Примерный план работы:
1. Формирование нового государства.
2. Государственная организация империи.
3. Распад Франкской империи.
4. Раннефеодальная государственность.
Методические рекомендации:
В первом вопросе необходимо рассматривать несколько периодов формирования нового государств:
- борьба между разными ветвями франкской знати, переход управления государством к майордомам Австразии (687 г. правление Пипина Геристальского);
- процесс формирования новых социальных сил (начало VIII в.), при этом одной из основных задач нового государства было соединение новой социальной структуры с политическими институтами. В этом связи студент должен обратить особое внимание на основные направления реформы Карла Мартелла (первая половина VIII в.). В качестве основной цели студент должен отметить создание конницы для обороны от арабов;
- политический переворот при Пипине Коротком,в ходе которого новому монархическому государству был придан священный характер. Данный период предполагает рассказ об особой процедуре миропомазания, даре Пилина – папской области, а также новом статусе элементов государственного аппарата;
|
- расширение территории за счет завоеваний при правлении Карла Великого (768—814 гг.).
Во втором вопросе студент должен охарактеризовать:
1. Содержание королевской (императорской) власти, которая приобрела особый, священный характер и полномочия.
2. Центральный государственный аппарат, сосредоточенный в королевском дворе.Необходимо рассказать о 8 основных дворцовых чинах:
- сенешал - руководил делами дворца,
- пфальцграф (королевский граф) - осуществлял королевское правосудие,
- маршал и коннетабль - руководили военным делом, по поручению короля могли осуществлять командование войском,
- камерарий - ведал королевским имуществом и казной,
- канцлер - осуществлял дипломатические и общегосударственные дела, подготовку законодательства,
- духовник короля и аббат двора.
Студент также должен исследовать вопрос о специализированных чинах дворцового управления (стольник, чашник, управляющие), а также охарактеризовать статус канцлера, собрания знати, королевских посланников(миссии).
3. Государственное управление на местах.
4. Финансовая организация империи.
5. Военная организация.
В третьем вопросе студенту следует обозначить основные субъективные и объективные причины распада Франкской империи, раскрыть основное предназначение и содержание Верденского договора 843 г. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с Верденским договором, с политической точки зрения Франкское государство было разделено на три части (Карл получил земли Франции, Людовик - земли Германии и Австрии, Лотарь - земли Германии, Италии и Прованс). Однако и эти меры не могли в полной мере решить проблем управления образовавшихся королевств. Студент должен перечислить и иные принимаемые меры (например, заключение между братьями в середине IX в. дополнительных соглашений о власти).
В начале четвертого вопроса надо исследовать основные характерные признаки раннефеодальной государственности – монархический характер, особая система государственной организации, система властных отношений в обществе и принципов осуществления государственной деятельности.
Следует отметить значительное влияние римского права на становление раннефеодальных монархий, варварских королевств и показать в чем конкретно оно проявлялось.
Затем уместно раскрыть отличительные черты политической организации, в частности:
- особые, обусловленные новыми формами поземельных отношений, феодальные связи;
- военную и церковную организацию.