Примерный план работы:
1. Правовое положение сословий в XIV—XV вв.
2. Укрепление королевской власти.
3. Генеральные штаты.
4. Центральное и местное управление.
Методические рекомендации:
В первом вопросе студент должен рассмотреть причины и условия изменения правового положения населения государства. В частности, следует отметить, что изменения в статусе городского населения были обусловлены ростом городов и товарного производства, а крестьян – под влиянием товарно-денежных отношений (при этом большая часть крестьян приобретают личную свободу при обязательной уплате денежной ренты сеньору). Необходимо подчеркнуть, что окончательная перестройка сословного строя произошла в XIV-XV вв. Затем студент должен разграничить правовое положение сословий:
1. духовенства - следует обратить внимание на наличие сословных привилегий;
2. дворянство, отметив, что фактически в XIV-XV вв. оно играло ведущую роль в социальной и политической жизни страны. Необходимо также подчеркнуть неоднородность состава дворянства;
|
|
3. так называемое «третье сословие» (городское население и свободные крестьяне), организация которого носила феодальный характер.
Второй вопрос. Студент должен рассказать о продолжавшемся усилении королевской власти. например, в 1303 г. была выдвинута формула, согласно которой «король является императором в своем королевстве», подчеркнувшая полную независимость французского короля в международных отношениях, в том числе и от германо-римского императора. Французский король, согласно утверждениям легистов, имел все прерогативы римского императора. Король сам является верховным законом, и был вправе сам создавать законодательство по своей воле. Необходимо подчеркнуть, что для принятия законов королю уже не требовался созыв съездов вассалов или согласие королевской курии. В соответствии с формулой «всякое правосудие проистекает от короля», король получил право рассматривать любое судебное дело или делегировать это право своим слугам. По новому стали строиться взаимоотношения короля и церкви. В подтверждение этого студент может привести положения Болонского конкордата (соглашения) 1516 г.
Затем представляется необходимым рассмотрение эволюции королевских полномочий (появление новых и изменение политического содержания ранее имевшихся королевских полномочий).
Третий вопрос. В качестве основной причины появления Генеральных штатов студент должен обозначить достижение в начале XIV в. политического компромисса в виде прочного союза короля и представителей разных сословий, выражающегося в наличии у каждой из сторон собственных интересов, в том числе формирование особых сословно-представительных учреждений. Затем необходимо рассказать и об иных событиях, предшествующих созданию Генеральных штатов (например, о расширенных собрания королевской курии). При характеристике Генеральных штатов, студент должен раскрыть следующие моменты:
|
|
- какую роль играли Генеральные штаты в деятельности государства;
- кем решался вопрос о созыве Генеральных штатов;
- какие вопросы выносились на рассмотрение Генеральных штатов;
- в каких случаях Генеральные штаты могли обращаться к королю с просьбами, жалобами, протестами, а когда могли вносить предложения и критиковать деятельность королевской администрации;
- какой конфликт между Генеральными штатами и королевской властью произошел в 1357 г., чем он закончился.
В заключении вопроса студенту следует охарактеризовать статус местных сословно-представительных учреждений. Их названия были различные - консилиум, парламент, люди трех сословий, а более позднее (середина XV в.) - штаты Бургундии, штаты Дофинэ и др., провинциальные штаты (XVI в.)
Четвертый вопрос. Студент должен рассказать о централизации и рассмотреть основные элементы статуса органов управления и чиновников, в том числе на местах:
- положение короля, который не был связан мнением своих советников, все административные и иные государственно-властные полномочия государственных чиновников исходили от короля;
- Большой совет, образованный на базе королевской курии (с 1314 по 1497 г.) и занимающий важное место в системе центрального управления – следует рассмотреть его состав (легисты, представители высшей светской и духовной знати - принцы, пэры Франции, архиепископы и др.), порядок созыва, полномочия, взаимоотношения с другими государственными структурами;
- статус Парижского парламента, указав на возрастание его роли и отметив, что он стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам. Помимо этого парламент получает и иные полномочия. Например, можно указать право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов (в первой половине XIV в.);
- статус новых должностей в центральном королевском
аппарате - клерки, секретари, нотариусы и др.;
- создание специализированных органов финансового управления (например, королевского казначейства в начале XIV в.);
- изменения в статусе органов местной администрации (прево и бальи, охарактеризовав в том числе и судебные функции), введение на местах новых должностей - губернаторов, генерал-лейтенантов (XIV в.) и др.