Основным источником приобретения иностранной валюты различными учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы собственности, зарегистрированными в установленном порядке на территории России, является ВЭД.
В результате ВЭД, обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках подлежит: экспортная и иная валютная выручка резидентов за границей, а также доходы в инвалюте, связанные с экспортом товаров, в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме.
Под экспортной валютной выручкой понимается сумма валютных поступлений от экспорта товара (в том числе в форме авансовых переводов - предоплаты), т. е. внешнеторговая валютная цена за вычетом расходов в валюте, связанных с поставкой на экспорт (комиссионных, транспортных и т. д.).
Действующий механизм валютного контроля за поступлением экспортной выручки исходит из того, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Зачисление экспортной выручки в инвалюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера специального разрешения ЦБ РФ.
|
|
Порядок перевода и пересылки валютных ценностей из Российской Федерации нерезидентами и правила проведения ими валютных операций устанавливаются Центральным Банком РФ совместно с Министерством финансов РФ или самостоятельно.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, как правило, происходит путем их сокрытия. Практике известны различные способы сокрытия иностранных валютных средств, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки.
Наиболее распространенный способ сокрытия валютной выручки от экспорта товаров – это фальсификация документов, необходимых для проведения экспортной операции (внесение ложных сведений в паспорт сделки или учетную карточку таможенно-банковского контроля и др.)[11].
Статьей 193 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Общественная опасность данного преступления состоит в том, что им нарушается установленный порядок осуществления валютных операций, чем подрывается стабильность валютного рынка, финансовые интересы России, поскольку в бюджет государства не поступают значительные суммы выручки в иностранной валюте. Нередко сокрытие средств в иностранной валюте связано с такими преступлениями, как уклонение от уплаты налогов (ст.ст. 198, 199 УК РФ), незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней, жемчуга (ст. 191 УК РФ), хищения.
|
|
Целью статьи 193 УК РФ является уголовно-правовая охрана финансово-хозяйственных интересов государства, установленного порядка проведения валютных операций и стабильность валютного рынка.
Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод, что среди российских ученых нет единого мнения в отношении объекта рассматриваемого преступления. Так, например, Т.Ю. Погосян считает объектом преступления общественные отношения в области финансовой деятельности государства, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля[12].
В.Е. Мельникова к объекту преступления относит общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования ВЭД, расчеты по которой совершаются в иностранной валюте[13].
П.Н. Панченко несколько расширяет сферу объекта посягательства преступления и относит к нему «установленный законом порядок обращения средств в иностранной валюте, финансовые интересы государства, отношения в области финансовой деятельности государства, а именно, денежно-кредитная, банковская и налоговая системы РФ»[14].
Субъект преступления – специальный, а именно: руководители их заместители (наделенные соответствующими полномочиями) предприятий (организаций, учреждений), независимо от форм собственности. В случае, если виновный является должностным лицом государственного предприятия (учреждения, организации), то возможна квалификация содеянного дополнительно по ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями).
Субъективнаясторона характеризуется виной в форме прямого умысла, то есть, лицо сознает, что совершает действия (бездействие), направленнные на сокрытие валютных средств, и желает этого. Мотивы и цели могут быть при этом различными. На квалификацию содеянного они не влияют, но могут учитываться при назначении наказания, которое предусмотрено в виде лишения свободы на срок до трех лет.