(Х-ХIII вв.)
Примерный план работы:
1. Образование Французского королевства.
2. Формирование королевской администрации.
3. Реформы Людовика IХ.
Методические рекомендации:
Первый вопрос. Рассмотрение возникновения и развития сеньориальной монархии необходимо начать с исследования периода IX- XII вв., когда в условиях политической децентрализации и территориальной раздробленности, происходит ослабление королевской власти (в частности, феодалы считали короля «первым среди равных»). Королю принадлежат только два города Париж и Орлеан.
Затем студент должен раскрыть фактическое разделение государственно-властных полномочий между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями, отметив частноправовой характер власти. Студенту необходимо охарактеризовать великих сеньоров, отразив изменение из численности и полномочий (например, в Х и XIII вв.).
Следующим периодом исследования студента должен стать XII-XIII вв., когда постепенно начинают проявляться новые экономические условия, связанные с развитием городов и товарно-денежного хозяйства. При этом постепенно прекращается политическая децентрализация, усиливается королевская власть (особенно в XIII в. после реформ Людовика IX), расширяются полномочия короля (в качестве примера студент может привести восстановление полномочий короля по изданию законодательных актов - установлений).
|
|
Второй вопрос предполагает рассмотрение центральной королевской администрации и местного управления. В частности, исследованию подлежат следующие моменты:
- статус короля, указав в том числе его особые священные права;
- статус Королевского двора, в состав которого входили вассалы короля;
- место курии в системе управления, отметив, что она выполняла роль политического совета короля, а также являлась королевским судом;
- статус королевских чиновников - коннетабля (главы королевской конницы), королевского казначея, камергер (ведавшего государственными архивами и королевской казной), канцлера и др.;
- органы местного королевского управления в домене короля, подчеркнув, что в крупных сеньориях существовала собственная система местного управления.
Третий вопрос (о реформах Людовика IX) уместно рассматривать по следующему плану:
1. Предпосылки реформы Людовика IX.
2. Военная реформа, основной целью которой являлось снижение уровня зависимости короля от феодального ополчения, при этом король мог более эффективно использовать вооруженные силы в борьбе с непокорными вассалами. Студент должен указать основные направления военной реформы:
|
|
- создание городской милиции,
- создание отрядов наемников.
3. Монетная реформа - введение единой королевской монеты, установление запрета использование денег, выпущенных другими феодалами.
4. Административная реформа, которая проходила в нескольких направлениях:
- создание нового королевского института следователей. Студенту необходимо охарактеризовать их основные полномочия;
- реформирование механизма государства - из королевской курии начинают выделяться специализированные центральные ведомства. Например, в 1260 г. в сфере организации высшей юстиции - произошло выделение из королевской курии особого парламента. Малый королевский совет стал постоянным совещательным органом при короле, счетная палата ведала королевскими финансами.