Бюджет Иркутской области

Согласно преамбуле закона Иркутской области «О бюджетном процессе Иркутской области» под бюджетным процессом понимается порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения областного бюджета, осуществление контроля за его исполнением.

Согласно Закону «О бюджетном процессе Иркутской области» Участниками бюджетного процесса Иркутской области являются:

1) Губернатор Иркутской области;

2) Законодательное собрание Иркутской области;

3) исполнительные органы государственной власти области;

4) орган управления территориального государственного внебюджетного фонда;

5) главные распорядители (распорядители) средств областного бюджета;

6) главные администраторы (администраторы) доходов областного бюджета;

7) главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита

областного бюджета;

8) получатели средств областного бюджета;

9) Контрольно-счетная палата Иркутской области.

 Проект областного бюджета и проект бюджета территориального государственного

внебюджетного фонда составляются и утверждаются сроком на один год.

Проект областного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств области.

 Составление проекта областного бюджета и проекта бюджета территориального

государственного внебюджетного фонда начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Непосредственное составление проекта областного бюджета осуществляет финансовый орган области. Составление проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда осуществляет орган управления указанного фонда.

Порядок и сроки составления проекта областного бюджета и проекта бюджета

территориального государственного внебюджетного фонда, а также порядок работы над

документами и материалами, представляемыми в Законодательное собрание Иркутской области одновременно с проектом областного бюджета, устанавливаются администрацией Иркутской области.

Финансовый орган области представляет в администрацию Иркутской области проект областного бюджета и проект бюджета территориального государственного внебюджетного фонда не позднее чем за 15 дней до дня внесения проекта закона области об областном бюджете и проекта закона области о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в Законодательное собрание Иркутской области.

Администрация Иркутской области согласовывает с органами местного самоуправления

исходные данные для расчета размеров межбюджетных трансфертов из областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, межбюджетных трансфертов из местных бюджетов в областной бюджет. Губернатор Иркутской области до 15 сентября текущего финансового года рассматривает прогноз социально-экономического развития области, проект областного бюджета и проект бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год, иные документы и материалы, необходимые для составления и утверждения проекта областного бюджета. Но согласно Закону Иркутской области от 7 октября 2009 г.   № 58/24-ОЗ «О приостановлении действия отдельных положений Закона Иркутской области "О бюджетном процессе Иркутской области"»Установлено, что губернатор Иркутской области до 12 октября 2009 г. рассматривает прогноз социально-экономического развития региона, проект областного бюджета на 2010 год и проект бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на 2010 год, иные документы и материалы, необходимые для составления и утверждения проекта областного бюджета на 2010 год.

Губернатор Иркутской области вносит в Законодательное собрание Иркутской области проект закона Иркутской области об областном бюджете на 2010 год не позднее 15 октября 2009 г.

Внесенный губернатором проект закона Иркутской области об областном бюджете на 2010 год должен быть рассмотрен и принят окончательно Законодательным собранием Иркутской области не позднее 18 декабря 2009 г.

В законе области об областном бюджете и в законе области о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда должны содержаться основные характеристики областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, к которым относятся общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, общий объем расходов, дефицит (профицит) областного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

В законе области об областном бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в случае, если они не установлены бюджетным законодательством Российской Федерации. Законодательное собрание Иркутской области проводит публичные слушания по проекту

областного бюджета. Публичные слушания проводятся до рассмотрения Законодательным собранием Иркутской области проекта закона области об областном бюджете в первом чтении.

В публичных слушаниях вправе принять участие:

1) депутаты Законодательного собрания Иркутской области;

2) представители администрации Иркутской области, иных исполнительных органов

государственной власти области;

3) представители Контрольно-счетной палаты Иркутской области;

4) главы муниципальных образований области, иные представители органов местного

самоуправления муниципальных образований области;

5) депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,

избранные от области, и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской

Федерации - представители области;

6) представители иных федеральных органов государственной власти;

7) иные лица.

Публичные слушания проводятся открыто. На публичных слушаниях проект областного бюджета представляет администрация Иркутской области. По итогам публичных слушаний формируются предложения и замечания по проекту областного бюджета.

Предложения и замечания по проекту областного бюджета направляются Губернатору Иркутской области и доводятся до сведения депутатов Законодательного собрания Иркутской области на сессии Законодательного собрания Иркутской области перед рассмотрением проекта закона области об областном бюджете.

Законодательное собрание Иркутской области рассматривает и принимает проект закона области об областном бюджете в порядке, определенном Законом «О бюджетном процессе Иркутской области» и Регламентом Законодательного собрания Иркутской области. Законодательное собрание Иркутской области рассматривает проект закона области об областном бюджете в трех чтениях. При рассмотрении Законодательным собранием Иркутской области проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития области и основные направления бюджетной и налоговой политики области. При рассмотрении в первом чтении проекта закона области об областном бюджете Законодательное собрание Иркутской области заслушивает доклад Губернатора Иркутской области или лица, определенного Губернатором Иркутской области для представления проекта закона области об областном бюджете, содоклад комитета по бюджету, а также доклад председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области и принимает решение о принятии или отклонении указанного проекта закона. В случае принятия Законодательным собранием Иркутской области указанного проекта закона в первом чтении утверждаются характеристики областного бюджета, определенные частью 2 статьи 20 Закона «О бюджетном процессе Иркутской области». В случае отклонения в первом чтении проекта закона области об областном бюджете Законодательное собрание Иркутской области вправе:

1) принять решение о передаче указанного проекта закона в согласительную комиссию по

уточнению основных характеристик областного бюджета (далее - согласительная комиссия) для разработки согласованного варианта основных характеристик областного бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в сводном заключении комитета по бюджету, и при этом определить представителей Законодательного собрания Иркутской области в согласительной комиссии;

2) вернуть указанный проект закона Губернатору Иркутской области на доработку. Согласительная комиссия в течение 10 дней со дня отклонения проекта закона области об

областном бюджете в первом чтении разрабатывает вариант основных характеристик областного бюджета.

Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов

согласительной комиссии от Законодательного собрания Иркутской области, от администрации Иркутской области. Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство из присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается принятым согласительной комиссией, если его поддержали обе стороны. По окончании работы согласительной комиссии Губернатор Иркутской области в течение 5 дней со дня принятия решения согласительной комиссией вносит на рассмотрение в Законодательное собрание Иркутской области согласованные основные характеристики областного бюджета.

Законодательное собрание Иркутской области рассматривает проект закона области об областном бюджете по уточненным согласительной комиссией основным характеристикам областного бюджета в течение 10 дней со дня внесения Губернатором Иркутской области согласованных основных характеристик областного бюджета в Законодательное собрание Иркутской области. Предметом рассмотрения проекта закона области об областном бюджете во втором чтении являются:

1) приложение к проекту закона области об областном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов доходов областного бюджета;

2) приложение к проекту закона области об областном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета;

3) бюджетные ассигнования по разделам классификации расходов бюджетов на очередной

финансовый год в пределах общего объема расходов областного бюджета, утвержденных в первом чтении;

4) приложения к проекту закона области об областном бюджете, устанавливающие

распределение между муниципальными образованиями области межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год;

5) программа областных государственных внутренних (внешних) заимствований на

очередной финансовый год (приложение к проекту закона области об областном бюджете);

6) программа областных государственных гарантий в валюте Российской Федерации на

очередной финансовый год (приложение к проекту закона области об областном бюджете);

7) приложение к проекту закона области об областном бюджете по областным

государственным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год;

8) текстовые статьи проекта закона области об областном бюджете.

По результатам рассмотрения указанных поправок комитет по бюджету готовит и вносит на рассмотрение Законодательного собрания Иркутской области проект постановления Законодательного собрания Иркутской области о принятии во втором чтении проекта закона области об областном бюджете. Если Законодательным собранием Иркутской области проект закона области об областном бюджете не принят во втором чтении, то для подготовки согласованного варианта показателей создается рабочая группа из равного числа представителей Законодательного собрания Иркутской области и администрации Иркутской области. Согласованный вариант разрабатывается рабочей группой в порядке, установленном для организации работы и принятия решения согласительной комиссией. При рассмотрении в третьем чтении утверждается распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов областного бюджета в пределах расходов, утвержденных во втором чтении. Для рассмотрения в третьем чтении проект закона выносится на голосование в целом.

Принятый Законодательным собранием Иркутской области в третьем чтении закон

области об областном бюджете в течение 14 дней со дня принятия указанного закона

направляется Губернатору Иркутской области для обнародования. Исполнение областного бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана, а также на основе учета операций по исполнению областного бюджета на лицевых счетах, открываемых в финансовом органе области.

В настоящее время в Иркутске  идет процесс принятия бюджета на 2010 год.

Представленным Проектом закона предлагается утвердить следующие основные характеристики областного бюджета на 2010 год:

- общий объем доходов областного бюджета в сумме 53 838 451,4 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступления в сумме 12 781 010,4 тыс. рублей, из них объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в сумме 12 764 742,4 тыс. рублей;

- общий объем расходов областного бюджета в сумме 56 225 396,2 тыс. рублей;

размер дефицита областного бюджета в сумме 2 386 944,8 тыс. рублей, или 5,8 % утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита областного бюджета составит по объему размер дефицита областного бюджета.

Таким образом, показатели областного бюджета на 2010 год, предусмотренные законопроектом, сбалансированы.

 Анализ расчетов отдельных видов поступлений в областной бюджет показал, что имеются резервы для увеличения доходной части областного бюджета.

Общий объем расходов на реализацию расходных обязательств Иркутской области в 2010 году в объеме 56 225 396,2 тыс. рублей распределен по следующим направлениям:

- расходы на реализацию целевых федеральных программ и мероприятий - 6 055 186,8 тыс. рублей;

- расходы, осуществляемые за счет доходов от оказания платных услуг - 1 491 140 тыс. рублей;

- расходы на реализацию областных целевых программ - 1 108 684,4 тыс. рублей;

- межбюджетные трансферты муниципальным образованиям (за исключением целевых средств федерального бюджета и областных целевых программ) - 19 444 684 тыс. рублей;

- расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 2 765 123 тыс. рублей;

- иные расходы на содержание и обеспечение деятельности органов государственной власти, проведение мероприятий, оказание государственных услуг, социальное обеспечение населения, реализацию иных расходных обязательств Иркутской области - 25 360 578 тыс. рублей.

В 2010 году продолжится реализация национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Ввиду отсутствия окончательного распределения по субъектам РФ средств, выделяемых в 2010 году на реализацию нацпроектов, объем планируемых в Иркутскую область поступлений на сегодня окончательно не определен.

Анализ динамики показателей, характеризующих состояние государственного долга Иркутской области за период с 2005 по 2010 годы показал, что тенденция к увеличению объема государственного внутреннего долга области продолжает сохраняться.

Так, в 2010 году запланированный верхний предел государственного внутреннего долга Иркутской области по состоянию на 1 января 2011 года в размере 14 397 127,0 тыс. рублей в номинальном выражении увеличивается по сравнению с оценкой 2009 года на 19 процентов.

 

Заключение.

 

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Государственное регулирование направлено на единство бюджетной системы РФ, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полноту отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, достоверность бюджета.

Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным, поэтому роль региональных бюджетов возрастает.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

Список используемой литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998№145 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 09.04.2009).

2. Демин С.В.  Бюджет для всех М.: «МЦСЭИ», 2005 г., 191с

3. Другов Ю.В.  Организация бюджетного процесса М.: «МИНХ»,2005, 216с

4. Закон Иркутской области «О бюджетном процессе Иркутской области» от 25 июня 2008 года, №44/15-СЗ   

5. Закон Иркутской области «О приостановлении действия отдельных положений Закона Иркутской области "О бюджетном процессе Иркутской области"» от 7 октября 2009 года, № 58/24-ОЗ

6. Заключение КСП № 01/38-з по экспертизе Закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2010 год»

7. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Финансы и статистика, 2002. – 368с.

8. Кузьминов Я.И.  Бюджет и межбюджетные отношения М.: «Высшая школа экономики», 2006 г., 205с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: