Консультирование как психологический процесс

Рассматривается ли консультирование как особый вид отношений помощи или консультирование является психологическим процессом. Основные причины фундаментальной связи между психологией и консультированием следующие.

Во-первых, цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. Все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей так, чтобы люди могли жить более эффективно.

Во-вторых, процесс консультирования сам является психологическим. Консультирование подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов. Кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования.

В-третьих, основополагающие теории, из которых "произрастают" цели консультирования и использующиеся в нем воздействия, являются психологическими.

 

Выводы по результатам первого раздела

 

Социально-экономическая ситуация в России в ближайшем будущем, скорее всего, кардинально не улучшится, и многие люди будут находиться под давлением стрессовых факторов разного рода. Очевидно, что владение менеджером умениями и навыками психологического консультирования позволяет оказывать помощь непосредственно отдельным сотрудникам, а опосредованно - организации в целом.

Деятельность консультанта-психолога в организации направлена на разрешение общих проблем с помощью решения проблем частных лиц, и девиз этой работы - "Хорошие работники - процветающая фирма".

Раздел 2. Психологическое консультирование

Интервью как основной метод консультирования

 

Психолог-кон­сультант работает с сотрудником, что предполагает диалогическую работу. Она проводит­ся в специально назначенное время спе­циалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует си­туацию сотрудника как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов анализа ситуации с целью создания для него вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть создания большей мобильности внутреннего мира.

Рис 1. Строение психической реальности.

Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает пост­роение предмета взаимодействия психологом и сотрудником.

Но существенно важным для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения работника и психолога, будет внут­ренний мир служащего. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.

Интервью предполагает оказание воздействия с помощью вопросов и специальных заданий.

    Обычно к признакам хорошего интервью относят­ся: сотрудник понимает логику беседы, это повышает его активность в работе.

Позиция психолога может быть реализована с помо­щью тестов, игровых приемов, проективных ситуаций.

Самым важным показателем ус­пешности интервью - переживания сотрудника, ко­торые могут быть описаны - «Я стал другим».

Работа психолога-консультанта требует постоян­ной личностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психи­ческой устойчивости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: