 | 9 | Б | 1 | ||
2 | Б | 1 | 10 | В | 2 | ||
3 | Б | 1 | 11 | Б | 2 | ||
4 | А | 0 | 12 | В | 2 | ||
5 | В | 1 | 13 | А | 2 | ||
6 | А | 2 | 14 | А | 2 | ||
7 | Б | 0 | 15 | В | 1 | ||
8 | Б | 2 | Итого 19 | ||||
Данные таблицы 1.8 свидетельствуют, что, несмотря на отсутствие системности и структурированности маркетинговой деятельности ООО «Принт-Экспресс», в целом она заслуживает оценки «хорошо». Также, полученные ответы позволяют сделать выводы о малоэффективных направлениях маркетинговой деятельности рассматриваемого предприятия.
К ним относятся:
1) исполнение аналитической функции
2) сегментирование рынка и позиционирование товара
3) организация маркетинговой деятельности
Таким образом, можно констатировать тот факт, что финансово-экономические показатели предприятия ООО «Принт-Экспресс» были бы значительно лучше при правильной организации маркетинга на предприятии, централизации маркетинговых функций, усилении контроля за маркетинговой деятельностью и за расходованием бюджетных средств. Исходя из этого, руководству ООО «Принт-Экспресс» можно было бы рекомендовать:
1) ввести в штатное расписание дополнительную единицу – менеджера по маркетингу, на которого возложить исполнение аналитической маркетинговой функции;
2) ввести отчетность по планированию, организации и контроля проведения маркетинговых мероприятий. Это позволит упростить процесс оценки маркетинговой деятельности и сэкономить денежные средства на проведении неэффективных маркетинговых мероприятий.
3) начать разработку электронной информационной базы для упрощения работы с клиентами, создать «книгу клиента», в которую заносить все нюансы работы с данным заказчиком.
4) обязательно фиксировать причину, по которой клиент обратился именно к услугам именно ООО «Принт-Экспресс», а также – источник информации о предприятии.