Тема 36. Кодификация уголовного законодательства в средневековой Германии («Каролина»)

Примерный план работы:

 

1. История создания и общая характеристика «Каролины».

2. Основные виды преступлений и наказаний.

3. Суд и процесс по «Каролине».

Методические рекомендации:

Раскрывая первый вопрос, необходимо рассмотреть исторические предпосылки принятия «Каролины», охарактеризовать действовавшие в данный период правовые акты. В частности, рассмотреть вопрос о влиянии на феодальное право Германии норм римского обычного права, о формах рецепции римского права в Германии. Особое внимание следует уделить выявлению принципов, которые способствовали принятию рейхстагом общегерманского уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Студент должен дать общую оценку «Каролины», показав уникальный характер этого документа. Студенту следует дать общую характеристику «Каролины», показать отражение в судебнике принципов феодального уголовного права. Детально изучив положения судебника, студент должен раскрыть основные «общей» части (форма вины, основания ответственности, обстоятельства, освобождающие от наказания, соучастие, формы пособничества и др.).

Для всестороннего и полного раскрытия второго вопроса, студенту также необходимо детально изучить положения «Каролины». Студенту необходимо самостоятельно систематизировать и классифицировать все предусмотренные судебником преступления (например, государственные преступления и преступления против религии; против личности; против собственности; против нравственности и др.). При этом следует обозначить основные особенности каждого вида преступлений.

Раскрывая вопрос о наказаниях по судебнику, студенту следует сгруппировать их по видам в зависимости от тяжести последствий (смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, позорящие наказания, изгнание, тюремное заключение, возмещение вреда и штраф). Наиболее удачно материал данного вопроса будет восприниматься при условии, что студент будет приводить конкретные примеры из законодательства.

При освещении третьего вопроса (Суд и процесс по «Каролине»), необходимо выявить основные, характерные черты инквизиционного процесса (делая ссылки на конкретные правовые нормы). Особое внимание надо уделить рассмотрению стадий уголовного процесса, отметить роль судей в расследовании дел, методы досудебного и судебного следствия, процессуальное положение подозреваемого, процедуру вынесения приговора и отсутствие «презумпции невиновности».

Тема 37. Римское право в средневековой Европе

Примерный план работы:

1. Римское право в варварских королевствах.

2. Возрождение римского права. Глоссаторы.

3. Комментаторы (постглоссаторы).

4. Римское право на пороге Нового времени.

Методические рекомендации:

В первом вопросе необходимо рассказать о рецепции римского права, обозначив основные особенности его развития в отдельно взятом варварском государстве:

1.  В Остготском королевстве:

-  правила римского частного права со­хранились в полной объеме в отношении римлян;

- в провинциальном судоуст­ройстве остались римские процессуальные порядки экстраординарного и искового процесса;

- в случаях конфликтов варваров с римлянами также применялись нормы римского права;

- применялась аналогичная римскому праву система доказательств (причем она нашла свое правовое закрепление в сводном эдикте-кодексе, созданном при короле Теодорихе).

2. В Лангобардском королевстве - в законах короля Луитпранда (VII в.) также применялись основные институты римского частного права (семейные, наследственные, обязательственные правоотношения).

3. В Вестгот­ском королевстве -  новый свод права («Рим­ский закон вестготов») 506 г. представлял собой в значительной степени самостоятельную систематизацию римского права с учетом положений Кодекса Феодосия, императорских конституций, сокращенного текста «Институций» Гая и др. римских кодексов и сочинения римских юристов.

4. В Бургундском королевстве - сохранялись римское судоустройство и римское процессуальное право. Например, Свод собственного варварского права («Закон бургундов») состоял из многих римских правил и институтов.

Второй вопрос. Возрождение римского права было обусловлено оживлением городской жизни в XI - XII вв. Центрами возрождения применения римского права стали Юж­ная Франция и Северная Италия. Студент должен охарактеризовать цель принятия, структуру и содержание так называемых «Извлечений Пет­ра» (вторая половина XI в.). Затем уместно рассказать о возникновении нескольких юридических школ. Отдельный акцент следует сделать на период XI в., когда в Болонье был основан один из первых в средневековой Европе университетов, в котором и  возникла тра­диция преподавания и изучения римского права.

В заключении вопроса студент должен рассказать о месте и роли глоссаторов в изучении и применении римского права.

Третий вопрос. Комментаторы (постглоссаторы) пришли на смену глоссаторам в конце XIII в. В данном вопросе студент должен рассказать о:

- родоначальниках нового направления и их взглядах;

- сущности схоластического метода, используемого постглоссаторами;

- признании постглоссаторами первенства принципов естест­венного права.

Четвертый вопрос. Характеризуя римское право на пороге Нового времени, студент должен отметить, что в начале XVI в.старые приемы и методы школ глоссаторов и комментаторов утратить свое общественное значение. Возникла реальная необходимость в поиске новых форм, о которых и следует рассказать. Например, о возникновении в Голлан­дии так называемой элегантной школы теоретической и практической юриспруденции (XVII в.), приоритете применения римского права в Германии (Священной Римской империи) и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: