Большое значение имеет исследование распределения внимания. Еще ранними экспериментами В. Вундта было доказано, что человек не может сосредоточить внимание на двух одновременно предъявляемых раздражителях и что так называемое «распределение внимания» между двумя раздражителями фактически является сменой внимания, быстро переходящего от одного раздражителя к другому. Это было показано с помощью так называемого компликационного аппарат а, кто о pun давал возможность предъявлять зрительный раздражитель (например, стрелку в положении «1») одновременно со звуковым раздражителем – звонком. Опыты показали, что, если испытуемые обращают внимание на движущуюся стрелку, им кажется, что звонок, сопровождающий ее прохождение мимо соответствующей отметки, запаздывает и появляется на несколько делений позже; если же они обращали внимание на звонок, то восприятие движущейся стрелки запаздывало, и испытуемый относил появление звонка к более раннему моменту.
Большое практическое значение имеет исследование распределения внимания в длительной работе; для этой цели используются так называемые «таблицы Шульте». На этих таблицах дается два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен в последовательном порядке указывать на серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру, или при осложненных условиях указывать на красные цифры в прямом, а черные в обратном порядке.[3]
|
|
Возможность длительно распределять свое внимание выражается в кривой, отмечающей время, затрачиваемое на нахождение каждой из цифр, входящих в оба ряда.
Как показали исследования, столь же отчетливо выступают индивидуальные различия у отдельных испытуемых; эти различия могут надежно отражать некоторые реакции в силе и подвижности нервных процессов и могут с успехом быть использованы в диагностических целях.
Описание диагностических методов
исследования внимания.
Исследование внимания имеет большое значение в школьной психодиагностике, в частности при анализе причин неуспеваемости, особенностей учебной деятельности, в целях выработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций. Специальные психологические исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успеваемость по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания. Успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Развивая те или иные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по различным предметам.
|
|
Представленные психодиагностические методики направлены на исследование различных свойств внимания.
1. Методика «Объем внимания». Автор: К.К. Платонов
Источник: Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1992
Цель: Изучение индивидуальных особенностей объема внимания и точности восприятия простейших объектов.
Описание методики, особенности проведения.
· Диапазон применения: начиная со старшего дошкольного возраста.
· Оборудование:
1. Набор из 15 карточек (см. Приложение № 1). На каждой карточке нарисована квадратная сетка из 16 равных клеток. В каждой сетке - несколько точек (от двух до восьми), расположенных в случайном порядке.
2. Бланк, на котором 15 пустых сеток, таких же, как на карточках.
· Процедура эксперимента:
До начала эксперимента испытуемый получает бланк (Приложение).
Экспериментатор сообщает испытуемому следующую инструкцию: «Сейчас я буду показывать Вам на очень короткое время карточки. На каждой карточке несколько точек, по-разному расположенных. (Для примера показать любую карточку). Ваша задача - запомнить, сколько точек на карточке и как они расположены. После того как будет показана первая карточка. Вы на бланке в первой квадратной сетке отметьте расположение точек. Если запомнили количество точек, но не помните расположения некоторых из них, то ставьте крестики около сетки. Например, вы помните, что точек восьми, и помните расположение шести из них. Ставьте 6 точек в соответствующих клетках сетки и два крестика рядом с сеткой. После показа второй карточки точки будете ставить во второй сетке и т.д. Вопросы есть? Приготовьтесь. Внимание!»
После команды «Внимание!» экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому на короткое время (около 0,1 с) каждую из 15 карточек. Порядок предъявления карточек случайный.
Описание обработки данных.
1. По каждой карточке определяется, правильно ли названо количество точек. Если правильно, то соответствующая квадратная сетка в бланке помечается знаком«+», если неправильно - знаком «-».
2. Показателем объема внимания данного испытуемого является число точек на карточке, при котором начинаются ошибки в указании их количества. Например, испытуемый правильно воспроизвел все карточки с пятью точками и меньше, но из карточек с шестью точками правильно воспроизвел только одну. В этом случае его объем внимания равен 5 единицам.
3. Показатель точности восприятия пространственного расположения точек получают следующим образом:
а) по каждой карточке подсчитывается процент правильно размещенных точек,
б) затем по всей серии - среднее арифметическое процентов.
4. Делая вывод, необходимо указывать следующее:
а) объем внимания данного испытуемого составляет столько-то единиц.
б) данный объем ниже, выше или соответствует возрастной норме.
в) узкий, средний или широкий объем внимания у данного испытуемого сочетается с высокой, низкой или средней точностью восприятия.
2. Методика изучения уровня внимания Авторы: П.Я. Гальперин, С.Л. Кабылицкая
Источник: Альманах психологических тестов. – М.: «КСП», 1996
Цель: Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.