Порядок бухгалтерского учета движения основных средств:продаж и прочего выбытия основных средств в ЗАО «НПВП Экорос»

    Бухгалтерской службой ЗАО «НПВП Экорос» для обобщения информации о наличии и движении основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, открыт синтетический счет 01 «Основные средства». Бухгалтерские проводки по поступлению, содержанию, восстановлению и выбытию основных средств осуществляются в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным приказом Минфина РФ № 94 от 21.10.2000 г.

    Все хозяйственные операции, связанные с движением основных средств, оформляются оправдательными документами. Бухгалтерской службой ЗАО используются формы для учета основных средств, разработанные Госкомстатом России (постановление № 7 от 21.01.2003 г. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»), а также самостоятельно разработанные учетные регистры, что не противоречит требованиям ПБУ 6/01 по учету основных средств. Основные формы учетных регистров приведены в таблице и оформлены в приложение к курсовой работе. (Таблица 2). Объекты основных средств выбывают и списываются с баланса предприятия в результате продажи, безвозмездной передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций. Результаты списания выбывших объектов основных средств в бухгалтерском учете отражаются в развернутом виде на счете 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету которого учитывается остаточная стоимость основных средств и затраты по их выбытию, а по кредиту - сумма выручки от продажи и другие виды дохода, компенсирующие расходы предприятия по выбытию основных средств. Порядок отражения в учете операций по выбытию основных средств (Таблица 3).На данном предприятии бухгалтерский учет основных средств компьютеризирован. Создана индивидуальная программа автоматизации бухгалтерского учета работниками - программистами, которая дает возможность при обработке бухгалтерских проводок сразу заполнять первичные документы.

В соответствии с имеющейся программой учета основных средств на предприятии ежемесячно делается распечатка «Наличие основных средств» по ОАО «Козельский механический завод» на 1-е число каждого месяца.

Распечатка имеет представленную в приложении 1(к дипломной работе) форму, которая достаточно удобна в использовании и заполнении данных для получения сведений о наличии основных средств и начисленной амортизации.

1 столбец - собираемые затраты, относимые на соответствующие счета и
субсчета.

Например, сч.08 «Вложение во внеоборотные активы», где учитываются расходы по складу. Буква в правом нижнем углу означает фамилию ма­териально-ответственного лица (например, С - Сидоров) основного средства - насос (столбец 6); или сч. 20 «Основное производство» субсчет 13 «рынок» (рабочий план счетов, предусмотренный в учетной политике предприятия), Р - Романов - материально-ответственное лицо за торговый навес.

2 столбец - год, месяц полезного использования.

Например, 6 - означает, что числящийся по этой строке насос можно использовать 6 месяцев; или 62 - числящийся по этой строке торговый навес можно использовать 62 месяца.

3 столбец - код участка. На данном предприятии существует 14 участков, по которым и разносят имеющиеся основные средства.

Например, 0 - это нулевой участок, 10-10 участок.

Остальные столбцы соответствуют своим наименованиям. В конце таблицы подводятся итоги.

Основные средства в ОАО «Козельский механический завод» принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет их вклада в уставный капитал. Большая часть основных средств приобретается или сооружается за плату.

Например, в январе 2004 года ОАО «Козельский механический завод» приобрело по договору купли-продажи здание склада. Согласно договору, стоимость склада -2360000 руб.(в том числе НДС- 360000 руб.). За госрегистрацию здания было заплачено 4000 руб. По учетной политике ОАО основные средства, которые нуждаются в госрегистрации, отражаются на счете 01 субсчет «Основные средства, которые подлежат госрегистрации». Бухгалтерий ОАО сделаны следующие проводки:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 51 «Расчетный счет»

- 2360000 руб. - оплачен счет продавца;

Дебет 08/4 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит 60

- 2 000 000 руб. - оприходовано здание на балансе организации (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60

- 360 000 руб. - учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца;

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

 Кредит 51

- 4000 руб. - перечислены деньги для оплаты регистрационных сборов;

Дебет 08 Кредит 76

- 4000 руб. - плата за регистрацию учтена в балансовой стоимости здания;

Дебет 01 субсчет "Основные средства, которые подлежат госрегистрации" Кредит 08

- 2 004 000 руб. (2 000 000 + 4000) - здание учтено на отдельном субсчете.

После госрегистрации и ввода здания в эксплуатацию бухгалтер сделал записи:

Дебет 01 Кредит 01 субсчет "Основные средства, которые подлежат госрегистрации"

- 2 004 000 руб. - здание зачислено в состав основных средств;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»

- 360 000 руб. - произведен налоговый вычет.

Другой пример - приобретение компьютера (акт приема-передачи формы №ОС-1 и инвентарная карточка формы № ОС-6 приведены в приложениях 2 и 4).

ОАО "Козельский механический завод" приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер. В счете была обозначена стоимость составных частей компьютера:

системный блок - 23600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.);

монитор - 8260 руб. (в том числе НДС - 1260 руб.);

клавиатура - 590 руб. (в том числе НДС - 90 руб.);

мышь - 354 руб. (в том числе НДС - 54 руб.).

Итого стоимость компьютера - 32804 руб. (в том числе НДС - 5004 руб.).

Составные части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) могут функционировать только в составе единого комплекса, поэтому компьютер был принят к учету как единый инвентарный объект и сделаны проводки:

Дебет 60 Кредит 51

- 32804 руб. - оплачен счет продавца;

Дебет 08 Кредит 60

- 27800 руб. (32804 - 5004) - оприходован компьютер на балансе организации (по стоимости составных частей без учета НДС);

Дебет 19 Кредит 60

- 5004 руб. - учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца.

Доставку компьютера (236 руб., в том числе НДС - 36 руб.) ОАО дополнительно оплатило наличными из кассы через подотчетное лицо:

Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит 50 «Касса»

- 236 руб. - выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера;

Дебет 08 Кредит 71

- 200 руб. (236 - 36) - плата за доставку учтена в балансовой стоимости компьютера (на основании авансового отчета подотчетного лица);

Дебет 19 Кредит 71

- 36 руб. - учтен НДС по расходам на доставку (на основании счета-фактуры транспортной организации).

Когда компьютер ввели в эксплуатацию, были сделаны проводки:

Дебет 01 Кредит 08

- 28000 руб. (27800 + 200) - компьютер зачислен в состав основных средств организации;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 5040 руб. (5004 + 36) - произведен налоговый вычет.

 

Основные средства необходимо постоянно поддерживать в рабочем состоянии, что требует определенных затрат.

Расходы на обслуживание (технический осмотр, уход и т.п.) и все виды ремонтов (текущий, средний, капитальный) основных средств включаются в себестоимость продукции:

Расходы на ремонт учитываются при налогообложении прибыли в размере фактических затрат. Эти расходы включаются в себестоимость продукции в том отчетном периоде, в котором они возникли.

ОАО "Козельский механический завод" произвело текущий ремонт станка. Расходы на ремонт составили:

заработная плата рабочих - 2000 руб.;

единый социальный налог, начисленный с заработной платы рабочих - 712 руб.;

стоимость покупных деталей - 3000 руб., в том числе НДС - 500 руб.

Сделаны проводки:

Дебет 20 «Основное производство»

Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

- 2000 руб. - списана на себестоимость заработная плата рабочих, проводивших ремонт;

Дебет 20 Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» (69-1, 69-3)

- 712 руб. - списан на себестоимость единый социальный налог;

Дебет 71»Расчеты с подотчетными лицами»  Кредит 50 «Касса»

- 3000 руб. - выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты деталей;

Дебет 10 «Материалы»  Кредит 71

- 2500 руб. (3000 - 500) - оприходованы детали, купленные для ремонта станка;

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 71

- 500 руб. - учтен НДС;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 500 руб. - принят НДС к вычету;

Дебет 20 «Основное производство»  Кредит 10 «Материалы»

- 2500 руб. - списаны на себестоимость детали, использованные при ремонте станка.

Всего на себестоимость ремонта было списано 5212 руб. (2000 + 712 + 2500). Эта сумма полностью учтена при налогообложении прибыли.

Восстановление объекта осуществляется также путем модернизации и реконструкции. Под модернизацией и реконструкцией принято понимать улучшение качественных характеристик основного средства (например, увеличение его мощности, срока службы и т.п.). Затраты на модернизацию и реконструкцию основных средств в себестоимость не включаются, а относятся на увеличение их первоначальной стоимости.

Например, ОАО "Козельский механический завод" в феврале 2004 года улучшило технические характеристики компьютера, заменив процессор на более мощный и установив CD-дисковод. Стоимость работ (с учетом стоимости новых деталей) составила 15300 руб. (в том числе НДС - 2550 руб.). Сделаны проводки:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит 51 «Расчетный счет»

- 15300 руб. - оплачена стоимость работ;

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»  Кредит 60

- 12750 руб. (15300 - 2550) - учтены затраты на модернизацию;

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям»  Кредит 60

- 2550 руб. - учтен НДС;

Дебет 01 Кредит 08

- 12750 руб. - сумма затрат на модернизацию включена в первоначальную стоимость компьютера;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 2550 руб. - произведен налоговый вычет.

Снятый с компьютера старый процессор может быть использован в организации, его оприходовали на счете 10 "Материалы" по рыночной стоимости. В учете сделана проводка:

Дебет 10 Кредит 91-1 «Прочие доходы»

- оприходованы запасные части для дальнейшего использования.

Для учета выбытия объектов основных средств в случаях их продажи, списания вследствие физического и морального износа, частичной ликвидации и других причин в ОАО «Козельский механический завод» к счету 01 «основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств», в дебет которого переносится стоимость выбывающих объектов, а в кредит – сумма накопленной по ним амортизации. Таки образом, на субсчете «Выбытие основных средств» отражается остаточная стоимость выбывших объектов основных средств. По завершении процедуры выбытия на основания акта на списание (Форма №ОС-4 в приложении 5) остаточная стоимость объектов основных средств списывается со счета «Основных средств» (субсчет «Выбытие ОС») на счет «Прочих доходов и расходов» в зависимости от финансовых результатов выбытия.

Например, в феврале 2003 года ОАО списало прессовальный станок вследствие физического износа, первоначальная стоимость станка 243 800 руб. В учете данная операция отражена следующими бухгалтерскими проводками.

Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 на сумму 243800 руб.- списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

Дебет 02 «Амортизация ОС»  Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" на сумму 240000 руб.- списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" на сумму 3800 руб. (243800 – 240000)

- списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

Дебет 91-2 «Прочие расходы»  Кредит 20 «Основное производство» на сумму 17600 руб. - списаны расходы, связанные с ликвидацией прессовального станка - расходы на демонтаж;

Дебет 10 «Материалы»  Кредит 91-1 «Прочие доходы»

- на сумму 14020 руб. оприходованы материалы, полученные при ликвидации объекта основных средств.

Расходы на ликвидацию основных средств уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (п.1 ст.265 НК РФ).

В конце месяца определен финансовый результат от ликвидации прессовального станка.

Финансовый результат представляет собой разность между первоначальной (восстановительной после переоценки) стоимостью объектов, расходами на ликвидацию (снос, демонтаж оборудования, разборка сооружений и т.п.) и выбытие, с одной стороны, и суммами начисленной амортизации, выручки от продажи основных средств и материальных ценностей, поступивших в связи с их ликвидацией, - с другой.

То есть, в нашем примере: первоначальная стоимость + расходы на демонтаж = 243800 + 17600= 261400 руб. – с одной стороны, и

- амортизация ОС + оприходованные материальные ценности = 240000 + 14020 = 254020 руб. – с другой стороны.

Финансовый результат = 261400 руб. – 254020 руб. = 7380 руб.- убыток.

Дебет 99 «Прибыли и убытки

Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

- отражен убыток от ликвидации прессовального станка.

Если выбывает объект основных средств, стоимость которого в результате переоценки была увеличена, то сумму его дооценки, числящуюся на счете 83 «Добавочный капитал», включают в состав нераспределенной прибыли. Так как результаты переоценки учитываются для целей обложения налогом на имущество. В данной ситуации будет сделана дополнительная проводка:

Дебет 83 «Добавочный капитал» Кредит 84 «Нераспределенная прибыль» - сумма дооценки выбывшего объекта основных средств включена в состав нераспределенной прибыли.

Основанием для бухгалтерских записей в случае выбытия объекта основных средств являются акты на списание основных средств, инвентарные карточки, группировочные ведомости (машинограммы), листки-расшифровки.

Операции по кредиту счета 01 «Основные средства» отражаются в журнале-ордере № 13. Основанием для этих операций служат акты приема-передачи (ф. ОС-1), расчеты по начислению амортизации.

Дебетовые обороты по счету 01 находят отражение в разных журналах-ордерах в зависимости от источника приобретения. Например, при поступлении основных средств от учредителей данная операция отражается в журнале-ордере №8 «Учет расчетов» на счете 75 «Расчеты с учредителями».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: