Методы исследования внимания

Психологические исследования внимания, как правило, ставят своей задачей ис­следование произвольного внимания — его объема, устойчивости и распределения. Исследование наиболее сложных форм внимания представляет больший интерес, чем изучение непроизвольного внимания, которое в значительной степени выяв­ляется с помощью описанных выше приемов изучения ориентировочного рефлек­са и которое может существенно нарушаться только при массивных поражениях мозга, приводящих к общему снижению активности.

 

Исследование объема внимания.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа од­новременно предъявляемых элементов, которые могут быть с ясностью восприня­ты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявлять определенное число раздражителей за такое короткое время, за которое испытуе­мый не может перевести глаза с одного объекта на другой, исключая движение глаз, а также измерить число единиц, доступных для одновременного (симультанного) восприятия.

  Прибор, применяемый для этой цели, называется тахистоскопом (от греч. та-хисто — быстрый, скопио — смотрю). Он состоит обычно из окошечка, отделенно­го от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может про­извольно изменяться, так что рассматриваемый объект появляется на очень корот­кий промежуток времени от 10 до 50-100 мсек.[3]

Иногда для быстрой экспозиции объекта применяется вспышка, дающая воз­можность рассматривать объект в течение очень краткого времени (1-5 мсек).

Число ясно воспринятых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые фигуры достаточно просты и разбросаны по демонстрируе­мому полю в беспорядке, объем внимания обычно не превышает 5-7 одновремен­но ясно воспринимаемых объектов.

Для того чтобы избежать влияния последовательного образа, краткую экспози­цию предъявляемых объектов обычно сопровождают «стирающим образом», для чего на темном экране, который остается видимым, испытуемому рисуется беспо­рядочный набор линий, без изменения сохраняющихся после всех предъявлений и как бы «стирающих» последовательный образ предъявляемых объектов.

В последнее время были сделаны попытки выразить объем внимания в числах, принятых в теории связи для измерения «пропускной способности каналов» путем использования теории информации, однако эти попытки измерения объема внимания в «битах» (единицах теории информации) имеют ограниченное значение и применимы лишь в тех случаях, когда испытуемый имеет дело с хорошо известным ему конечным числом возможных фигур, из них лишь некоторые предъяв­ляются ему на короткий срок.

Понятие «объем внимания» очень близко к понятию «объем восприятия», и ши­роко применяемые в литературе понятия «поле ясного внимания» и «поле неясно­го внимания» очень близки к понятиям «центр» и «периферия» зрительного вос­приятия, в отношении которого они были подробно разработаны.

Исследование устойчивости внимания.

Наряду с исследованием объема внимания большое значение имеет исследова­ние устойчивости внимания, оно ставит перед собой задачу установить:

• насколько прочно и устойчиво сохраняется внимание к определенной зада­че в течение длительного времени;

• отмечаются ли при этом известные колебания в устойчивости внимания;

• когда возникают явления утомления, при которых внимание субъекта начи­нает отвлекаться побочными раздражителями.[3]

Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, со­стоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква по­вторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в те­чение длительного времени (3, 5, 10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной буквой). Экспериментатор отмечает чис­ло букв, вычеркнутых в течение каждой минуты, и число обнаруженных пропусков. Колебания внимания выражаются в уменьшении продуктивности работы и в увели­чении числа пропусков.

Аналогичное значение имеют таблицы Е. Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продук­тивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колеба­ний внимания.

Для того чтобы повысить требования к произвольной организации внимания, про­ведение описанных проб осложняется выделением отвлекающих факторов. Так, ис­пытуемому дается задание вычеркивать определенные буквы не в бессмысленном наборе букв, даваемом в таблицах Бурдона, а в интересном по содержанию тексте. В этом случае отвлекающее влияние интересного текста может привести к повыше­нию числа пропусков и снижению продуктивности работы, и наоборот, устойчивость произвольного внимания выражается в том, что выполнение требуемой задачи оста­ется неизменным даже в условиях введения отвлекающих внимание влияний.[3]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: