Тема 33. Ленная (сеньориальная) монархии во Франции

(Х-ХIII вв.)

Примерный план работы:

1. Образование Французского королевства.

2. Формирование королевской администрации.

3. Реформы Людовика IХ.

Методические рекомендации:

Первый вопрос. Рассмотрение возникновения и развития сеньориальной монархии необходимо начать с исследования периода IX- XII вв., когда в условиях политической децентрализации и территориальной раздробленности, происходит ослабление королевской власти (в частности, феодалы считали короля «первым среди равных»). Королю принадлежат только два города Париж и Орлеан.

Затем студент должен раскрыть фактическое разделение государственно-властных полномочий между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассаль­ными отношениями, отметив частноправовой ха­рактер власти. Студенту необходимо охарактеризовать великих сеньоров, отразив изменение из численности и полномочий (например, в Х и XIII вв.).

Следующим периодом исследования студента должен стать XII-XIII вв., когда  постепенно начинают проявляться новые экономические условия, связанные с развитием городов и товарно-денежного хозяйства. При этом постепенно прекращается политическая децентрализация, усиливается королевская власть (особенно в XIII в. после реформ Людовика IX), расширяются полномочия короля (в качестве примера студент может привести восстановление полномочий  короля по изданию законодательных актов - установле­ний).

Второй вопрос предполагает рассмотрение центральной королевской администрации и местного управления. В частности, исследованию подлежат следующие моменты:

- статус короля, указав в том числе его особые священные права;

- статус Королевского двора, в состав которого входили вассалы короля;

- место курии в системе управления, отметив, что она выполняла роль политического совета короля, а также являлась королевским судом;

- статус королевских чиновников - коннетабля (главы коро­левской конницы), королевского казначея, камергер (ведавшего государственными архивами и королевской каз­ной), канцлера и др.;

- органы местного королевского управле­ния в домене короля, подчеркнув, что в крупных сеньориях существовала собственная система местного управле­ния.

Третий вопрос (о реформах Людовика IX) уместно рассматривать по следующему плану:

1. Предпосылки реформы Людовика IX.

2. Военная реформа, основной целью которой являлось снижение уровня зависимости короля от феодального ополчения, при этом король мог более эффектив­но использовать вооруженные силы в борьбе с непокорными васса­лами. Студент должен указать основные направления военной реформы:

- создание город­ской милиции,

- создание отрядов наемников.

3. Монетная реформа - введение единой королевской монеты, установление запрета использование денег, выпущенных другими феодалами.

4. Административная реформа, которая проходила в нескольких направлениях:

- создание нового королевского института следователей. Студенту необходимо охарактеризовать их основные полномочия;

- реформирование механизма государства - из королевской курии начинают выделяться специализированные центральные ведомства. Например, в 1260 г. в сфере организации высшей юстиции - произошло выделение из королевской курии особого парламента. Малый королевский совет стал постоян­ным совещательным органом при короле, счетная палата ведала королевскими финансами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: