Применение метода директ-костинг для реализации оптимальной конкурентной стратегии

Разработка конкурентной стратегии организации осуществляется последовательно, в несколько этапов:

1)Анализ хозяйственной деятельности организации методом директ-костинг:

-распределение ассортимента продукции по товарным группам (данное условие необходимо для последующего применения для целей реального предприятия в силу широты ассортимента);

-определение классифицирующих параметров;

-классификация затрат по видам; периодам; источникам возникновения;

-расчет пороговых уровней рентабельности товарной группы;

-расчет точки безубыточности по каждой товарной группе и предприятию в целом;

-построение графиков критического объема товарной группы.

Предварительно необходимо рассчитать уровни релевантности, на которых предприятие будет базироваться при расчете критического объема и пороговых уровней рентабельности.

Следующим этапом является принятие стратегических решений на основе полученных выводов:

-на основе расчета пороговых уровней рентабельности принимается решение о степени предпринимательского риска организации в целом и видов продукции;

-принимается решение относительно целесообразности выпуска товарной группы, производится примерный перерасчет производственной программы, и анализируются полученные результаты. На их основе осуществляется выбор ассортиментной политики организации;

-принимаются ценовые решения по видам продукции и товарным группам;

-важным этапом в разработке конкурентной стратегии фирмы является анализ и выбор новых рынков. Большую роль здесь будут играть решения о необходимом уровне цен, объемах продаж, при заданном уровне рентабельности, а также критерии максимизации прибыли в долгосрочном плане. При разработке данного этапа анализа данные на выходе принимают вид инвестиционного проекта с расчетом сроков окупаемости, времени выхода на точку безубыточности.

Третий этап это систематизация данных, полученных в результате анализа, их обобщение и выбор стратегических мер конкурентной борьбы. Таким образом, каждый вывод, сделанный в результате  анализа, должен будет основываться прежде всего на анализе затрат методом директ-костинг.

Следует заметить, что непосредственно схема анализа финансовой отчетности предприятия методом директ-костинг является достаточно тривиальной и описывается во многих учебных пособиях по управленческому учету организации и научных работах, посвященных методу директ-костинг. Определенную сложность представляет анализ возможностей выхода на новый рынок или рыночный сегмент, так как он связан с необходимостью введения в модель аналитической и прогнозной маркетинговой информации.

Полученные в результате окончательного анализа выводы представляют несомненный интерес и являются безусловным подтверждением факта необходимости и важности становления «директ-костинг» в качестве основы системы управленческого учета предприятия.

 

 

Заключение.

Решая, какой метод учета и калькуляции себестоимости стоит применять, следует помнить, что не бывает универсальных вариантов. Однако как показано в этой ра­боте в некоторых ситуациях «direct-costing» имеет ряд преиму­ществ. Так как, он определяет себестоимость только по перемен­ным затратам, а постоянные затраты списывает из прибыли того периода, в котором они были произведены, то при его использо­вании не возникает несоответствий истинной прибыли предпри­ятия и изложенных на бумаге расчетов.

Наличие математического и программного обеспечения и средств вычислительной техники, расширение сферы их применения являются материальной предпосылкой практического использования системы «direct-costing» на отечественных предприятиях.

В системе директ-костинг все затраты делятся на переменные и постоянные. Постоянные расходы учитывают отдельно, их не распределяют между отдельными видами продукции и не включают в себестоимость продукции, а возмещают общей суммой из выручки.

Основные положения системы директ-костинг – самая точная себестоимость, не так в которой после многочисленных распределений включены все затраты, а та в которую включается затраты, действительно относящиеся к производству данного вида продукции. В системе директ-костинг рассчитывается сумма маржинального дохода, как разница между выручкой от реализации продукции и себестоимостью этой продукции, посчитанной по переменным затратам.

Определяется точка критического объема производства. В этой точке выручка от реализации равна полной себестоимости продукции.

Основными преимуществами директ-костинг являются:

· Возможность рассчитывать себестоимость предельной единицы продукции и на основе этого определять точку безубыточности;

· Является экономичным методом ведения учета на предприятии, т.к. задача распределения накладных расходов здесь вообще не стоит.

Но есть и свои недостатки:

· Не позволяет определить средние затраты на производство продукции, что делает возможным проведение предприятием неоправданно рискованной ценовой политики;

· Выводит накладные расходы из сферы контроля над затратами.

Идеальных систем или идеальных методов не бывает. У каждой системы и у каждого метода – свои достоинства и свои недостатки. Главная задача - понять особенности систем и методов с тем, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально использовать положительные, реализовать заложенные в них преимущества.

Библиография.

1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление. - СПб: Питер, 2002. 

 

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб: Питер, 1999. - 214с.

 

3. Ансофф И. Стратегическое управление в корпорациях. – М.: Экономика, 1989.

 

4. И. Антаиюв В., Уварова Г. Зкономический советник менеджера. Пособие по вправлению предприятием. -Минск: Финансы. Учет. аудит, 1996. -318с.

 

5. Введение в управленческий учет. Под ред. Басовского Л.Е., М. 1996 г

 

6. А.С Березной, С. Дубовик “Управленческий учет: вопросы методологии и использования компьютерных информационных систем” / Рынок ценных бумаг 1999 год № 9.

 

7. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Таганрог: изд-во ТРТУ, 1995.

 

8. Друри К. Введение в управленческий и производственньїй учет. Пер. с англ. Под ред С.А. Табалиной - М.: Аудит-юнити, 1994. - 560 с.

 

9. Керимов В.Э., Комарова Н.Н., Епифанов А.А. Организация управленческого учета по системе “директ-костинг”, Аудит и финансовый анализ,  №2 2001

10. Лучко Т.Р. Бухгалтерский учет в управлении бизнесом: зарубежный опыт. - К: Обликинформ, 1997. -144 с.

 

11. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент, 2002, изд-во АСТ

 

12. С.А Николаева “Управленческий учет: проблемы адаптации к российской теории и практике”. /Бухгалтерский учет № 1, 2, 3 1996 год.

 

13. С.А. Николаева “Учет затрат на производстве: система "директ-костинг", М. 1993 год.

 

14. Учет себестоимости в управлении производством /П.П. Новиченко. Д Карбышев, С.С. Тимошенко и др. - М.: Финансы, 1978. - 126 с.

 

15. Портер М. Конкуренция. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. – 495 с.

 

16. Татурс.К. Роль учета в управлений производством. - Г.: Финансы. 1974.-39с.

 

17. Тафинцева В.Н. Маржинальный доход, как инструмент оценки финансовых результатов, «Финансовый менеджмент», №3, 2001

 

18. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. -- М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. - 427с.

 

19. К. Уорд. Стратегический управленческий учет М., Олимп-Бизнес, 2002 г.

 

20. Управленческий учет. Учебное пособие по ред. В.Д. Шеремета, М: 2001, ФБК

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: