Элокуция (выражение). Тропы и фигуры риторики. Риторический анализ и риторический эскиз речи

Элокуция – это этап риторического канона, на котором собранные материалы оформляются с помощью тропов, фигур речи и других средств экспрессивного синтаксиса. К особым приемам элокуции относятся: 1. диалогизация речи – это обозначение в тексте двух или нескольких смысловых позиций и их расположение по схемам: 1) Я – Вы, 2) Он1 – Он2, 3) Я1- Я2; 2. введение вымышленной речи – это такой прием словесного выражения, при котором автором домысливается позиция собеседника; 3. фигуры уступки – это введение того или иного компонента с помощью оборота «допустим». Элокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискуса. Гармония дискуса достигается за счет использования тропов и фигур речи. Тропы – обороты, основанные на употреблении слов в переносном значении для его усиления. Тропы слов: метафора, метонимия, синекдоха, антономасия, ономатопейя, катахреза, металепсис и др. Тропы предложений: аллегория, эпитетон, эмфазис, перифразис, ирония, гипербола, эвфемизм, литота и т.д. Фигуры – изощренные сочетания слов. Фигуры слова и фигуры мысли. Фигуры слов: 1) фигуры прибавления; 2) фигуры убавления; 3) фигуры расположения или перемещения. Фигуры прибавления: анафора, эпифора, симплока, анадиплосис, градация, полисиндетон. Фигуры убавления: эллипсис, силлепсис, асиндетон. Фигуры расположения: инверсия (анастрофа, гипербатон), параллелизм (изоколон, антитеза, гомеотелевтон), хиазм. Фигуры мысли: определение, изречение, риторический вопрос, паралепсис, просопопейя, обращение, вольность, сомнение, мольба, восклицание и т.д. Риторический анализ – позволяет понять, как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон. Риторический канон – это система правил, отражающих этапы создания убеждающего текста. К ним относятся: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (украшение), мемирио (запоминание), акцио гипокризис (произнесение). Все это в совокупности и будет составлять риторический эскиз речи. Инвенция – это этап риторического канона, на котором происходит распространение темы, риторической модели. Распространение темы (топосы): логические категории (род, вид, часть, целое, причина, следствие, место, время), некоторые готовые фрагменты текста (пример и свидетельство (цитата), логические операции (сравнение, аналогия). Впервые о топосах говорит Аристотель в «Риторике», систематизирует топосы в своих трудах Марк тулий Цицерон. Диспозиция – это этап риторического канона, на котором собранный материал располагается по определенной схеме (описание, повествование, рассуждение), развернутое рассуждение называется хрия – это такая модель расположения текста, которая основывается на схеме, рассуждение привлекает повествование и описание как дополнительные аргументы. Структура хрии: 1. приступ (похвала темы и ораторов, которые ее раскрывали); 2. парафразис (интерпретация темы, разъяснение ее составляющих); 3. повествование (история развития темы, события из опыта автора речи, иллюстрирующее значимость темы); 4. тезис (точка зрения автора речи на предмет); 5. род и вид предмета речи; 6. свойства (существенные признаки понятия, лежащего в основе выступления; 7. примеры; 8. сравнения и аналогии; 9. свидетельства (цитаты); 10. заключение (резюме по каждому пункту, нерешенные вопросы, следствия решения проблемы). Элокуция (см. выше). Меморио (запоминание) – этап риторического канона, на котором происходит подготовка к произнесению речи. Не столь важный теоретически, он имеет существенное практическое значение. Начинать готовиться к выступлению лучше за несколько дней. Речь нужно репетировать. Речь нужно репетировать не по кускам, а как целое. Нужно составить шпаргалку – несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руках. Перед тем как репетировать речь, нужно составить план. Репетируя, представьте себе аудиторию, помещение. Репетируя, не заучивайте речь, запоминайте идею текста. Репетируя, обращайтесь к плану лишь в том случае, если забудете сам ход мысли. На листке плана оставьте поля, чтобы записать опорные слова. Акцио гипокризис (произнесение) – этап риторического канона, при котором речь превращается в звучное слово. Здесь действует весь комплекс знаний и навыков, связанных с техникой речи и объединенных пластическим принципом гармонии звучащей речи с личностью оратора, его телесными и духовными особенностями, той гармонии, что создает образ ритора и признана оказать максимальное воздействие (жесты, мимика). Жесты, мимика должны быть разнообразными. Поза должна быть открытая. Ритор должен чувствовать себя свободно.      
22. Типы убеждающей речи. Ораторика. Гомилетика. Символика. Дидактика.Убеждающей называется речь, которая направлена на изменение интеллектуально-эмоционального состояния адресата (изменений в сознании знаний адресата, изменение его чувств и отношений к явлениям и событиям действительности). Существуют 4 вида убеждающей речи: ораторика, гомилетика, символика, дидактика. Ораторика – это вид убеждающей речи, цель которого переубедить аудиторию. Автор и адресат равны в социальном отношении. Задача речи – это привлечь на свою сторону как можно больше сторонников, как можно более сильно опровергнуть противника. Гомилетика – это речь, обращенная к сторонникам. Автор по социальному статусу превосходит аудиторию. Задача речи – разъяснить аудитории те или иные аспекты, объединяющие различия идей аудитории. Символика – это такой вид убеждающей речи, который позволяет сформулировать компонент той или иной идеологии с помощью словесных символов. Слово-символ – это такая лексическая номинация, которая совмещает в своем значении конкретное и абстрактное значение (роза, дорога, голубь). Основным жанрам символики является: лозунг. Символическое значение имеют эпиграфы и заглавия текстов. Заглавия отображают смысл. Символика служит средством внушения тех или иных идей людям, поэтому проповедь как жанр гомилетики рассчитанная на внушения, включает в себя лозунговые формулировки. Дидактика – это вид убеждающей речи, цель которого изменение отношения аудитории к социально значимому значению. Автор речи обладает профессиональными знаниями в определенной области, которые излагает аудитории. Аудитория представляет собой заинтересованных слушателей.
23. Оратория – древнейшая область риторики. Публичное выступление и нравственный долг оратора. Общие принципы построения публичного выступления. Формулировка темы. Принцип краткости. Принцип целенаправленности. Принцип последовательности. Принцип усиления. Принцип результативности.

Оратория – самая древняя, самая важная, а потому наиболее известная и хорошо разработанная область риторики. Оратория – это теория и практика публичной речи. Этот раздел очень важен. Ведь свободное владение словом, а, значит, риторика, не только дитя демократии, но и ее непременное условие. Активным членом демократически организованного общества может быть лишь человек, способный публично убедительно выразить и аргументировано отстоять свое мнение. Публичное выступление – это публичная речь, обращенная к многочисленной аудитории, отличающаяся убежденностью, желанием воздействовать не только на ум, но и на чувства и волю слушателей. В классической античной риторической традиции, воспринятой отечественными риторами, оратор – это не просто человек, произносящий публичную речь, выступающий перед некой аудиторией. Оратор есть, прежде всего, и во всем истинный гражданин (так называли древние греки), доброжелательный муж (так называли древние римляне), - человек, радеющий о благе отечества и государства, трибун, поражающий порок и защищающий добродетель. В этой традиции задача оратора – это задача нравственная: помочь согражданам отделить зерна от плевел, добро от зла, прекрасное от постыдного, посоветовать принять верное решение, сделать правильный выбор, благоприятный для общества. Для того чтобы выполнить свой нравственный долг, говорящий должен встать на позиции правды – добыть самостоятельно и предоставить слушателю некую истину. Существуют некоторые общие принципы, которые надо соблюдать, иметь в виду при разработке структуры публичного выступления. Эти принципы таковы: 1. Принцип краткости. Аудитория не любит длинных выступлений. Краткое выступление всегда оценивается выше, чем длинное (при сходном содержании), аудитория определяет краткие выступления как выступления «по делу». 2. Принцип последовательности. Не перескакивать с одной темы на другую, последовательно развивать одну и ту же тему. Все микротемы, которые могут быть обнаружены в вашем выступлении, должны быть подчинены теме. Полагают, что их число не должно быть больше трех. 3. Принцип целенаправленности. Выступление должно в структурном отношении строиться таким образом, чтобы сам оратор, а вслед за ним и слушатели осознавали направленность выступления по следующей цепочке: проблема – тема – тезис – цель выступления. Проблема – это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема – это аспект проблемы, избранный для обсуждения. Тема должна быть сформулирована четко, ясно, отражать суть публичного выступления. Тезис – это выражение главной мысли оратора в словесной форме. Тезис формулируется в виде утверждения, он предопределяет цель речи, должен быть однозначно понимаемым и содержать опорное понятие, то есть обычно понятие, вынесенное в тему. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. Например, проблема: «Как улучшить благосостояние нашего народа». Тема выступления: «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа?». Тезис: «Частное предпринимательство может улучшить благосостояние народа, если оно станет массовым, общедоступным». Цель выступления: призыв заниматься предпринимательством или призыв не мешать предпринимателям и т. д. Выступление состоит в доказательстве тезиса при помощи аргументов. 4. Принцип усиления. Речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Это может быть достигнуто расположением материала по значимости, усилением эмоционального накала изложения, расположением аргументов по убедительности, увеличением интенсивности изложения, интонационными средствами и др. 5. Принцип результативности. Выступление обязательно должно содержать некоторый предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендацию по дальнейшему поведению. Вывод или призыв должен быть обязательно сформулирован словами. Изложенные принципы построения публичного выступления должны быть реализованы в структуре, композиции выступления.


24. Эпидейктическая речь, ее особенности и принципы ведения. Виды эпидейктической речи. Правила похвалы и порицания: за что, как. Мастерство комплимента. Эпидейктическая речь – это так называемая «речь на случай», речь торжественная, произносится в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партий или просто на вечеринках, - тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников, - или просто приятно провести время вместе, среди друзей (в последнем случае цель речи – не только сплотить коллектив, но и развлечь слушателей).   Поэтому главная функция и общая цель эпидейктической речи – воодушевление и сплочение аудитории. Ее задача – хвала всему тому, что делает данную общность коллективом (утверждение общечеловеческих или особых, определенных нравственных или других ценностей) или хула всему тому, что противостоит интересам данной общности или ценностям, принятым ею. Виды эпидейктической речи: 1) похвала лицу по особому случаю: юбилеи, тосты, даже надгробные речи (делам) этого лица. 2) похвала деятельности всего коллектива как целого, его достижениям, чаще всего с выражением надежды на дальнейшие успехи. 3) похвала явлению (обычно науке, области знания или другому общему делу, которое связывает, объединяет собравшихся «по случаю» людей). В подобной речи оратор, как правило, ставит целью воодушевить аудиторию для дальнейшей деятельности, заинтересовать предметом речи. 4) хула (осуждение, порицание) «противостоящей» общности людей, или ее представителя, или ее ценностей. Нередко похвала «своим» в одной речи сочетается с хулой «чужим».    Если «хвалебные» речи направлены на возбуждение у слушателей «положительных» активных эмоций (восторга, радости) чувств (любви, преданности, благодарности), то «порицающие» речи (хула) возбуждают эмоции отрицательные, но тоже активные: ярость, ненависть, гнев, презрение, негодование (ни в коем случае не «пассивные» - не тоску, не страх, не безнадежность, не уныние). Эпидейктическая речь – это, прежде всего призыв к чувствам, апелляция к эмоциональной сфере слушателя. Она должна затрагивать глубоко личные струны человеческой души. Путь же к ним лежит через обращение к вечным ценностям: к этическим законам и нормам, к добру злу, к памятным событиям истории народа, к основам его веры, его традиций. Предметом же такой речи может быть все что угодно, особенно, если это речь не слишком серьезная, а скорее «гедонистическая». За что? 1. Хвалить, по Аристотелю, нужно, естественно, добродетель в разных ее проявлениях. В европейской этической и риторической традиции добродетель понимается как способность оказывать благодеяния: величайшие из добродетелей – те, что наиболее полезны для людей. Это: мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность, мудрость, великодушие, бескорыстие, щедрость, кротость и др. Все противоположные качества, напротив, составляют основу содержания порицающей речи (хулы).  2. Прекрасно также все памятное, и чем памятнее, тем прекраснее. И до сих пор в хвалебные речи, как правило, превозносятся исторические («памятные» для данного сообщества) лица и события, традиционные ценности. Поэтому хвалят за то, что «достойно славы предков». 3. Если произносится хвала деяниям, поступкам, то и они тоже рассматриваются в свете того блага, того добра, которое принесли они сообществу: похвальны все поступки, в которых проявляются названные (выше) добродетели, все то, что совершено ради других. Как? 1. Оратору нужно учитывать «фактор адресата»: Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится у данной аудитории. 2. В похвальной речи древние старались представить случайно совершенный поступок как осуществленный обдуманно, «согласно ранее принятому намерению». 3. Законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения. Если хвалят деяние, то всячески подчеркивают, что человек действовал один или первый, что обстоятельства не благоприятствовали ему, но он мужественно превозмогал трудности, которые тоже преувеличиваются. В этом случае нет ничего ложного, неискреннего: таковы «законы жанра», такова принятая в речевой традиции условность. 4. Оратор должен использовать сравнение: если это возможно, добродетели или поступки лица, которое превозносится в речи, сравниваются с достоинствами или деяниями знаменитых исторических деятелей, если же это трудно, то с поведением обычных или прочих ничем не выдающихся людей, чтобы выделить на этом фоне заслуги того, кого превозносят. Прямо противоположны указанным правилам принципы порицания. «Худа» традиционно осуществляется по законам, «обратным» законам «хвалы». Риторические принципы, которые нудно иметь в виду и использовать, если вы хотите сделать комплимент: 1) мера в риторике комплимента проявляется, прежде всего, в соразмерности, искренности и искусности похвалы, 2) мера в риторике комплимента проявляется и в сбалансированности, уравновешенности, свежести, нестандартности его содержания известной условности, традиционности формы, 3) Комплимент, эта уникальная «форма кристаллизации» законов похвальной речи, есть целостная эпидейктическая речь в миниатюре и поэтому сохраняет все ее особенности. Хороший комплимент очень часто представляет собой непрямое сообщение – содержит намек, загадку, парадокс.  Комплименты – это очень сильное оружие в наших руках! С помощью комплимента мы можем поднять настроение человеку, подбодрить его, поощрить, сделать своим союзником или другом. Комплименты бывают разные. Есть виды комплиментов, которые прямо указывают на достоинства человека (прямые комплименты). «Как ты сегодня прекрасно выглядишь!» «Какая у тебя красивая прическа». Для того чтобы сделать такой комплимент, просто внимательно посмотрите на человека и отметьте именно то, что Вам больше всего искренне понравится в нем. Только тогда комплимент будет искренним, и вызовет море восторга. Есть скрытые комплименты. Такие комплименты можно без труда дарить людям. Например, когда вы вместе работали, и заслуга общая: «Какие мы молодцы! Один из лучших комплиментов – это комплимент с юмором. «Какая ты сегодня красивая! Прямо как я!» Однако если Вы не знаете, как ваш собеседник воспримет комплимент, то лучше всего сделать косвенный комплимент, от которого было бы невозможно устоять. Говорить нужно не о самом человеке, а о своих чувствах к нему: «Мне нравится с тобой общаться». Присмотритесь к человеку, найдите что-то замечательное, красивое, вызывающее восхищение и скажите ему об этом. Можно сказать комплимент без эмоциональной окраски, будто для вас это обычное дело. Например, «О, у вас замечательная машина! Давно вы купили такую красавицу?» Говорить комплимент надо искренне, указывать на достоинства, которые понравились именно вам и которые заметили именно вы. Очень важно, с какой интонацией вы произносите комплимент, давно ли знаете человека. Одному можно сказать прямой комплимент, а другому скрытый. Все люди разные, и что подходит одному человеку, не всегда подойдет другому.
25. Информирующая речь, ее разработка. Два правила построения информирующей речи. Специфика заключения информирующей речи. Информирующая речь – речь, основной целью которой является сообщение сведений, информирование аудитории. Для оратора она не представляет такой сложности, как эпидейктическая и аргументирующая. Самое главное для успеха – следовать двум принципам, двум правилам: 1) сделать речь интересной для слушателя; 2) сделать передачу информации как можно более эффективной (полной и структурированной – расчлененной в смысловом отношении, систематизированной): речь должна быть ясной. Как сделать сообщение интересным? 1. С первых же слов нужно завладеть вниманием слушателей. Для этого: а) постарайтесь подобрать интересное, то есть неожиданное, загадочное, даже парадоксальное название сообщения. б) попробуйте найти в своей теме, даже если она вам самим кажется скучной, какую-то «изюминку». Во введении желательно также объяснить слушателям, зачем им понадобится та информация, которую вы хотите сообщить, что они с ней смогут сделать, как использовать. Интерес аудитории к теме нужно «подогревать» постоянно, до самого конца речи. 2. Готовясь к сообщению, нужно очень тщательно составить и продумать план. Информацию, которую нужно передать слушателям, расчлените по пунктам плана. Таких пунктов не должно быть больше семи, а лучше от трех до пяти. Если информации много и она сложная, выделите в каждом пункте более мелкие подразделения – подпункты. Во введении к речи кратко укажите, каковы будут основные пункты. После составления плана подберите к каждому пункту факты, цифры и примеры. Подберите необходимый риторический материал. Не забывайте о  переходах от одного пункта к другому: дав аудитории «передышку», позволив посмеяться и отвлечься, скажите, какой вопрос вы начинаете рассматривать далее. Очень хорошо, если сообщение может быть представлено в вопросно-ответной форме. 3. В заключении к информирующей речи, в отличии от концовки предыдущих типов, обязательно кратко «пройтись» по основным пунктам, как бы «пролистать» доклад снова, как сделал бы читатель, если бы сообщение представляло собой письменный текст. Необходимы также итоговые выводы.          
26. Подготовка к публичному выступлению. Ораторская этика, основанная на уважении к слушающим. Общие рекомендации по подготовке к публичному выступлению. Выработка уверенности в себе. Техника речевой импровизации. Проблема первого впечатления. Личность оратора. Зрительно воспринимаемые элементы речи: 1) внешность, 2) манеры), 3) поза, 4) жесты и мимика

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению. Экспромт – выступление без подготовки. План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены. Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается. Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Естественно, возможны и комбинации различных способов. Подготовка к выступлению начинается с обдумывания. Обдумывание выступления Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине. Если необходимо посоветоваться, то имеет смысл советоваться только по целому выступлению. Не надо также начинать с того, чтобы искать литературу по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам их лучше осмыслить и сформулировать. Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз – растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками – так вы лучше его запомните. Подготовка конспекта выступления Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления. Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. д. – так нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках – оптимальный способ подготовки. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим образом. 1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. 2. Отберите главное и выпишите перечень главных пунктов. 3. Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу из первичного перечня фактов. 4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. 5. Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже. 6. Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Используйте нумерацию вопросов. Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько. Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Как пользоваться конспектом? Оптимально, видимо, иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже. Выработка уверенности в себе Выступление перед аудиторией всегда волнует человека. Сволнением не надо очень бороться. Оно в значительной степени может даже помочь в выступлении. Надо просто принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией. Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории. В этом надо практиковаться, тем более что вопрос – это краткое речевое произведение и его можно заранее всегда приготовить. Очень важно поднять руку и громко задать вопрос. Участвуйте в дискуссиях, высказывайте свое мнение. Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами, затем произносите эти речи перед друзьями. Лучше не тренироваться пред  зеркалом, оно отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим значительный навык; да и ведь зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. Психологическая и физическая подготовка к выступлению Вот наступает день вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме. Следуйте следующим рекомендациям. 1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели. 2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. 3. Скажите слушателям не все. Оставьте себе «резервные знания» – мысль о них укрепит вашу уверенность. 4. Не готовьтесь в день выступления. 5. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание. 6. Не ешьте перед ответственным выступлением. 7. Если волнение все-таки не оставляет вас, постарайтесь избежать нервных движений – они будут способствовать усилению вашей неуверенности. Для этого лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет. Это поможет вам справиться с волнением. Техника речевой импровизации 1) сформулировать четко тему и главную центральную мысль, которую вы хотите передать; 2) сформулируйте позиции основной части (по крайней мере, важнейшие, их должно быть не немного – 2-3); 3) сформулируйте несколько вводных и заключительных замечаний; 4) подумайте о доказательствах, фактах, примерах, вернувшись к основной части; 5) подумайте о переходах, сформулируйте их. Импровизированная речь должна быть короткой, с отчетливой структурой, ясной для слушателей, яркой и образной. Чтобы запомнить структуру соотнесите позиции с пальцами на руке. Первое - большой палец … и т.д. Говоря, усиливайте выразительность жестом, мимикой. Проблема первого впечатления Для оратора проблема первого впечатления чрезвычайно важна. Надо помнить, что лектора, оратора чаще всего и провожают «по одежке», оценивая его преимущественно по внешним, признакам. Отсюда огромная роль первого впечатления для оратора. Во-первых, первое впечатление – очень сильное, яркое, оно хорошо запоминается. Во-вторых, первое впечатление преимущественно далеко от истины, ошибочно. 85% качеств, приписываемых человеку при первом впечатлении, внешне никак не могут быть обнаружены, но, тем не менее, они приписываются человеку. Первое впечатление сильно зависит от возраста, жизненного и профессионального опыта слушателей, их настроения, то есть оно очень субъективно. В-третьих, первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится. Установлено, что на протяжении лекции изменения в оценке лектора составляют 4–6%, не более, причем по факторам «доверие» и «привлекательность» такие изменения составляют не более одного процента. В четвертых, лектор или оратор оценивается аудиторией как со стороны его объективных ролевых характеристик (кто он – ученый, депутат, мужчина, женщина, писатель, комментатор, журналист и др.), так и со стороны его индивидуальных личностных характеристик (внешность, коммуникативное поведение, внутренние качества). Так вот, установлено, что для аудитории, воспринимающей оратора, его индивидуальные характеристики оказываются в три раза более важными и «заметными», чем его ролевые характеристики. Индивидуальные качества оратора наиболее важны для аудитории; запоминаются же практически только они: на 98% запоминается индивидуальность, и лишь на 2% – ролевые признаки. И в-пятых, основой первого впечатления является зрительный образ. Речь человека всегда вызывает у аудитории желание дополнить образ оратора его зрительным образом. Зрительный образ при восприятии оратора значительно важнее речи для формирования впечатления о нем. При первом впечатлении роль зрительного образа невозможно переоценить.   Личность оратора Очень важно иметь в виду, что слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. Все, что он говорит, напрямую связывается с его личностью. В ораторе аудитория хочет, прежде всего, видеть личность, индивидуальность, непохожесть на других. Она хочет знать, в чем отличительные черты очередного оратора, какую позицию он занимает, можно ли ему доверять. Необходимо заботиться, чтобы ваш имидж был благоприятным и чтобы вы были восприняты именно так, как вы хотите себя подать. Индивидуальность, непохожесть оратора на других должна быть очевидна для аудитории, ее нужно культивировать, демонстрировать. Следует также отметить, что индивидуальность оратора повышает внушаемость аудитории. Именно индивидуальность ораторской манеры – тот важнейший фактор, который, побуждает слушать оратора, доверять ему, запоминать его идеи. Запоминается личность, а вместе с личностью – идеи этой личности. Зрительно воспринимаемые элементы речи По современным данным – около 50% информации в процессе публичного выступления передается невербально, то есть не средствами собственно речи. Все это свидетельствует о большом значении зрительно воспринимаемых элементов речи, среди которых можно выделить: 1) внешность, 2) манеры, 3) позу, 4)жесты и мимику. Внешность Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому. Мужчине лучше выступить в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье не должны плотно обтягивать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, сумки, перчаток, снять шляпу. Мужчине – убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки, газеты). Одежда лектора должна соответствовать его возрасту, всякие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию. Повышают доверие к оратору: – темная, традиционная одежда (темно-синий, коричневый, темно-серый цвет);  добротный материал;  эффектность одежды. Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики и др.); мягкий свитер, джинсы (нет складок), рукав реглан; силуэт, приближающийся к шару. Следует еще отметить, что доверие к оратору повышают усилия, затрачиваемые им, чтобы выглядеть хорошо. Например, положительно оценивается полный оратор, пытающийся одеждой скрыть свою полноту, либо немолодая женщина, следящая за модой для своего возраста. Усилия оратора выглядеть хорошо будут положительно оценены аудиторией. Манера выступления Общая манера вашего выступления имеет большое значение – она хорошо запоминается и может существенно повысить или понизить доверие аудитории к вам. Какова же оптимальная манера выступления? Она должна удовлетворять следующим требованиям. 1. Энергичность изложения.  Все ваше выступление должно быть энергичным от начала до конца. 2. Физическая бодрость, подвижность. Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории. 3. Уверенный внешний вид. Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и аудитория начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. 4. Дружеский, интимный тон. Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Надо всячески подчеркивать общность ваших интересов, проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей аудитории. Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, необходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами – это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».  5. Сосредоточенность на содержании. В вашем выступлении должно ощущаться, что главная цель ваша – передать слушателям свое понимание проблемы, сообщить им некоторую важную для них информацию. Оратор должен сосредоточить все свои усилия именно на содержании, на смысле своего выступления. Форма при этом как бы отступает на второй план, она должна идти за содержанием, и слушатели должны ощущать это. Поза Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку.  Грудь должна быть немного «выставлена», живот подтянут. Подбородок ни в коем случае не должен быть опущен. Руки должны быть слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Не следует принимать закрытые позы (руки закрывают грудь, скрещены на груди, ноги скрещены), подобная поза воспринимается слушателями как выражение недоверия аудитории, определенного превосходства над ней. Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним – это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы». Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести правой рукой удар собеседнику), если же он выставил вперед правую, «благоприятную» ногу, то он открыт к диалогу, сотрудничеству, ищет контакта. Слушатели подсознательно воспринимают эту информацию, что должен учитывать и оратор. Жесты оратора Жест – это любое телодвижение человека, не только движение рук и кистей. Жесты можно делать ногами, головой, плечами, всем телом и др. Жесты подразделяют на указательные, описательные, выразительные и подражательные, Лишь последний тип жестов не следует использовать, выступаяперед аудиторией. Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер). Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям: Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам к жестам. Не следует делать намеренных жестов, они всегда легко опознаются как таковые слушателями и вызывают раздражение. Жесты не должны быть непрерывными. Жесты необходимо разнообразить, одни и те же (или один и тот же) жесты раздражают аудиторию. Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности. Не шевелите открыто пальцами. Руки должны слегка сходиться и расходиться в такт убеждению.


27.  Контакт с аудиторией. Внешние проявления контакта. Факторы, влияющие на установления контакта между оратором и аудиторией. Учет особенностей аудитории. Однородная и разнородная аудитория. Учет возрастных, профессиональных, национальных, половых, психических особенностей аудитории. Формы и средства диалогизации речи. Экспертная оценка публичного выступления.  

В процессе выступления оратор устанавливает с аудиторией следующие виды контактов: 1) эмоциональный (оратор и аудитория настроены на одну и ту же эмоциональную волну), 2) визуальный (управление взглядом), 3) смысловой (обеспечение адекватного понимания аудиторией информационного сообщения оратора). Внешние проявления контакта заключаются во взгляде, мимике, жестах, в метатексте (фразы, которые комментируют ход речевого общения. На установление контакта влияют следующие факторы: 1) опыт общения оратора с данной аудиторией, 2) общность ценностей, социальных и возрастных признаков оратора и аудитории, 3) степень осознанности аудиторией целей общения, 4) харизматичность оратора. Контакт зависит от степени однородности аудитории. Разнородность – нужно установить контакт с лидерами аудитории путем вовлечения их в диалог. Особенности аудитории учитываются оратором, во-первых, на уровне обобщения предмета речи, во-вторых, на уровне характера аргументов (для молодежи – аргументы к человеку, для зрелых людей – аргументы к предмету речи, для новой аудитории – аргументы к аудитории). Диалогизация выступления. Выступление можно построить по вопросно-ответной схеме: задавать себе вопрос и отвечать на него. Этот прием в практике современных ораторов используется очень часто. Вопросы к аудитории. Организация дискуссии. Обращение к отдельным слушателям. Однородная/разнородная аудитория Однородная аудитория справедливо считается удобной и легкой для любого выступления. Разнородная включает разных по уровню и возрасту, профессиональной подготовке людей – родителей и детей, старшее поколение и молодежь, образованных и малообразованных. Ориентироваться надо на слабых слушателей, то есть выступать как перед детьми. Сложные проблемы рекомендуется затрагивать так, чтобы спровоцировать вопрос от слушателей-специалистов – в таком случае конкретный вопрос можно будет осветить для них подробнее. В разнородном аудитории рекомендуется выносить на обсуждение только один вопрос. Учет возрастных особенностей аудитории Выступление в молодежной аудитории. Основные черты: необремененность житейскими проблемами; неразвитость способности к логическому мышлению; эмоциональное восприятие преобладает над рациональностью; любят юмор, шутки; ценят веселых людей многое др. Рассматривать один-два вопроса, не больше. Темп речи должен быть достаточно быстрый. Избегать прямых назиданий, морально-оценочных рекомендаций в адрес аудитории. Основным способом убеждения следует избрать эмоциональное воздействие, логические доводы должны лишь закреплять воздействие, оказанное на чувства и веру. Избегать абстрактных логических рассуждений. Широко использовать наглядность, яркие схемы, слайды, музыку. Обязательно использовать юмор, шутку, смешные истории и случаи. Не говорить плохо о сегодняшних кумирах молодежи. Не пытаться реабилитировать в глазах молодежи тех, кто осужден общественным мнением. Не замалчивать недостатки, правду, а показывать пути исправления. Демонстрировать смелость мышления, принципиальность. Опираться в изложении на конкретные факты, случаи. Всячески избегать длиннот, длинных цитат и длинных фраз. Всему давать личную оценку. Указывать на новые идеи, факты, мнения, подчеркивать их новизну и оригинальность. Выступать, находясь как можно ближе к аудитории. Выступление перед аудиторией среднего возраста. В данной аудитории преобладают обычно интересы к материальному благосостоянию. Такая аудитория любит слушать о сопоставлении – разных стран, людей, социальных групп и т. д. и анализировать результаты таких сопоставлений. Возрастает интерес к проблемам семьи, работы. В данной аудитории уже можно в одном выступлении рассматривать 3–4 вопроса. Следует строить выступление как некоторое сравнение или сопоставление. Эффективны апелляции к жизненным проблемам и ситуациям, связанным с материальной стороной жизни людей. Выступление перед аудиторией старшего возраста. Аудитория старшего возраста характеризуется преобладанием интересов, связанных с повседневным бытом и воспитанием молодежи. Для этой аудитории характерен высокий интерес к общественно-политической тематике. Люди старшего возраста ждут от оратора четкого указания источников его информации, часто обращаются за уточнением, интересуются дополнительной литературой, которую оратор должен быть в состоянии им назвать. Аудитория старшего возраста лучше понимает медленную речь. Люди старшего возраста с трудом поддаются переубеждению, а информацию, которая противоречит их взглядам, часто просто игнорируют, отказываются ее воспринимать. Аудитория данного возраста испытывает, как правило, потребность в личном эмоциональном контакте с оратором, в эмоциональных переживаниях и привязанностях. Вопросы, которые задает аудитория старшего возраста, отличаются детальностью и дотошностью, аудитория ожидает подробного ответа по существу на все заданные вопросы. Выступая перед старшим поколением, оратор должен помнить о следующем: говорить медленно; апеллировать к опыту слушателей, к историй, историческим фактам; не переубеждать, а информировать; иметь наготове библиографию или даже книги и брошюры, которые можно было бы показать интересующимся слушателям; ссылаться на авторитеты, известные источники, статистические данные. Учет профессиональных особенностей аудитории Так, представители точных наук, естественных областей знания требуют от выступающих точных формулировок, тезисов. Для представителей данных профессий необходимо подавать информацию аналитически, расчленять ее. Данная аудитория привыкла к цифровым данным и ожидает, что будут приведены цифры и числа. Существуют наблюдения над особенностями восприятия вузовских лекций студентами дневного отделения и вечерниками, для которых главное – работа. Так вот, «учащиеся» ценят в лекциях эрудицию лектора, любят проблемность, ждут, что лектор выделит моменты, влияющие на самообразование. «Работающие» ценят в лекторе умение коротко говорить, ждут от него четкого выделения главного, требуют удобного темпа и ритма, а самообразовательная значимость лекций для них практически не важна. Национальная специфика аудитории Существуют и национальные особенности той или иной аудитории – кстати, это вопрос, требующий в настоящее время самого пристального внимания. Одни и те же доводы, аргументы, риторические приемы, приемы текста имеют разную силу в разных культурах, обладают разной эффективностью. Кроме того, существуют приемы, эффективные для аудитории, состоящей из представителей одного народа, но совершенно не дающие эффекта среди слушателей, принадлежащих к другой национальности. В мусульманской аудитории большой убедительной силой обладает цитата из Корана, имение мудрецов, апелляция к мнению стариков. Немцу нужно показать экономию, пользу от реализации той идеи, которую пропагандирует оратор и т. д. Учет пола аудитории Выступление в женской аудитории. Сецифику, которая заключается в следующем: данная аудитория остро реагирует на негативные явления материального и бытового плана; у слушателей преобладает конкретно-образное мышление; высокая эмоциональность восприятия; предпочитает воспринимать информацию на слух многое др. Обеспечить высокую эмоциональность изложения; максимально использовать апелляцию к бытовым примерам, случаям из повседневной жизни, проблемам семьи; максимально использовать наглядность; рассматривать в одном выступлении только одну проблему. Выступление в мужской аудитории. Специфика мужской аудитории: она лучше информирована по всем вопросам, чем женская; мужчины много читают газет и смотрят ТВ, поэтому располагают последней информацией; преобладающие интересы связаны с работой и политикой; нетерпелива к длиннотам; не любит слишком подробное «разжевывание» материала. При выступлении в мужской аудитории можно рекомендовать: умеренную эмоциональность; дедуктивную подачу материала; не делать слишком явно выводы за аудиторию; использовать более абстрактное изложение; рассматривать 2–3 вопроса; давать обязательно аргументацию выдвигаемого тезиса; обеспечить рациональное построение выступления, причем построение выступления должно быть очевидным для аудиторий – мужчины это любят. Учет структурации слушателей по типу психики Каждый слушатель относится к определенному психическому типу. Существует много различных классификаций людей по типами психики, но для ситуации публичного выступления необходимо учитывать разделение слушателей на ригидный, гибкий и средний типы. Ригидный слушатель верит авторитетам, сформировавшемуся мнению, устойчиво сохраняет верность докоммуникативному воздействию, то есть не склонен менять своих мнений. Гибкий слушатель, – это такой, который вырабатывает собственное мнение как бы каждый раз заново, с учетом нынешней ситуации, нынешних условий. Гибкий слушатель по всем вопросам имеет собственные суждения, не зависит от авторитетов, самостоятельно вникает в суть каждого факта или явления идает всему самостоятельные оценки. Средний тип слушателя – промежуточный между ригидным и гибким. Принадлежность того или иного человека к определенному типу определяется экспериментально. Слушателей с высокой степенью ригидности психики убеждать крайне трудно, лучше всего превратить выступление перед ними в чисто информационное. Преодоление ригидности аудитории – практически недостижимая задача. Гибкие же люди – наиболее благодатная аудитория, они легко вступают в диалог с оратором, живо реагируют, пытаются осмысливать приводимые аргументы. Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме: Удачно ли начало выступления? Есть ли драматизм в изложении? Удачны ли примеры, иллюстрации? Адекватна ли громкость? Адекватен ли темп? Адекватен ли язык и стиль выступления? Удачно ли завершено выступление? Уложился ли оратор в регламент? Хорошо ли держался оратор? Интересно? Оригинально? Ясна ли основная мысль выступления? Убедительно? Экспертная оценка публичного выступления осуществляется по десятибалльной шкале: «да» – 10 баллов, «нет»– 1 балл, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Данная анкета может быть использована для всех типов публичных выступлений, но при оценке развлекательных выступлений вопросы 12 и 13 не учитываются. Удачным считается выступление, набравшее не менее двух третей возможных баллов, то есть не менее 86 при 13 вопросах. Удобно сочетать самооценку выступления с его экспертной оценкой кем-либо из посторонних.


28. Академическое красноречие. Жанры профессиональной речи педагога.Академическое красноречие - это область знаний о возможности обучения адресат. АК развивается со времен античности, требования к учебным текстам сформулированы впервые Цицероном, который считал, что главное в учебной речи эмоциональное воздействие на собеседника. В предисловии к «Краткому руководству к красноречию» сформулировал требования к структуре красноречия, которая включает три части: 1) теоретическое положение; 2) иллюстрация; 3) пояснение иллюстрации. Об АК говорит Кошанский в книге «Частная риторика», впервые формулируя идею о необходимости взаимодействия этоса, логоса и пафоса в учебной речи. Данные идеи были реализованы в двух типах высказывания: 1) в письменной речи выдающихся педагогов (Ушинский); 2) в устных высказываниях (в жанре лекции) ученых, работавших во 2-ой половине 19 века (Менделеев, Пирогов, Кони). Обобщение достижений теории практики АК 19 века позволяет сформулировать основные требования к публичному академическому высказыванию: 1) устная научно-учебная речь представляет собой речевое произведение научно-популярного подстиля (т.е. автор стремится представить знания как интересное и понятное); 2) основными приемами популяризации в АК являются аналогии (внутрипредметные, межпредметные, научно-художественные) и яркие сюжетные иллюстрации. Дополнительные приемы популяризации: акцент на эстетике или самой деятельности предмета речи. Научно-популярные высказывания имеют особую интонационную оформленность, при этом различаются по своим связям с логосом, этосом и пафосом. Так выделяется дидактическая интонация (интонация логоса), доверительная, проникновенная, интонация заинтересованности, интонация любознательности (академического пафоса). Кроме жанров учебной литературы и жанра лекции, АК реализуется в риторических ситуациях академического общения. Академическая среда как особый контекст речи отличается следующими особенностями: 1) основная ценность академической среды – научная школа, 2) в академической среде не доверяют ни первому, ни внешнему впечатлению, 3) творческий потенциал, ценностное отношение к исследованиям, 4) острая эмоциональная реакция на критику научных взглядов, 5) представители академической среды испытывают острую потребность оправдать доверие студентов и коллег. В данной среде актуальны следующие риторические ситуации: 1) ситуация научной дискуссии, 2) ситуация презентации продукта творческой деятельности, 3) ситуация презентации научной школы. Наиболее значимым предметом речи в этих ситуациях являются научные идеи как особый вид научного знания (отличающиеся от таких знаний, как понятие, закономерности, способы деятельности творческим характером, научной новизной). Именно научные идеи оформляются в научном тексте с помощью риторических средств.      
29. Политическая риторика. Профессиональная политическая речь.Политическая риторика – область знаний о закономерностях продуцирования и восприятия речи на социально значимую тематику в условиях общения с аудиторией, которая способна влиять на политические процессы. Автором политической речи может быть политик, государственный служащий, журналист, гражданин. Предметом речи в политическом красноречии являются те или иные проблемы речи, которые влияют на жизнь общества в целом или отдельных социальных групп. Адресатом политического красноречия является или общество в целом или общественность (та часть общества, которая пытается осознанно влиять на политику). Цель коммуникации – убеждение адресата в необходимости или политических изменений, или политической стабильности. Жанры: 1) жанры гомелитического характера (послание, обращение, манифест). Автор речи в данном жанре дистанцируется от адресата. Выступает в образе вождя. В данном образе автор речи должен создать у адресата впечатление движения к конкретной цели, позитивности тех или иных социальных действий (в случае несоответствия действий общечеловеческим ценностям они оправдываются социальной необходимостью), 2) жанры политической ораторики (публицистические тексты в печатных СМИ, ораторские выступления ток-шоу, на митингах, в политических дискуссиях, в парламенте). Автор речи стремится убедить аудиторию в необходимости отказаться от части своих взглядов, при этом основная часть аргументации направлена на опровержение мнения политического противника. Если конкретного политического противника не существует, в тесте создается «образ врага»: враг внешний (другое государство), люди конкретной национальности, люди определенной социальной группы, какие-то черты национального характера, это могут быть мифические образы (например, НЛО), образ врага может быть предельно обобщен в таких понятиях как: угрозы, препятствия, нестабильность. Данный образ может быть риторически эффективным только при условии введения образа врага в морализаторский контекст, порицание врага обычно сопровождается моралью, а именно: утверждением, в котором сформулированы те или иные законы повседневной жизни, имеющие моральный и нравственный аспект. Автор политической ораторской речи также должен демонстрировать лидерские качества, которые проявляются в следующих компонентах текста: в компонентах, информирующих о выборе средств, в компонентах, информирующих о союзниках. Вождь видит цель, лидер знает средства ее достижения, 3) жанры политической рекламы (политическая листовка, политическая биография). Создается имидж. Данные жанры предназначены для создания привлекательного политического образа, который должен приниматься как политическая ценность общества в целом. Самое главное в политической рекламе – образ адресата, поэтому в данных жанрах адресат называется прямо, описываются его ценности, подчеркивается значимость этих ценностей для субъекта политической деятельности и указываются средства, которые используются для сохранения ценностей. Важно ориентироваться на того адресата, который наиболее остро реагирует на социальные проблемы.                
30. Судебное красноречие. Судебное красноречие развивается со времен античности. Цель данного вида красноречия – убедить присутствующих на судебном заседании в том, что необходимо обвинить или оправдать подсудимого. Судебное ораторское античное искусство изобрели этопею (искусство создания характера). Это изобретение основывалось на идее о том, что благонравный человек, достойный член общества или страдающий человек заслуживает в суде снисхождения. В «Риторике» Аристотеля формулируются правила применения в судебном выступлении (этоса, логоса и пафоса). Аристотель пишет, что страсти адресуются, во-первых, молодым людям, людям с неустойчивым общественным положением. Аргументы воспринимаются, прежде всего, людьми зрелыми. Нравы, аргументы и страсти должны быть соразмерны. Теория судебного выступления развивается в трудах Марка Тулия Цицерона. В трактате «О прекрасном ораторе» Цицерон предлагает схему судебного выступления. Он считает, что главными условиями успеха является возможность обезоружить противника, раскритиковать его аргументы в собственной речи. Модель: 1) обстоятельства дела, 2) приведение доводов в пользу собственного тезиса, 3) приведение доводов против собственного тезиса и разбор их (сильные доводы против разбираются совокупно, слабые поодиночке), 4) этопея (характеристика личности подсудимого), 5) обращение к суду. В отечественном судебном красноречии используются описательные закономерности с 1864 года с момента создания суда присяжных в России. В конце 60-х годов деятельность русских судебных ораторов (адвокат Плевако, Кони, обвинитель Александров). Была представлена как в изданиях их речей, так и в теоретических трудах. Наиболее известна книга Пороховщикова «Искусство на суде». В этой книге П. анализирует деятельность Кони, формулирует закономерности восприятия публичной судебной речи. Логические аргументы без взаимодействия с аргументами к человеку не обеспечивают действительности речи. «Аргументы к человеку» П. называет, во-первых, выражение эмоционального состояния оратора, во-вторых, обращением к ценностям адресата, в-третьих, нахождением общих позиций между адресатом и оратором. В книге содержатся требования к культуре судебной речи, указание на то, как исправить фрагмент художественного текста в судебном выступлении. В современном судебном красноречии рассматриваются проблемы, во-первых, композиции судебных речей, во-вторых, стилистических особенностей судебных выступлений. Структура современного судебного выступления включает: 1) характеристика обстоятельств дела, 2) соотнесение данных обстоятельств с законом, 3) последовательный анализ доказательств виновности подсудимого, 4) характеристика его личности, 5) обращение к обстоятельствам, смягчающим вину подсудимого, 6) анализ выступлений свидетелей с обращением к их связи с подсудимым, 7) общественная оценка поведения подсудимого, 8) обращение к суду с предложением применения к подсудимому той или иной меры наказания или оправдания его. Стилевые особенности судебного выступления рассматриваются с учетом признаков публицистического и официально-делового стиля. Как проявление официально-делового стиля судебное красноречие устанавливает возможность применения норм права к данному конкретному случаю, при этом автор ориентируется на такие признаки о-д стиля как: императивный характер (долженствования), стандартизированность, наличие специальных клише (свидетели показывают, что…). Публицистический стиль актуален в ситуации судебного выступления, так как все аргументы к человеку требуют открытой авторской оценки (автор открыто оценивает обстоятельства дела как профессионал, как гражданин, выступая при этом носителем общечеловеческих, государственных, национальных, социальных ценностей), поэтому в судебном выступлении используются особые приемы и средства авторской оценки: 1) оценочная лексика (в том числе, правосудие, справедливость), 2) тропы (актуальные социальные метафоры (военных действий, растительного мира), используются фигуры речи (антитеза, градация, риторический вопрос, введение вымышленной речи, фигура уступки (допустим…), анафора в конце выступления). В судебное выступление включается фрагмент научного стиля, когда идет речь о данных экспертизы.           
31. Беседа как риторическое событие. Типы беседы. Модели беседы, распространенные в современной речевой среде (непродуктивные и продуктивные). Способы предупреждения нежелательных типов беседы.        Беседа – взаимный разговор, общительная речь между, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. Закономерности убеждения адресата в межличностном общении рассматриваются, во-первых, в риторике беседы, во-вторых, в нейролингвистическом программировании. Психологические основания межличностного общения Возможности продуцирования межличностной речи обусловлено эмоциональным равновесием автора (соответствием эмоционального состояния автора речи к ситуации общения), поэтому в риторике предлагаются алгоритмы вхождения в состояние эмоционального равновесия. Алгоритм «Поиск позитива»: 1) анализ ситуации и характера требуемого эмоционального состояния, 2) нахождение подобного состояния в прошлом опыте, 3) закрепление данного состояния с помощью припоминания деталей, 4) сохраняя данное ощущение, осмыслить себя в настоящем, 5) создать «якорь» (слово-символ или жест, связанный с данным состоянием), 6) закрепить «якорь», 7) при необходимости данного эмоционального состояния, прежде всего, воспроизводить «якорь». Алгоритм «Избавление от негатива»: 1) воспроизвести расстроившую вас фразу, не боясь душевной боли, 2) прокрутить ее в сознании несколько раз в ускоренном темпе. Основные виды межличностной коммуникации 1) Неофициальная коммуникация (дружеская беседа) 2) Полуофициальная коммуникация (светская беседа) 3) Официальная коммуникация (деловая беседа) Условия эффективности дружеской беседы 1) Такая степень доверия, которая позволяет определить всех иных коммуникантов как посторонних (в данном месте в данное время) 2) Умение рефлексивного слушания (умение использовать формальные признаки заинтересованности в коммуникации, позитивного восприятия партнера, понимание его позиций): мимика, жесты, речевые подхваты, переформулировки (значит, это…), повтор фраз собеседника. Условия эффективности светской беседы 1) Наличие фактических компонентов, позволяющих продемонстрировать интерес к собеседнику как к личности 2) Соблюдение требований  структуре светской беседы 3) Умение вести себя непринужденно. В светской беседе выделяют 3 этапа: 1) вводная часть 1.1 знакомство или напоминание о себе 1.2 вопрос, основанный на личной информации 1.3 просьба о помощи (вопрос или просьба сообщить информацию, значимую для данной ситуации) 1.4 предложение помощи 2) основная часть состоит из вопросов, позволяющих получить информацию о человеке с точки зрения социальных характеристик (его профессионализма, отношение к актуальным социальным проблемам), данные вопросы могут чередоваться с оценками актуальных социальных ситуаций. 3) завершение светской беседы – непредсказуемый этап, который может быть нефиксированным, требует использования средств речевого этикета: извинение, косвенная похвала беседе, выражение надежды на дальнейшую коммуникацию. Неэффективные стратегии светской беседы: 1) стратегия излишней близости. 2 типа высказываний: 1. вопросы личностного характера, 2. информация личностного характера 2) стратегия излишнего отстранения. 2 формы: 1. отсутствие реакции на светскую коммуникацию партнера по общению, 2. основное средство анекдот. Деловая беседа  - это риторический жанр, целью которого является формирование у участников общения убеждения в необходимости определенного способа решения деловых задач. Структура деловой беседы: 1.  представление (личное или той фирмы, которую представляет инициатор общения, 2. описание ситуации, в которой возникает необходимость решения деловой задачи, первые две части – 1) вводный этап  3.  формулировка просьбы (система методов и приемов убеждения собеседника – 1. логическая аргументация, показывающая взаимовыгодность предложения, 2. приведение примеров реализации подобных предложений, 3. апелляция к авторитетным лицам, поддерживающим предложение) – 2) второй этап беседы. Приемы: 1. подтверждение своей позиции статистически, 2. сопоставление аналогичных ситуаций, 3) информирование о позициях тех или иных авторитетных лиц.  4. завершение беседы – 1. благодарность, 2. выражение надежды на дальнейшее сотрудничество. 3) третий этап. Обычно задача делового общения решается на 1 этапе. На 2 этапе меняется эмоциональное состояние участников общения, формируется позитивное отношение каждого участника к реальному варианту решения проблемы, при этом очень важно создать общий ценностный фонд, к которому участники обращаются в зависимости от своей готовности к решению проблемы. Общие ценностные компоненты: культурные традиции, традиции, отражающиеся в священных текстах, актуальные социальные явления. Безусловно, неценностные компоненты: присоединение к глобальным ценностям будущего, явления массовой культуры. Приемы манипуляции в деловой беседе: 1) риторическая фигура умаления, 2) предложение ложного выбора (уважаемые студенты, сдаем экзамен на этой недели или на следующей?) 3) мнимый компромисс – выражение готовности к очевидным уступкам от специально завышенных требований (10000 -7000 – 3000). Эффективность делового общения в значительной степени зависит от учета коммуникативно-психологических особенностей адресата. На основании этого выделяется 3 коммуникативно-психологических типа личности: 1) моноактивный (финны), 2) полиактивный (итальянцы), 3) реактивный (японцы).
Тип личности Речевая энергетика Предмет речи Предпочитаемый собеседник
Моноактивный Сдержанная Один предмет речи Надежный
Полиактивный Высокая Многокомпонентный предмет речи (часто бессистемный) «Свой человек»
Реактивный Разнообразная Несколько компонентов речи, связанных между собой Компетентный (по образованию)
Определение типа личности: 1) учет речевой энергетики (темп речи, сила голоса, участие жестов, изменение позы), 2) определение предпочтений предмета речи, осуществляется по ключевым словам собеседника, по способу формулировок определения понятий. Способы предупреждения нежелательных типов беседы: 1) не делать покорно то, чего от вас ждет собеседник, а предложить ему собственную модель, 2) тактично, мягко, не обижая собеседника, словно то, что происходит между вами.           
32. Типы собеседников и стратегия их речевого поведения в беседе: «закрытая» стратегия, «открытая» стратегия. Существует два типа собеседника: «закрытый» тип, «открытый» тип.
«Закрытый» тип «Открытый» тип.
1) главная ценность – «я сам», я и есть самое интересное 1) главная ценность, т. е. самое интересное, - мой собеседник и тема разговора
2) право на речь – это право на власть; следовательно, нужно любой ценой захватить инициативу, выдвинуть и развернуть свою тему, бороться и победить Стратегия – подчинения себе (авторитарная модель, доминирование, создание иерархии 2) не важно, кто главенствует – я сам или другие, иерархия (отношение господства) мешает подлинному взаимодействию, делает его неинтересным.Стратегия – равноправное сотрудничество, п не борьба
3) мой партнер (собеседник) – объект, которым я могу манипулировать, в разговоре я командую, он - подчиняется 3) мой партнер – особый, не зависящий от меня самостоятельный мир, которым я вовсе не должен управлять. Лучше с ним познакомиться: как интересно!
4) хочу показать себя, полюбоваться собой, высказаться сам 4) хочу узнать и

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow