Учет хозяйственных продаж и прочего выбытия основных средств

Объекты основных средств выбывают из организации в результате:

§ продажи объекта другому юридическому или физическому лицу;

§ списания в случае морального и (или) физического износа;

§ передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций;

§ ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

§ передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;

§ списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на основные средства к арендатору;

§ по другим причинам.

Для определения целесообразности и непригодности объекта основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации, приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица. В том числе, главный бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма ОС-4) и актом на списание автотранспортных средств (форма ОС-4А) с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается руководителем организации.

Учет продажи и прочего выбытия основных средств ведется на счете 91 "Прочие доходы и расходы" с использованием соответствующих субсчетов. При списании основных средств к счету 01 может быть открыт субсчет "Выбытие основных средств". В дебет счета этого субсчета списывается стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации на счете 02. Остаточная стоимость на счете 01 "Основные средства" списывается на счет 91. Отрицательный результат по счету 91 не принимается при налогообложении. Если организация продала, ликвидировала или передала другому предприятию объект основных средств, то необходимо списать его стоимость с баланса организации.

 

Для учета выбытия объектов основных средств можно открыть к счету 01 отдельный субсчет "Выбытие основных средств".

Если организация решила использовать субсчет "Выбытие основных средств", при списании с баланса объекта основных средств необходимо сделать проводки:

Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01

- списана первоначальная стоимость объекта основных средств;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

- списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

- списана остаточная стоимость объекта основных средств.

Если выбывает объект основных средств, стоимость которого в результате переоценки была увеличена, то сумму его дооценки, числящуюся на счете 83 "Добавочный капитал", включают в состав нераспределенной прибыли:

Дебет 83 Кредит 84 «Нераспределенная прибыль»

- сумма дооценки выбывшего объекта основных средств включена в состав нераспределенной прибыли.

«Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей можно списывать на затраты по мере их отпуска в производство или эксплуатацию»[1]. Для этого в учете делают записи:

Дебет 01 Кредит 08

- передан в эксплуатацию объект основных средств стоимостью не более 10 000 руб.;

Дебет 20 «Основное производство» (23, 26, 29) Кредит 01

- списана стоимость объекта основных средств.

 

Если организация продает объект основных средств, делают проводки:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит 91-1 «Прочие доходы» - отражены доход от продажи объекта основных средств и задолженность покупателя;

Дебет 51»Расчетный счет» (50) Кредит 76

- поступили денежные средства от покупателя;

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- начислен НДС;

Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01

- списана первоначальная стоимость объекта основных средств;

Дебет 02 «Амортизация ОС» Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

- списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

- списана остаточная стоимость объекта основных средств;

Дебет 91-2 Кредит 23 «Вспомогательные производства» (20, 25)

- списаны расходы, связанные с продажей объекта основных средств (например, расходы на демонтаж оборудования, разборку здания и т.п.).

 

Если организация ликвидирует объект основных средств (например, вследствие его физического или морального износа), необходимы проводки:

Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01

- списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

- списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств"

- списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 25)

- списаны расходы, связанные с ликвидацией объекта основных средств (например, расходы на демонтаж оборудования, разборку здания и т.п.);

Дебет 10 Кредит 91-1

- оприходованы материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объекта основных средств.

Расходы на ликвидацию основных средств уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (п.1 ст.265 Налогового Кодекса РФ).

В конце месяца определяют финансовый результат от ликвидации объекта основных средств (как правило, убыток)

Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией основных средств в собственность другого юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены, оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1).На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает ее к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по месту нахождения объекта (инвентарной книге).Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: