Расположение содержания в описании. Начало. Середина описания: принципы изображения ее содержания из «общих мест». Правила расположения «середины» описания

Описание – один из типов речи, наряду с рассуждением и повествованием. В риторике описание рассматривается в области риторического канона (2 этап, диспозиция). Описание состоит из следующих частей: начало – обращение к предмету, указание времени, места. В середине, если предмет бездейственен, описываются перемены в нем; если предмет неодушевлен, то описываются его части; если это действительное лицо, то описываются его свойства и действия. При этом следуют некоторым «изящным» правилам: то, что нравится, должно быть расположено ближе к концу, все части предмета четко отличаются друг от друга, избегается излишняя детализация, избегаются повторы. В конце вновь следует обращение к предмету, либо какая-то нравственная мысль, высокая идея. Ломоносовская традиция расположения содержания в описании. Описание вещи, по Ломоносову, есть «изображение» её. Автор «Краткого руководства к красноречию…» считал мастерство описания важным свойством описания. В книге Ломоносов предлагает порядок расположения «общих мест» в описании. Описание «бездушных» вещей 1. Место. 2. Целое и части. 3. Материальные их свойства.
Описание «одушевленных» предметов 1. Место, или время, или жизненные свойства. 2. Материальные части и их свойства. 3. Действия, обстоятельства их времени и места (если необходимо). Приведем образец расположения идей в описании вещи из старой риторики. САМОВАР Самоваром называется машина, в которой нагревается вода для приготовления чаю (определение). Части его (целое-части). Форма. Из чего делается (свойства материальные)? Лучшие самовары делаются в Туле (место). Употребляется самовар по преимуществу в России, но проникает от нас и в Западную Европу, и в Азию (применение, место). Схема расположения в этом образце. 1 – определение; 2 – целое-части; 3 – свойства: внешние (форма, материал); 4 – место; 5 – свойства: функции, употребление. «Схематическое» описание вещи с риторической точки зрения удачно, если оно: 1) понятно, 2) полно, 3) точно. Расположение частей в описание таково: 1 – общее назначение (функции) предмета; 2 – все его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа. «Схематическое» описание дело не простое. Здесь важна, прежде всего, четкость, точность и последовательность, т. е. структурность, именно схематизм, возведенный в принцип.

 


20. Расположение содержания в повествовании. Начало повествования. Середина истории и ее главный элемент – кульминация. Развязка. Риторические принципы создания интересного для адресата повествования. Повествование - словесное изображение последовательности взаимосвязанных событий, составляющих конкретный факт. Предмет повествования — действие, поэтому сказуемое и зависимые от него члены предложения (дополнения и обстоятельства), смысловые и грамматические связи между ними и образуют смысловую конструкцию повествования. Поскольку повествование развертывает предикат высказывания, грамматические категории глагола — лицо, время, вид, число, наклонение, залог и грамматические категории обстоятельства (время, место, образ действия, цель, условие) получают преимущественное значение. Связь между предложениями и их частями достигается за счет специальных лексических средств (слов, указывающих на смысловую связь следования, одновременности, причины, уступки, условия и т.д.) и лексико-грамматических средств (согласования видов, времен и наклонений глагола). Повествование строится от первого или непервого лица, в нем через грамматические категории наклонения и залога выражается отношение говорящего к предмету речи, последовательная связь предшествования, одновременности и последовательности, завершенности и незавершенности, реальности и возможности действия. Эти грамматические и лексические отношения и связи в тексте создают единство, ясность и достоверность повествования. Но, помимо составляющих словесную ткань повествования лексико-грамматических связей, существует еще и общая конструкция повествовательного текста, называемая сюжетом, которая образует его смысловую цельность и завершенность. Повествование есть “рассказ о событиях в последовательном порядке”: факт, о котором повествуется, разлагается в ряд таких отдельных “атомарных” событий. Этот ряд может в принципе дробиться до бесконечности, но в текст изложения входят только некоторые из них. Для читателя эта связь естественна и очевидна, а смысловые пропуски незаметны. Такая цепочка-последовательность выделенных и изображаемых событий называется фабулой. Но факт не сводится к фабуле. Из фабулы, как из строительного материала, воздвигается здание сюжета, который представляет собой оценку и распределение фабульных событий с точки зрения их значения для внутреннего единства и осмысления факта, о котором идет речь в повествовании. Элементы сюжета: экспозиция (представление действующих лиц, проблемы и исходной ситуации), завязка (образование конфликта или проблемы), нарастание действия (столкновение позиций и усиление напряжения), кульминация (момент максимальной напряженности), развязка или кризис (разрешение конфликта). Эти элементы сюжета универсальны, и по их наличию в тексте всегда можно определить, завершено ли повествование. Расположение содержания в повествовании. Повествование – тип текста, представляющий собой рассказ. Задача – зафиксировать представленные отдельно этапы действия. Каждый этап – часть целого. Начало: 1) обращение к адресату; 2) общая мысль рассказа; 3) общепринятая истина, высказанная в афористичной форме. 4) самое распространенное – место, время, действующее лицо. Середина: способ повествования может быть различным 1) естественный порядок событий; 2) с приключения, которое было в середине высказывания. 3) с конца (результата) к началу. Лучший вариант – естественный ход событий с нагнетанием степени значительности адресата, продвижением к кульминации. Кульминация завершает середину. Конец. Развязка соответствует началу и середине. После развязки может даваться нравственная мысль или вывод из всего повествования.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: