Тема 34. Сословная монархия во Франции (ХIV-ХV вв.)

Примерный план работы:

1. Правовое положение сословий в XIV—XV вв.

2. Укрепление королевской власти.

3. Генеральные штаты.

4. Центральное и местное управление.

Методические рекомендации:

В первом вопросе студент должен рассмотреть причины и условия изменения правового положения населения государства. В частности, следует отметить, что изменения в статусе город­ского населения  были обусловлены ростом городов и товарного производства, а крестьян – под влиянием товарно-денежных отношений (при этом большая часть крестьян приобретают личную свободу при обязательной уплате денежной ренты сень­ору). Необходимо подчеркнуть, что окончательная перестройка сослов­ного строя произошла в XIV-XV вв. Затем студент должен разграничить  правовое положение сословий:

1. духовенства - следует обратить внимание на наличие сословных привилегий;

2. дворянство, отметив, что фактически в XIV-XV вв. оно играло ведущую роль в социальной и политической жизни страны. Необходимо также подчеркнуть неоднородность состава дворянства;

3. так называемое «третье сословие» (городское население и свободные крестьяне), организация которого носила феодальный характер.

Второй вопрос. Студент должен рассказать о продолжавшемся усилении королевской власти. например, в 1303 г. была выдвинута формула, согласно которой «король является им­ператором в своем королевстве», подчеркнувшая полную неза­висимость французского короля в международных отношениях, в том числе и от германо-римского императора. Французский ко­роль, согласно утверждениям легистов, имел все прерогативы римского императора. Король сам является верховным законом, и был вправе сам создавать законодательство по своей воле. Необходимо подчеркнуть, что для принятия законов королю уже не требовался созыв съездов вассалов или согласие королевской курии. В соответствии с формулой «всякое правосудие проистекает от короля», ко­роль получил право  рассматривать любое судебное дело или делегировать это право своим слугам. По новому стали строиться взаимоотношения короля и церкви. В подтверждение этого студент может привести положения Болонского конкордата (соглашения) 1516 г.

Затем представляется необходимым рассмотрение эволюции королевских полномочий (появление новых и изменение политического содержания ранее имевшихся королевских полномочий).

Третий вопрос. В качестве основной причины появления Генеральных штатов студент должен обозначить достижение в начале XIV в. политического компромисса в виде прочного союза короля и представителей разных сословий, выражающегося в наличии у каждой из сторон собственных интересов, в том числе формирование особых сословно-представительных учреждений. Затем необходимо рассказать и об иных событиях, предшествующих созданию Генеральных штатов (например,  о расширенных собрания королевской курии). При характеристике Генеральных штатов, студент должен раскрыть следующие моменты:

- какую роль играли Генеральные штаты в деятельности государства;

- кем решался вопрос о созыве Генеральных штатов;

- какие вопросы выносились на рассмотрение Генеральных штатов;

- в каких случаях Генеральные штаты могли обращаться к королю с просьбами, жа­лобами, протестами, а когда могли вносить предложения и критиковать деятельность королевской администрации;

- какой конфликт между Генеральными штатами и королев­ской властью произошел в 1357 г., чем он закончился.

В заключении вопроса студенту следует охарактеризовать статус местных сословно-представительных учреждений. Их названия были различные - консилиум, парламент, люди трех сословий, а более позднее (середина XV в.) - штаты Бургундии, штаты Дофинэ и др.,  провинци­альные штаты (XVI в.)

Четвертый вопрос. Студент должен рассказать о централизации и рассмотреть основные элементы статуса органов управления и чиновников, в том числе на местах:

- положение короля, который не был связан мнением своих советников, все административные и иные государственно-властные полномочия государствен­ных чиновников исходили от короля;

- Большой совет, образованный на базе королевской курии (с 1314 по 1497 г.) и занимающий важное место в системе центрального управления – следует рассмотреть его состав (легисты, представители высшей светской и духовной знати - принцы, пэры Франции, архиепископы и др.), порядок созыва, полномочия, взаимоотношения с другими государственными структурами;

 - статус Парижского парламента, указав на возрастание его роли и отметив, что  он стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам. Помимо этого парла­мент получает и иные полномочия. Например, можно указать право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов (в первой половине XIV в.);

- статус новых должностей в центральном королевском
аппарате - клерки, секретари, нотариусы и др.;

 - создание специализированных органов фи­нансового управления (например, королевского казначейства в начале XIV в.);

- изменения в статусе органов ме­стной администрации (прево и бальи, охарактеризовав в том числе и судебные функции), введение на местах новых должностей - губернаторов, генерал-лейтенантов (XIV в.) и др.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: