Рассматривается ли консультирование как особый вид отношений помощи или консультирование является психологическим процессом. Основные причины фундаментальной связи между психологией и консультированием следующие.
Во-первых, цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект. Все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей так, чтобы люди могли жить более эффективно.
Во-вторых, процесс консультирования сам является психологическим. Консультирование подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов. Кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования.
В-третьих, основополагающие теории, из которых "произрастают" цели консультирования и использующиеся в нем воздействия, являются психологическими.
Выводы по результатам первого раздела
|
|
Социально-экономическая ситуация в России в ближайшем будущем, скорее всего, кардинально не улучшится, и многие люди будут находиться под давлением стрессовых факторов разного рода. Очевидно, что владение менеджером умениями и навыками психологического консультирования позволяет оказывать помощь непосредственно отдельным сотрудникам, а опосредованно - организации в целом.
Деятельность консультанта-психолога в организации направлена на разрешение общих проблем с помощью решения проблем частных лиц, и девиз этой работы - "Хорошие работники - процветающая фирма".
Раздел 2. Психологическое консультирование
Интервью как основной метод консультирования
Психолог-консультант работает с сотрудником, что предполагает диалогическую работу. Она проводится в специально назначенное время специалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует ситуацию сотрудника как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.
Интервью и является одним из специальных методов анализа ситуации с целью создания для него вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть создания большей мобильности внутреннего мира.
Рис 1. Строение психической реальности.
Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и сотрудником.
Но существенно важным для проведения интервью является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения работника и психолога, будет внутренний мир служащего. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение к его внутреннему миру — сделать его более динамичным.
|
|
Интервью предполагает оказание воздействия с помощью вопросов и специальных заданий.
Обычно к признакам хорошего интервью относятся: сотрудник понимает логику беседы, это повышает его активность в работе.
Позиция психолога может быть реализована с помощью тестов, игровых приемов, проективных ситуаций.
Самым важным показателем успешности интервью - переживания сотрудника, которые могут быть описаны - «Я стал другим».
Работа психолога-консультанта требует постоянной личностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психической устойчивости.