Внимание в учебном процессе

При организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное вни­мание. Особенно велика роль непроизвольного внимания в начальных классах, так как у младших школьников слабо раз­вита способность к произвольному сосредоточению. Однако даже в младших классах строить учебно-воспитательный про­цесс только на основе этого вида внимания нецелесообразно.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, что, «сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помни­те, что не все может быть занимательным в ученье, а непре­менно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не зани­мает,— делать ради удовольствия исполнить свою обязан­ность». В школьной практике поэтому необходимо сочетать произвольное и непроизвольное внимание и, опираясь на не­произвольное, воспитывать произвольное.

Следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обучения. В связи с тем, что оно первоначально возникает как произвольное, необходима четкая организация начальных этапов деятельности, процесса «втягивания» в работу. Увлеченность, характерная для послепроизвольного внимания, связана с активностью личности, фор­мирование которой зависит от представленности в деятельнос­ти элементов творчества. В школьной практике этому способ­ствуют проблемность обучения, использование творческих за­даний и т.п. [5]

Важным условием формирования внимания школьника яв­ляется правильная и четкая организация всего учебного про­цесса. Являясь одним из условий успешности обучения, вни­мание в нем и формируется.

Особенно велико значение учебной деятельности для вос­питания произвольного внимания. Школьный возраст является периодом его активного становления. Внимание учащихся на уроке определяется особенностями его построения, зависит как от содержания изучаемого материала, так и от способов его подачи учителем. Живое, яркое, динамичное и вместе с тем последовательное, логически стройное изложение богатого по содержанию и доступного для усвоения материала — важное условие обеспечения внимательности школьников на уроке.

Мобилизация внимания учащихся связана и с особенностя­ми речи учителя, ее четкостью и выразительностью, тем­пом и т. п. Сосредоточению способствуют оптимальная гром­кость голоса, ее педагогически целесообразное варьирование по ходу урока (утомляет как громкая, так и очень тихая речь, вызывающая напряженность у слушателей). Важно умелое ис­пользование интонационных средств речи (психологически оп­равданные паузы, правильно расставленные фразовые ударе­ния и т. п.).

Большое значение для привлечения внимания имеют целе­сообразное использование наглядности (картин, муляжей, таб­лиц, схем и др.), демонстрация и самостоятельное проведение опытов, применение технических средств обучения. Важно учи­тывать, что однообразная, продолжительная, нетворческая ра­бота ослабляет концентрацию внимания, снижает устойчивость сосредоточения. Еще К. Д. Ушинский писал: «...Губительно действует на ребенка всякая слишком долгая и постоянная деятельность в одном направлении». Поэтому следует, особен­но в начальных классах, применять разнообразные формы и методы обучения.

Большое значение для поддержания внимания и воспита­ния привычек быть внимательным имеет организация урока: четкое начало занятий, наличие необходимых условий для работы и т. п. Следует выделить темп ведения урока. Живой, энергичный темп лучше мобилизует внимание. При чрезмерно быстром темпе могут из-за поспешности появиться «ошибки на внимание», при медленном темпе — работа не захватывает уче­ника и создаются условия для отвлечения. Темп проведения урока зависит, конечно, от содержания материала, трудности и легкости его усвоения, возраста школьников. Существенную роль в организации внимании учащихся играет последователь­ная, систематическая требовательность учителя. При органи­зации внимания необходимо учитывать, что длительное слухо­вое сосредоточение представляет значительно большую труд­ность, чем зрительное. Для его поддержания необходимо ис­пользование «зрительных опор» и внешних практических дей­ствий, например составление плана по ходу восприятия мате­риала. Так как произвольное внимание связано с направлен­ностью личности, решающее значение в его воспитании имеет формирование устойчивых интересов, воспитание волн, созна­тельного и ответственного отношения к учебной деятельности. Включение учащихся в различные виды трудовой деятельнос­ти— лучший путь формирования произвольного внимания.

Некоторые советские психологи (П.Я.Гальперин и др.) по­нимают внимание как особое психологическое действие конт­роля. Считается, что невнимательность школьников связана с неполноценным формированием функций контроля в условиях, когда он складывается стихийно. В связи с этим задачи пла­номерного воспитания внимания видятся как постоянное целе­направленное формирование автоматизированных действий ум­ственного контроля.[9]

Важным условием успешного осуществления учебно-воспи­тательного процесса является учет и возрастных, и индивиду­альных особенностей внимания школьников. Так, например, причинами недостаточной сосредоточенности в младшем школь­ном возрасте могут быть недостаточная интеллектуальная ак­тивность, несформированность навыков и умений учебной дея­тельности, неокрепшая воля ребенка. В педагогической прак­тике важно учитывать и индивидуальные особенности внеш­него проявления внимания. По внешним признакам — специ­фической позе, выражению лица и устремленности взгляда можно определить направленность внимания и степень его сосредоточенности. Если, например, взгляд ученика устремлен на учителя, корпус несколько направлен вперед, лоб слегка сморщен, а губы сжаты, можно предположить, что он внима­телен. Однако эти внешние показатели могут не соответство­вать действительной направленности сосредоточения. Поэтому наряду с «действительной внимательностью» выделяют «кажу­щуюся внимательность», а также «действительную невнима­тельность» и «кажущуюся невнимательность» (И. В. Страхов). Так, внешне внимательный ученик иногда не в состоянии пов­торить только что поставленный вопрос учителя, продолжить ответ товарища и т. п. При этой кажущейся внимательности ученик может или сознательно, приняв позу внимательного "слушателя, заниматься посторонними делами, пли непроиз­вольно сосредоточиваться на собственных мыслях, воспомина­ниях. Так называемая кажущаяся невнимательность может проявляться как в чрезмерной подвижности ученика, так и в пассивности, внешнем безразличии к уроку. Однако в обоих случаях ученик может быть достаточно внимательным и фак­тически участвовать в работе класса. В этом случае школьник, например, может свободно ответить на вопрос учителя, хотя последнему казалось, что он отвлекался.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: