Разработка конкурентной стратегии организации осуществляется последовательно, в несколько этапов:
1)Анализ хозяйственной деятельности организации методом директ-костинг:
-распределение ассортимента продукции по товарным группам (данное условие необходимо для последующего применения для целей реального предприятия в силу широты ассортимента);
-определение классифицирующих параметров;
-классификация затрат по видам; периодам; источникам возникновения;
-расчет пороговых уровней рентабельности товарной группы;
-расчет точки безубыточности по каждой товарной группе и предприятию в целом;
-построение графиков критического объема товарной группы.
Предварительно необходимо рассчитать уровни релевантности, на которых предприятие будет базироваться при расчете критического объема и пороговых уровней рентабельности.
Следующим этапом является принятие стратегических решений на основе полученных выводов:
-на основе расчета пороговых уровней рентабельности принимается решение о степени предпринимательского риска организации в целом и видов продукции;
|
|
-принимается решение относительно целесообразности выпуска товарной группы, производится примерный перерасчет производственной программы, и анализируются полученные результаты. На их основе осуществляется выбор ассортиментной политики организации;
-принимаются ценовые решения по видам продукции и товарным группам;
-важным этапом в разработке конкурентной стратегии фирмы является анализ и выбор новых рынков. Большую роль здесь будут играть решения о необходимом уровне цен, объемах продаж, при заданном уровне рентабельности, а также критерии максимизации прибыли в долгосрочном плане. При разработке данного этапа анализа данные на выходе принимают вид инвестиционного проекта с расчетом сроков окупаемости, времени выхода на точку безубыточности.
Третий этап это систематизация данных, полученных в результате анализа, их обобщение и выбор стратегических мер конкурентной борьбы. Таким образом, каждый вывод, сделанный в результате анализа, должен будет основываться прежде всего на анализе затрат методом директ-костинг.
Следует заметить, что непосредственно схема анализа финансовой отчетности предприятия методом директ-костинг является достаточно тривиальной и описывается во многих учебных пособиях по управленческому учету организации и научных работах, посвященных методу директ-костинг. Определенную сложность представляет анализ возможностей выхода на новый рынок или рыночный сегмент, так как он связан с необходимостью введения в модель аналитической и прогнозной маркетинговой информации.
|
|
Полученные в результате окончательного анализа выводы представляют несомненный интерес и являются безусловным подтверждением факта необходимости и важности становления «директ-костинг» в качестве основы системы управленческого учета предприятия.
Заключение.
Решая, какой метод учета и калькуляции себестоимости стоит применять, следует помнить, что не бывает универсальных вариантов. Однако как показано в этой работе в некоторых ситуациях «direct-costing» имеет ряд преимуществ. Так как, он определяет себестоимость только по переменным затратам, а постоянные затраты списывает из прибыли того периода, в котором они были произведены, то при его использовании не возникает несоответствий истинной прибыли предприятия и изложенных на бумаге расчетов.
Наличие математического и программного обеспечения и средств вычислительной техники, расширение сферы их применения являются материальной предпосылкой практического использования системы «direct-costing» на отечественных предприятиях.
В системе директ-костинг все затраты делятся на переменные и постоянные. Постоянные расходы учитывают отдельно, их не распределяют между отдельными видами продукции и не включают в себестоимость продукции, а возмещают общей суммой из выручки.
Основные положения системы директ-костинг – самая точная себестоимость, не так в которой после многочисленных распределений включены все затраты, а та в которую включается затраты, действительно относящиеся к производству данного вида продукции. В системе директ-костинг рассчитывается сумма маржинального дохода, как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью этой продукции, посчитанной по переменным затратам.
Определяется точка критического объема производства. В этой точке выручка от реализации равна полной себестоимости продукции.
Основными преимуществами директ-костинг являются:
· Возможность рассчитывать себестоимость предельной единицы продукции и на основе этого определять точку безубыточности;
· Является экономичным методом ведения учета на предприятии, т.к. задача распределения накладных расходов здесь вообще не стоит.
Но есть и свои недостатки:
· Не позволяет определить средние затраты на производство продукции, что делает возможным проведение предприятием неоправданно рискованной ценовой политики;
· Выводит накладные расходы из сферы контроля над затратами.
Идеальных систем или идеальных методов не бывает. У каждой системы и у каждого метода – свои достоинства и свои недостатки. Главная задача - понять особенности систем и методов с тем, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально использовать положительные, реализовать заложенные в них преимущества.
Библиография.
1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. - СПб: Питер, 2002.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Питер, 1999. - 214с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление в корпорациях. – М.: Экономика, 1989.
4. И. Антаиюв В., Уварова Г. Зкономический советник менеджера. Пособие по вправлению предприятием. -Минск: Финансы. Учет. аудит, 1996. -318с.
5. Введение в управленческий учет. Под ред. Басовского Л.Е., М. 1996 г
6. А.С Березной, С. Дубовик “Управленческий учет: вопросы методологии и использования компьютерных информационных систем” / Рынок ценных бумаг 1999 год № 9.
7. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Таганрог: изд-во ТРТУ, 1995.
8. Друри К. Введение в управленческий и производственньїй учет. Пер. с англ. Под ред С.А. Табалиной - М.: Аудит-юнити, 1994. - 560 с.
9. Керимов В.Э., Комарова Н.Н., Епифанов А.А. Организация управленческого учета по системе “директ-костинг”, Аудит и финансовый анализ, №2 2001
|
|
10. Лучко Т.Р. Бухгалтерский учет в управлении бизнесом: зарубежный опыт. - К: Обликинформ, 1997. -144 с.
11. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент, 2002, изд-во АСТ
12. С.А Николаева “Управленческий учет: проблемы адаптации к российской теории и практике”. /Бухгалтерский учет № 1, 2, 3 1996 год.
13. С.А. Николаева “Учет затрат на производстве: система "директ-костинг", М. 1993 год.
14. Учет себестоимости в управлении производством /П.П. Новиченко. Д Карбышев, С.С. Тимошенко и др. - М.: Финансы, 1978. - 126 с.
15. Портер М. Конкуренция. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 495 с.
16. Татурс.К. Роль учета в управлений производством. - Г.: Финансы. 1974.-39с.
17. Тафинцева В.Н. Маржинальный доход, как инструмент оценки финансовых результатов, «Финансовый менеджмент», №3, 2001
18. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. -- М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. - 427с.
19. К. Уорд. Стратегический управленческий учет М., Олимп-Бизнес, 2002 г.
20. Управленческий учет. Учебное пособие по ред. В.Д. Шеремета, М: 2001, ФБК