Государственная политика регулирования, создания и деятельность особых

Экономических зон.

Принятие Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005г. свидетельствуют о решительных мерах - о включении государства в осуществление предпринимательской деятельности. На определенных Правительством РФ территориях создаются особые экономические зоны (ОЭЗ), промышленно-производственные и технико-внедренческие, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Утвержденное Постановлением Правительства РФ Положение о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами от 19 августа 2005г. закрепило единство управленческо-предпринимательских отношений. Агентство осуществляет управление ОЭЗ и распоряжается объектами недвижимости, расположенными на территории ОЭЗ и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, а также земельными участками на основании соглашения о создании ОЭЗ. Оно осуществляет контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, представляя в судебные органы заявления о лишении лица статуса резидента ОЭЗ и о расторжении соглашения о ведении предпринимательской деятельности в случае отклонения от условий соглашения (выпуск товаров, не согласованных с органами управления ОЭЗ и т.п. Агентство и его территориальные органы заключают с резидентами ОЭЗ договоры аренды земельных участков, государственного и (или) муниципального имущества, расположенного на земельных участков в пределах территории ОЭЗ.

Важно отметить, что на территории ОЭЗ складываются единые предпринимательские отношения между государственными органами управления и резидентами, коммерческими организациями, за исключением унитарного предприятия. На эти отношения распространяются только нормы Федерального закона об ОЭЗ, указы президента РФ, постановления Правительства РФ и принимаемые с ними иные нормативные правовые акты. В законодательство об ОЭЗ иные федеральные законы, в том числе ГК РФ, не включаются. И это не случайно, так как в ОЭЗ устанавливается особый режим предпринимательской деятельности, в котором превалирующее значение имеет соглашения о создании ОЭЗ, постоянными участниками которого являются Правительство РФ, высший исполнительный орган

15

субъекта РФ и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которого создается ОЭЗ.

ОЭЗ создается на 20 лет, в соглашении его участникам необходимо установить ряд важных параметров функционирования ОЭЗ, в частности, объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной инфраструктуры, размеры принадлежащих РФ, муниципальному образованию долей в общей долевой собственности на объекты инфраструктуры ОЭЗ, порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ, обязательства исполнительного органа субъекта РФ по делегированию ФА по управлению ОЭЗ полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости в пределах территории ОЭЗ на срок ее существования. Названные и другие условия соглашения не укладываются нив рамки гражданско-правового обязательства, ни в рамки административного договора.

На момент создания ОЭЗ могут учреждаться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. На этих участках могут быть расположены только объекты государственной собственности и не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан и юридических лиц. Таким образом, органы исполнительной власти субъекта РФ и местного самоуправления в заявке, подаваемой В Правительство РФ, обосновывают целесообразность и эффективность ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения.

Деятельность резидента оценивается по следующим критериям. Во-первых, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы должны быть зарегистрированы на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ. Во-вторых, резидент обязан заключить соглашение о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой деятельности с органом управления ОЭЗ в порядке и на условиях, предусмотренных ФЗ об ОЭЗ. Органы управления ОЭЗ вносят в запись о регистрации данного лица в реестр резидентов ОЭЗ. Резидент вправе осуществлять промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность только в пределах, предусмотренных соглашением с органами управления ОЭЗ, т.е. резидент обладает специальной правоспособностью.

16

Коммерческая организация, становясь резидентом ОЭЗ, ограничивается в своей правоспособности в силу закона: она не вправе на территории ОЭЗ вести иную промышленно-внедренческую деятельность кроме той, которая обозначена в соглашении, иметь филиалы и представительства за пределами ОЭЗ. Федеральный закон от 22 июня 2005г. предусматривает лишение статуса резидента ОЭЗ, а не ликвидации.

Итак, можно констатировать, что особый режим осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ регулируется Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005г., указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ и принимаемые в соответствии с ними иными нормативными актами.

Подход, заложенный в анализируемом Законе, мог бы послужить толчком к подготовке федерального закона о развитии малого бизнеса, который также представляет собой особый режим предпринимательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: