Распределение ответов на вопрос» Образование ваших родителей?»

 (в % к числу опрошенных)

 

     Варианты

В целом по вузам ДГАУ РГМУ РГПУ РГУ СКАГС

Неполное среднее

Отца 1,2 1,7 0,0 1,2 1,1 1,8
Матери 0,8 1,7 0,0 0,0 0,4 1,8

Среднее общее

Отца 9,4 9,7 5,3 16,9 8,9 8
Матери 5,2 6,3 3,1 10,6 3,9 4,4

Среднее специальное

Отца 38 56,2 30,5 44,6 27,1 37,1
Матери 37 51,7 34,7 41,2 30,4 29,2

Высшее

Отца 51,4 32,4 64,2 37,3 62,8 53,1
Матери 57 40,3 62,2 48,2 65,4 64,6

 

Не смотря на то, что рассматриваемая группа содержит примерно одинаковое количество студентов мужского и женского пола, юношей - выходцев из семей, где родители имеют высшее образование больше (57,6% юношей и 47,8% девушек - по отцу; 66,6% и 55% - по матери). Это может говорить о большей степени личной заинтересованности девушек получать высшее образование.

Также молодые люди, чьи родители не имеют высшего образования, более подвержены воздействию вредных привычек (систематически выпивают 22,2% детей чьи родители не имеют высшего образования, 6,6% детей в семьях с высшим образованием; систематически курят – 22,2% и 7,2% соответственно). (по матери 50% и 7%; 50% и 8%)

 

Тревогу и озабоченность также вызывает крайне небольшое отличие в вопросах курения и употребления алкогольных напитков между юношами и девушками.

Стоит обратить внимание на социально-профессиональный статус родителей. Расширяются ряды студентов, чьи родители являются обладателями частных фирм, имеют собственное дело либо являются руководителями разного ранга. Примечательно, что большинство поступивших в вуз на коммерческих условиях это дети из семей предпринимателей (22,4%), тогда как например студенты, чьи родители имеют статус квалифицированного рабочего поступают в вуз на коммерческих условиях в 12,2% случаях.

  С переходом с курса на курс, семья теряет свою роль базового фактора дифференциации. На это указывает то, что к пятому курсу группа более дифференцирована, что может произойти только с увеличением числа акторов расслоения. К пятому курсу большее количество студентов отвечают положительно на вопрос «существует ли расслоение в вашей группе?». Интересен тот факт, что градация становится более явной по материальному признаку.

 

  Попробуем выделить, какие еще основания дифференциации влияют на выделение слоев в группе на пятом курсе, и которые почти незаметны на первом. Во-первых, это вторичная занятость. Разделение на работающих и неработающих базируется уже на качествах самого студента. На первом курсе постоянно работающих, всего 1%, тогда как на пятом уже 17% и 20,2% имеют временную работу. Причем девушки работают наравне с юношами, с единственным отличием, что большее количество постоянно работающих девушек оценивают свою работу как временную, а юноши как постоянную.

 

К пятому курсу также увеличивается доля студентов вступивших в брак, и даже имеющих детей (на первом курсе женаты и имеют детей 0,95% студентов, к пятому – 5,6%). Что тоже является важным фактором дифференциации, основанном на личностных характеристиках. Традиционно в вопросах брака и семьи лидируют девушки (характеризуя свое семейное положение, «женаты нет детей» отвечают 1,5% юношей и 4,8% девушек и» женаты есть дети» - 1,5% и 2,5% соответственно).

Пять лет проведенных вместе, должны сделать группу более сплоченной, между студентами должны появиться дружеские связи и общие интересы, но это опять же не так. На вопрос «как бы охарактеризовали коллектив своей учебной группы?» только 8,6% первокурсников дают ответ «разобщен, в основном каждый сам по себе» и уже 32,3 % пятикурсников. Сплоченным дружным коллектив считают 16,4% первокурсников и 15,9% пятикурсников, по данному показателю разница не слишком велика.   Примечательно, что по этим вопросам оценки юношей по всем позициям выше, чем у девушек. Нарастание противопоставления мнений различных групп учащихся происходит в основном на 3-4 курсах учебы. Это говорит о появлении внешних группе или даже вузу связей и отношений. На вопрос «кто является вашими друзьями?» 32,3% тех, кто считают группу разобщенной, отвечают «студенты других вузов» и 14,5% отвечают, что их друзья вообще не являются студентами. Тогда как молодые люди, считающие свой коллектив сплоченным, дают те же ответы в 14% и 6% случаев соответственно.

 

                                                                                                                                         Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Как бы вы охарактеризовали коллектив своей           учебной группы?» в зависимости от курса обучения, пола (в % к числу опрошенных)

Варианты

                         Курс обучения

          Пол

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Муж. Жен.
Сплоченный, дружный 38,1 26,6 31,1 33,8 35,5 36,4 31,1
Заметно выражены отдельные группировки 47,6 67,2 50,7 53,5 40 49,4 54,6
Разобщен, в основном каждый сам по себе 4,8 2,3 12,2 7,1 18,2 6,9 8,9
Затрудняюсь ответить 9,5 3,9 6 5,6 6,3 7,3 5,4

 

Сделаем вывод. Получая статус студента, молодой человек является носителем социальных, материальных и ценностных качеств своих родителей. На данном этапе семья является базовым фактором дифференциации студенчества. Но с течением времени, с переходом с курса на курс, семья утрачивает это свое качество. Это связано с появлением у студента собственных связей и отношений, профессиональных ожиданий и интересов, с появлением вторичной занятости и вступлением в брак. Таким образом, в процесс расслоения включается множество других акторов, что делает группу к пятому курсу более дифференцированной, и семья как фактор дифференциации уходит на второй план.

Процесс дифференциации может проходить достаточно болезненно для студентов и задача вуза в процессе обучения сгладить, «снять» социальные противоречия между ними.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: