Реформа учебных заведений.1867-1880 гг

Положение 1867 г. предусматривало и реформу самих учебных заведений. Так, Ставропольская гимназия была преобразована в полную классическую гимназию и в ней было открыто реальное отделение для горцев. На базе Пятигорского уездного училища была создана классическая прогимназия с преподаванием в ней латыни и древнегреческого языка, а Владикавказская горская школа была преобразована в реальную прогимназию. Двухклассные уездные училища в Моздоке и Георгиевске были преобразованы в трехклассные. Уже в 1870 г. на основании этого же Положения Владикавказскую реальную прогимназию преобразовали в полную реальную гимназию. В этом же ряду отметим утверждение в августе 1868 г. Устава Ставропольского женского училища первого разряда

12 ноября 1868 г. было утверждено "Положение о Кавказских воспитанниках в высших и специальных учебных заведениях империи". Согласно этому документу, с целью материального облегчения получения высшего и специального образования по некоторым отраслям народного хозяйства кавказскому юношеству предоставлялись стипендии и казеннокоштные вакансии. Для того, чтобы получить стипендию, кандидаты в студенты или воспитанники были обязаны представить документ "о недостаточном состоянии родителей". Ежегодно в университетах выделялось: в Санкт-Петербургском (на восточном факультете) — 5 мест, в Московском — 40 (из них 5 на филологическом, 15 на медицинском факультетах), в Харьковском — 5, в Новороссийском — 10. В институтах: Историко-филологическом — 5, Училище правоведения — 8, Инженеров путей сообщения — 4, Горных инженеров — 4, Строительном — 3, Петровской земледельческой и лесной академии — 5, Технологическом институте — 4, Константиновском межевом институте — 8, Лазаревском институте восточных языков — 15, Московском техническом училище — 8, Уманском училище садоводства — 4 места.

Особо в Положении оговаривался пункт, касавшийся подготовки учительских кадров для края. В связи с острым недостатком педагогов вакансии на филологических факультетах Московского университета и Историко-филологического института ни при каких условиях не могли быть замещены кандидатами по другим специальностям. Льгота в связи с этим предоставлялась и в плане финансовом. Так, все кавказские воспитанники были обязаны добираться до места учебы за свой счет, и лишь те, кто собирался поступать по учительской специальности, получали командировочные деньги из фонда наместника.

Принятый в 1871 г. Устав гимназий и прогимназий провел четкий водораздел между классическим и реальным средним I образованием. Первое (основанное на изучении классических языков и гуманитарных предметов) нацеливало выпускников на поступление в университеты, а второе носило более практичный характер благодаря набору учебных дисциплин, куда входили естественнонаучные предметы.

Соответственно изменились постановка учебного процесса, система распределения учебных часов, а сам уклад жизни в этих классах, воспитательная работа. Социальная роль изменений вполне объяснима: образование начинает приближаться к требованиям реальной жизни страны, которая не могла вечно оставаться патриархально-крестьянской державой.

Интерес представляют основные положения этого документа, который был призван обеспечить полноценную адаптацию нового Устава гимназий и прогимназий к специфическим условиям региона. Предлагаемые в проекте нововведения облегчали процесс усвоения содержания образования детьми из местного населения. С этой целью вносились существенные изменения в распределение учебного материала и часов по классам, перестраивалась практически вся структура учебного процесса и частично его содержание. В гимназиях и прогимназиях предлагалось ввести дополнительно подготовительный и VIII классы. С целью предоставления возможности для изучения родных языков и избегания перегрузки детей предлагалось ограничиться изучением только одного французского языка. В проекте рассматривались также вопросы преобразования начальных учебных заведений и проблемы адаптации Положения об учительских семинариях от 24 мая 1871 г. к местным условиям. Последнее диктовалось тем, что отведенные данным документом для всей империи три года на усвоение программного учебного материала на Кавказе оказывались недостаточными.

Не вызывает сомнения, что принятие подготовленного проекта Положения об учебной части на Кавказе и за Кавказом принесло бы значительную пользу делу просвещения в регионе. Но рассматриваемый период характеризуется активной законотворческой деятельностью властей в области просвещения. Пока данный проект проходил все соответствующие чиновничьи инстанции, правительством был принят ряд важных документов, которые в корне изменили ситуацию во всей системе образования в империи. Так, уже в первой половине 1872 г. были подготовлены и утверждены: Устав реальных училищ (они должны были заменить реальные гимназии), положения об учительских институтах и городских училищах (они заменяли уездные). В 1874 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, которое во многом меняло их статус, так как к их учреждению впредь должны были привлекаться земства и сословия

Но организаторами этих и более крупных предприятий были люди, получившие образование в России, а затем и в Европе, они-то и стали формировать основу для местной промышленности. Новая система хозяйствования стала требовать новых специалистов, умевших организовывать пока еще не очень развитое промышленное производство. Нужны были рабочие кадры, имевшие профессиональное образование.

Система образования развивалась, становилась шире, вбирая в себя новые формы обучения, новые специализации и направления.

Анализ цифровых данных и официальных циркуляров приводит к выводу, что цивилизаторская политика государства по отношению к коренным народам в силу различных обстоятельств постепенно начинала сходить на нет. Во многом это определялось и действиями руководства государства по усилению централизации управления, которая выражалась не столько в выравнивании образовательного уровня кавказцев с уровнем центральной России, сколько в шагах по постепенному искоренению национальной специфики народов. В качестве показателей изменения политики государства можно указать и на нежелание открывать учебные заведения в аулах горцев, и нежелание открывать в регионе высшие учебные заведения и т.д.

Попечитель округа обращал внимание центральных властей на настоятельную необходимость разворачивать деятельность на уровне правительства по дальнейшему строительству и совершенствованию системы образования. По его справедливому суждению, в ней должны были быть представлены в логическом сопряжении все сегменты образования, чтобы дети могли продолжать начальное образование в учебных заведениях более высокого уровня. При этом отметим, что, прежде всего, попечитель имел в виду учебные заведения, в которых дети могли бы получать профессиональное образование. Он писал: "Такие школы служат завершением общего начального образования, будут ценны в глазах общества. Учреждение здесь на Кавказе правильно организованного высшего специального училища (с горным и сельскохозяйственным отделениями) составляет насущную потребность и для края, и для всего государства".

Но подобные неоднократные обращения попечителя и его же многолетние ежегодные аналитические материалы, с аналогичными выводами, оставались без внимания и со стороны Главноначальствующего, и со стороны Министерства народного просвещения и правительства. Это можно расценивать как постепенный отход от активной политики просвещения детей коренных этносов, которая культивировалась с периода наместничества М.С.Воронцова. Но вместе с тем следует учитывать и общую обстановку в правительственных кругах, где происходили достаточно бурные столкновения между консервативным крылом и либералами. Как известно, в начале 1880-х гг. верх взяли консерваторы, что во многом предопределило состояние и перспективы развития высшего образования в России. Университеты стали восприниматься как рассадники вольнодумства, и предложения об открытии новых даже не рассматривались.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: